//   Погода:
Новости

Что потеряли Вязники, разрушив свою красоту и гордость Казанский собор

Увеличить картинкуВажно увидеть то, что могли видеть все и не видел никто.
Л.Н. Толстой

Не осталось вязниковцев, входивших с молитвой под сень Казанского храма, лицезревших его внутреннее убранство, благолепие, его чудотворную икону Казанской Божией Матери. Да и тех, кто видел последние дни собора, его гордые главы, еще увенчанные православными крестами, остались единицы. Всё, что осталось — лишь пересказы, немногие фотографии и скудные архивные сведения. Не сохранилось ни чертежей, ни документации, ни имён строителей.
О Казанском соборе подробно написано вязниковскими краеведами и любителями вязниковской старины. В конце девяностых годов «Новая вязниковская газета» в четырёх номерах опубликовала обширную статью вязниковского краеведа Доната Андреевича Обидина, озаглавленную «Когда и как потеряли Вязники свою красоту и гордость — Казанский собор?» Болью сердца звучит каждая строчка этого повествования…

Что же представлял собой Казанский собор?
В православии «собор» — главный храм города или монастыря, а также главный храм ведомства, где может совершать богослужение высокое духовное лицо — архиепископ, епископ. Статус собора присваивается храму раз и навсегда. По размерам собор может не отличаться от обычного приходского храма, но рассчитан на то, что богослужения (главным образом, праздничные) совершаются собором духовенства, т.е. в штате храма должно быть несколько священников.
В Вязниках на Соборной площади находился церковный комплекс, состоящий из Казанского Богородицкого (холодного) собора; Соборного храма во имя Святителя и чудотворца Николая (тёплого); часовни во имя Святителя и Чудотворца Николая, построенной в 1885 г. (поставлена на месте старого разобранного в 1866-67 г. Николаевского храма); колокольни и ограды. Вокруг собора ограда была каменной с железными решётками. По её углам располагались четыре башни, также крытые железом. То что мы сейчас именуем «часовней», есть одна из этих башен. В ограде имелось трое ворот с калитками: с западной северной и южной сторон. Ограда с башнями и часовней тоже появилась в 1885 году.
На территории собора за оградой были захоронены священники Вязниковского Казанского собора и почётные граждане города. Вот имена лишь некоторых из них: Андрей Розанов (священник), Флегонт Иванович Лавров (протоиерей), Василий Матвеевич Лавров (протоиерей, благочинный 1-го Вязниковского округа), Иоанн Смирнов (протоиерей Казанского собора, благочинный 1-го Вязниковского округа), Василий Иванович Смирнов (личный почетный гражданин), Иван Васильевич Крылов (священник Покровской церкви), Николай Львович Никитин (староста собора, Вязниковский 1-й гильдии купец), Александра Федоровна Никитина (потомственная гражданка), Николай Григорьевич Татаринцев (купец 1-й гильдии) и другие.

Собор разграблен — дома построены
С первого дня прихода к власти большевики начали богоборческую деятельность. 1922 год ознаменовался началом массового ограбления русских православных храмов по всей стране под видом реализации декрета «Об изъятии церковных ценностей на нужды голодающих». Многим вязниковским приходским храмам в начале 1920- х годов был нанесен значительный материальный ущерб, из них было вывезено огромное количество церковных ценностей, имевших высокое художественное значение.
В состав комиссии по изъятию ценностей в Казанском соборе входили: Сай, Карпухин (не участвовали, симулировав болезнь или др. уважительную причину), непосредственно проводили изъятие В.Г. Евдокимов, А.И. Гусев, С.П. Колесов, А.Н. Горелов и А.Ф. Маслов. Художник Н.Н Харламов, как представитель Музейного отдела, был приглашён в роли эксперта.
Что же было изъято комиссией в Казанском соборе в 1923 г.?
Из личных воспоминаний Евдокимова: «Когда мы с Гусевым приступили к снятию ризы с чудотворной иконы «Казанская», церковный староста Кошутин стал просить нас оставить все как было, обещая, что верующие внесут стоимость украшений золотом и серебром. Мы ответили, что это можно будет сделать после того, как будет оценено снятое с иконы. Впоследствии в обмен на собранные среди верующих золотые, серебряные вещи и золотую монету, ценности, снятые с иконы, были возвращены».
Это подтверждается и описью церковного имущества Казанского собора 1925 года, подписанной составом президиума Приходского совета: И. Соколовым, священником-ключарем собора И. Ор- фановым, старостой Кошутиным, священником Казанским.
Окончательное изъятие ценностей из собора произошло позднее 1925 года и, конечно, на помощь голодающим они не пошли, куда они делись, можно только предполагать. Вот что по этому поводу пишет Донат Обидин: «Один из депутатов городского совета задал было вопрос: «А куда делось все это богатство?» Ему ответили: «Все отправлено в Москву». Но никто не видел ни акта изъятия, ни акта отправки. А вскоре в Вязниках у тех лиц, кто принимал участие в «ограблении» иконы, появились новые дома».
Строить новые дома было на что! Из Казанского собора вывезли изделия из серебра: иконостас, ризница, священные служебные сосуды, дарохранительницы, ковчеги, кадила. Всего 14,685 пуда или 234,96 кг. В современных ценах — без малого. 18 миллионов рублей. Это только стоимость металла.
Сохранился и перечень драгоценных камней, украшающих икону Казанской Божией Матери: 252 бриллианта, 294 алмазные розы, 2 аквамарина, 2 аметиста, 8 гиацинтов, 1 сапфир, 21 яхонт, 14 изумрудов и 111 жемчужин. Всё это также стало достоянием молодой советской власти или отдельных её представителей. Художественную ценность самих икон, особенно греческого письма, окладов, риз, рам, золочения по серебру определить сложно. И, конечно, это невозможно воссоздать.
Кстати, художник Харламов разошёлся во взглядах с членами комиссии по изъятию церковных ценностей, собиравшимися снять ризу с иконы Казанской Божией Матери. Он написал взволнованное заключение в защиту декоративного убранства иконы: «Разрушение этого национально-художественного исторического целостного памятника искусства и старины является совершенно немыслимым и недопустимым». К сожалению, его мольбы услышаны не были. Нам остается только помнить, что Казанский собор с его ценностями существовал, и всё это было создано руками наших предков. А мы не смогли этого сохранить.

Остаётся только молить Бога…
В последние годы в городе идёт работа по восстановлению Казанского собора. Строится его колокольня. И снова вспоминаются слова Доната Андреевича Обидина: «Для того чтобы восстановить красу и гордость Вязников — Казанский собор, нужны не только деньги, нужна вера в Бога, не игра в неё, а настоящая вера! В Вязниках всё в прошлом… Связь с историей уже давно прервана. И если со временем городу удастся «построить» новый Казанский собор, то это будет уже НОВЫЙ Казанский собор. И даже если во вновь восстановленный собор будет перемещена Казанская икона Божией Матери, которая сейчас находится в Кресто-воздвиженском храме, то это будет уже не та икона. И всё будет не то, остаётся только молить Бога о том, чтобы он не погубил наш город, как погубили когда-то неверные чудотворную икону и сам Казанский собор».
И как заклинание звучит его призыв: «Люди, помните!»

Юрий ВАСИЩЕВ, г. Вязники, май-июнь 2016 г.
Фото с сайта: http://tsiplev.ucoz.ru/photo/79-0-1412-3

Поделиться новостью

Добавить комментарий