//   Погода:
Новости

«Кинешма» в Вязниковском заречье

Увеличить картинкуК числу примечательных уголков нашего края без сомнения относится Кинешемский погост в Вязниковском районе — место красивое, достаточно труднодоступное и почти романтическое, которое в отличие от одноименного города на Волге называют «вязниковской Кинешмой». Историческая традиция связывает возникновение погоста со старшим современником Сергия Радонежского Михаилом Верижником — монахом-подвижником второй половины XIII – первой трети XIV столетия, который жил в лесах на левом берегу Клязьмы и прославился тем, что для смирения духа и плоти добровольно носил тяжелые цепи-вериги. Есть версия, что старец Михаил основал монастырь на месте Кинешемского погоста, тем более, что соседнее озеро до сих пор носит название Монастырского.

Хотя часть исследователей считают, что инок Михаил подвизался в пределах нынешнего Ковровского района, где и теперь находится населенный пункт в названием Пустынка, названный так по прежде находившемуся там другому монастырю — Михайловой пустыни. Однако не исключено, что Михаил Верижник, скончавшийся в 1333 году, имел отношение и к Пустынке, и к обители на месте Кинешемского погоста, подобно тому, как, скажем, тот же Сергий Радонежский основал сразу несколько монастырей.

Кинешемский погост, если мерить по прямой, находится всего километрах в шести к северо-западу от окраины Вязников, причем формально даже входит в состав муниципального образования «Город Вязники». Но попасть туда весьма непросто. Для этого требуется переправиться через Клязьму по наплавному мосту, потом проехать еще с десяток километров по дороге в сторону деревни Козлово, а затем повернуть налево и несколько верст пробираться между озерами-старицами и берегом Клязьмы по разбитым колеям. В распутицу там вообще можно завязнуть даже на внедорожнике, во всяком случае, «не зная броду». К тому же для местных жителей сегодня по большей части Кинешемский погост это просто «Никола» — с незапамятных времен тамошний храм был посвящен в честь святого Николая Чудотворца, поэтому дорогу до Кинешемского погоста спрашивать почти бесполезно. Про Николу же — другое дело!

Впервые в документах Никольский храм в Кинешемском погосте упоминается в конце 1620-х гг., когда тамошние земли являлись владением вдовы боярина князя Федора Ивановича Мстиславского княгини Ирины Михайловны, урожденной княжны Темкиной-Ростовской. Князь Мстиславский, прямой потомок великого литовского князя Гедимина, считался одним из самых знатных людей Московского государства. Дважды — в 1606 и 1611 гг. ему даже предлагали занять российский престол. Но царем всея Руси Федором III князь Мстиславский стать не пожелал, и оказался одним из инициаторов возведения на трон Михаила Федоровича Романова.

Федору и Ирине Мстиславским принадлежал город Ярополч Залесский — предтеча нынешних Вязников со всеми окрестностями. Однако огромное богатство и влияние не сделали их брак счастливым. Сын и дочь княжеской четы умерли в младенчестве, и род Мстиславских пресекся. Овдовев, княгиня Ирина щедро жертвовала на монастыри, на ее средства возвели несколько храмов. Скорее всего, именно она построила и деревянную Никольскую церковь, обозначенную в окладных книгах Патриаршего приказа 1629 года как «церковь великого Чудотворца Николы Кинешемского в вотчине боярина князя Федора Ивановича Мстиславского княгини Ирины в Ярополческой волости за рекою за Клязьмою на луговой стороне на погосте». По преданию церковь возвели на том месте, где крестьяне из окрестных деревень на дереве обрели икону святого Николая Можайского.

В старину существовало предание о том, что в Смутное время начала XVII столетия в Кинешемском погосте в одном из подземных тайников князья Мстиславские спрятали часть своих несметных сокровищ. Будто бы в середине позапрошлого века местные крестьяне даже находили часть этого клада, в том числе старинные доспехи и оружие, украшенные золотой насечкой. Легенда это или быль — сказать трудно. Во всяком случае, несомненно, что берега Клязьмы до сих пор скрывают множество еще не раскрытых тайн. Первый по времени каменный храм в то же именование в Кинешемском погосте строили почти полтора десятка лет — с 1807 по 1821 годы. Сначала соорудили трапезу, потом — основное церковное здание. Одним из инициаторов строительства стал священник Кинешемского погоста Семен Иванович Силецкий (или Селецкий), поступивший туда еще в канун Отечественной войны 1812 года и прослуживший там более 35 лет. При нем построили не только Никольский храм, но и трехъярусную каменную колокольню — звонницу сооружали еще 4 года — с 1847 по 1851-й по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Парфения (Черткова). Эти храм и колокольня сохранились вплоть до наших дней. Очевидно, вместе с колокольней была построена также уцелевшая до нынешних времен кирпичная ограда со святыми воротами.

Из настоятелей погоста дольше всех там священствовал Стефан Александрович Лавров — с 1836 по 1881 гг. Он скончался в 1893 году и был погребен при Никольской церкви. Его преемником стал сын Иван Стефанович Лавров, учившийся во Владимирской семинарии и Московском университете. Одним из последних священников в Кинешемском погосте был Иоанн Виноградов, в 1902 году награжденный за пастырские заслуги золотым наперсным крестом от Священного Синода.

Никольская церковь была закрыта в 1930-е годы, и с тех пор погост начал хиреть. Первоначально дорогу туда поддерживали для того, чтобы возить усопших на кладбище при «Николе», но с каждым годом вязниковские деревеньки за Клязьмой все более скудели людьми, и все большее число могил становились заброшенными.

Почти с десяток лет назад настоятель соседней Серапионовой пустыни иеромонах Антоний (Додунов) вместе с послушниками убрал накопившийся за десятилетия мусор из Никольской церкви, очистил крышу разоренного храма от поросли, и впервые после 70-летнего запустения даже служил там в праздник Святой Живоначальной Троицы в 2006 году. До сих пор существует надежда возрождения старого погоста в виде подворья одного из монастырей, как, скажем, это случилось с Акиншиным близ Мстеры или Медушским погостом в Ковровском районе. Но пока Николо-Кинешемский погост по-прежнему остается уединенным и даже мрачноватым местом, о котором знают не слишком много людей. Лишь рыбаки постоянно посещают берега озера Никола, которое так названо по соседству с храмом погоста, и соседнего озера Монастырского, да немногие туристы добираются до одинокой заброшенной церкви, которую видно даже с противоположного берега Клязьмы за добрый десяток километров. Такова вкратце история «вязниковской Кинешмы».

Николай ФРОЛОВ.
НА ФОТО: Кинешемский погост.

Поделиться новостью

Добавить комментарий