//   Погода:
Новости

Песня белого камня в Вязниковской школе искусств

Белокаменная резьба – один из столпов традиционной культуры Владимиро-Суздальской Руси. На территории нашего региона существуют восемь памятников этого искусства  древнерусского зодчества, внесённых в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Кажется, эта уникальная техника постепенно уходит в прошлое. Впрочем, не все с этим согласны. Например,  руководство, преподаватели Вязниковской детской школы искусств им. Л.И. Ошанина. Вот уже три десятилетия здесь готовят юных скульпторов, умеющих покорить белый камень. По данному направлению образовательное учреждение в сфере культуры является уникальным в регионе-33.

Всё начинается с учителя

Уже в фойе ДШИ им. Л.И. Ошанина гостей встречают белокаменные скульптуры в форме геральдических львов, будто сошедшие с фасадов Дмитриевского собора во Владимире. Директор школы искусств Любовь Алексеева шутит, что они охраняют учреждение от всего дурного. Львы –  подарок первого потока воспитанников удивительного педагога Владимира Ивлева.

Владимир Иванович – выпускник Суздальского художественно-реставрационного училища. Он работал в реставрационной мастерской народного художника РФ, профессора В.В. Глебова, а также участвовал в восстановлении церкви Вознесения Господня в Коломенском и храма Христа Спасителя в Москве. В его активе – многочисленные грамоты и дипломы местного, областного и всероссийского уровней.

— При поступлении в училище был выбор: заниматься деревом или камнем. Сознательно сделал ставку на последнее, — говорит Владимир Иванович. — Всегда восхищался шедеврами белокаменного зодчества земли Владимирской.

Педагог и скульптор не просто сам беззаветно влюблён в древнее ремесло, но и умеет заразить этой энергией учащихся. Именно поэтому у Владимира Ивлева нет недостатка в учениках. Они – его главная гордость, активные участники и победители региональных конкурсов изобразительного искусства «Наука и творчество», «Ангелы вдохновения», «Храмы России». Многие выпускники В.И. Ивлева продолжили совершенствовать ремесло в профессиональных учебных заведениях, став профессиональными реставраторами и архитекторами.

Начиная с 1993 года, Владимир Ивлев преподаёт скульптуру в детской школе искусств. Он  решил не ограничиваться пластилином и глиной, как многие его коллеги в других районах области, а замахнулся на сложный и по-своему капризный материал – белый камень, в убеждении, что сохранение традиций белокаменной резьбы – связующая нить, объединяющая сотни поколений жителей нашего региона.

— На занятиях мои подопечные не просто изучают историю и архитектуру домонгольской Руси по книгам и картинкам, но и ездим на экскурсии по памятникам белокаменного зодчества нашей области, — рассказывает педагог. — Я замечаю, что дети буквально погружаются в ту эпоху.

 

Искусство из глубины веков

Владимиро-Суздальской земли XII—XIII вв. является едва ли не наиболее яркой и блестящей страницей в истории русской архитектуры домонгольской поры. Высокое художественное совершенство, идейная наполненность строительного искусства и его быстрый расцвет были результатом тесной связи архитектуры с развитием общественной жизни, с её прогрессивными течениями.

В истории белокаменной резьбы исследователи выделяют три периода.

Для Владимиро-Суздальской православной архитектуры ранней поры — при князе Юрии Долгоруком — традиционны белокаменные храмы с относительно скромным декором: лишь арочные пояски на апсидах, да горизонтальная полочка-отлив посередине стен храма.

Позднее, по мере развития Владимиро-Суздальской архитектуры, при князе Андрее Боголюбском, в украшении внешнего убранства храмов стала применяться каменная резьба –   орнаменты в зверином стиле, многофигурные сцены, основанные на популярных фольклорных сюжетах тех времён. Это связано с романским влиянием архитектуры Западной Европы. Появились такие типичные романские элементы, как  перспективные порталы, аркатурно-колончатые пояса, профилированные цоколи и карнизы.

Ещё одной чертой, бывшей типичной для храмов Владимиро-Суздальской архитектуры, стали крайне узкие, щелевидные окна — почти бойницы, обрамленные многоуступчатым профилем.

Кульминацией Владимиро-Суздальской архитектуры является Георгиевский собор в Юрьеве Польском 1236 года постройки. Он весь, от карниза барабана до цоколя, покрыт белокаменной резьбой.

Через год на Русь хлынули полчища Батыя, прервавшие развитие русской архитектуры в целом и Владимиро-Суздальской школы в частности.

 

Из истории – в современность

Для организации мастерской руководству ДШИ имени Л.И. Ошанина пришлось приложить немало финансовых и организационных усилий. Были приобретены инструменты и станки, а, главное, сам белый камень.  Несколько тонн материала закупили в Добрятине и Подмосковье. Его качество проверял лично Владимир Ивлев.

— Подойдёт далеко не каждый кусок. Свежий камень нужно успеть обработать, чтобы он не потерял нужные свойства, позволяющие проводить по нему резьбу, — говорят в школе искусств. — Сейчас запасы уже подходят к концу и надо приобрести ещё примерно 4 тонны. В среднем, за один год у нас уходит до тонны этого ценного материала.

Сейчас обучение скульптуре и резьбе по белому камню в ДШИ проходят 18 детей. Сначала они «набивают руку» на пластилине. Затем переходят на глину и гипс. Белый камень – своего рода завершающий этап в процессе обучения. По словам педагога, тут также присутствует несколько ступеней. На первых порах дети стараются скопировать растительные орнаменты древних владимирских храмов. После этого переходят на изображения животных и людей. Некоторые пробуют силы в авторских композициях.

В рамках юбилейного Всероссийского праздника поэзии и песни работами подопечных Владимира Ивлева могли полюбоваться все желающие. Прямо перед школой искусств была развёрнута уникальная выставка. Животные и птицы, былинные богатыри и солдаты, барельефы с историческими и патриотическими мотивами пришлись по душе многим гостям.

— Занятия белокаменным зодчеством рассматриваются как идеальное условие развития регионального компонента в художественном воспитании подрастающего поколения на базе детских школ искусств, — отмечает Любовь Алексеева. — Но самое главное, это позволяет через интерес и совершенствование профессиональных навыков учащихся сохранять и развивать народные традиции, не даёт кануть в Лету древнему ремеслу.

Вера ПЕТРОВА,

экскурсовод МБУК «Вязниковский историко-художественный музей».

Источник: газета «Районка, 21 век» №41 (662) от 26.10.2023.

Поделиться новостью

Добавить комментарий