//   Погода:
Новости

Епископ Феодор — первый архипастырь нашего края

В нынешнем году исполняется 1000 лет со времени кончины святителя Феодора Суздальского — первого православного архипастыря нашего края, с которого начинается история Владимиро-Суздальской епархии. На всю округу, включая многочисленные селения по Клязьме в пределах нынешних Вязниковского, Гороховецкого и Ковровского районов,  владыка Феодор был первым и в ту пору единственным епископом. И вся его жизнь стала подвигом во имя просвещения и торжества православия.

Владыка Феодор был родом из Греции, точнее — из Византийской империи, откуда поставлялись на Русь первые православные митрополиты и епископы. В 990 году, всего пару лет спустя после крещения Руси, первый по времени митрополит Киевский Михаил I, тоже грек, назначил своего земляка Феодора первым епископом далекой Залесской Руси, главными городами которой тогда являлись Суздаль и Ростов Великий.

Время было непростое. Прошло лишь десятилетие после того, как в междоусобной борьбе старший сын легендарного воителя Святослава Игоревича великий князь Киевский Ярополк I Святославич был свергнут и убит своим младшим братом Владимиром I. И всего два года прошло, как тот же Владимир принял православное крещение и крестил Русь.

В Залесском крае к началу 990-х гг. население почти не было обращено в христианство. Так, жители Ростова Великого, куда прибыл архипастырь, будучи приверженцами язычества, приняли владыку Феодора недружелюбно и даже враждебно. Однако святитель оказался выдающимся проповедником и незаурядным психологом, понемногу переламывая настроение своей потенциальной паствы в желаемом направлении.

В кратком рукописном сказании, сохранявшемся в ризнице Суздальского Богородице-Рождественского собора, о поистине апостольском служении архипастыря говорится следующее: «Прием святитель Феодор паству словесных овец в Суждальской стране, и видя их помраченными, начал, возлагая на Бога упование, сеяти семя Слова Божия, идольския капища разрушая, храмы же святые во славу Божию созидая и украшая. Зряше бо народи богоугодное житие его и кроткий нрав, и слыша Богодухновенное учение его, по премногу удивляшеся, обращахуся в веру Христову и приимаху святое крещение».

Тем не менее, после непродолжительного управления епархией с берегов озера Неро, владыка Феодор вынужден был бежать из Ростова в Суздаль. По-видимому, это было в 992 году. Историк Сергей Соловьев в своей «Истории России с древнейших времен» писал, что христианство «принялось скоро в Киеве, на юге, где было уже и прежде давно знакомо, но медленно, с большими препятствиями распространялось оно на севере и востоке: первые епископы Ростова Феодор и Илларион принуждены были бежать от ярости язычников».

Несколько раз Преосвященный Феодор пытался вернуться в Ростов, но потом вновь вынужденно уходил в Суздаль. Вторично (а, возможно, уже в третий раз) в Ростов епископ Феодор I прибыл вместе с князем Борисом Владимировичем Ростовским, которому отец Владимир I Святославич дал в удел Ростово-Суздальскую Залесскую землю.

В житии митрополита Леонтия говорится: «Феодора же епископа посла в Ростов с князем Борисом. Той бысть первый епископ Ростову, и крести ростовскую землю и суздальскую, много поучив вере христианской, но не можаше уверить жителей до конца, понеже искони злому их неверствию вскоренившемуся изгнан бысть от них». Это известие, скорее всего, относится к 1010 году, когда князь Борис сменил в Ростове князя Ярослава (Мудрого), перешедшего в Новгород.

В последний раз епископ Феодор, по всей видимости, покинул Ростов после отъезда князя Бориса в Киев в 1014 году. На следующий год умер великий князь Владимир Святославич, после чего в очередной междоусобице новый великий князь Святополк I Окаянный убил трех своих братьев Бориса Ростовского, Глеба Муромского и Святослава Древлянского.

Потом братоубийцу сверг еще один его брат Ярослав Владимирович, позже получивший прозвание Мудрый. Однако князю Ярославу после этого еще предстояло укрепить свою власть в соперничестве со своим братом Мстиславом Черниговским. Во всяком случае, ему было точно не до Залесья, где после гибели святого Бориса Ростовского своих князей не было еще более столетия.

Поэтому лишенный поддержки светской власти епископ Феодор провел остаток дней в Суздале, где его принимали гораздо лучше, чем в Ростове. В Суздале он и скончался в 1023 году, войдя в историю в качестве святителя Феодора Суздальского. Его смерть ободрила приверженцев язычества, и уже в 1024 году в Суздале вспыхнул так называемый мятеж волхвов, который удалось подавить лишь после личного вмешательства Ярослава Мудрого.

Епископ Феодор I был погребен в Суздальской соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, где его мощи почивают и до сего дня.

В Суздале память святителя Феодора, Суздальского епископа и чудотворца, была очень почитаема вместе с памятью святителя Иоанна, епископа Суздальского XIV столетия. Вдова князя Владимира Андреевича Старицкого – княгиня Евпраксия, в 1581 г. положила дорогой покров на гробницу святителя Феодора. С 1635 г. над мощами святителя существует настенная надпись: «В лето 6948 первый благоверный и великий князь Владимир просвети Суждальскую землю святым крещением и паству вручи епископу Феодору».

В 1794 году мощи святителя Феодора поместили в раку из позолоченного серебра и поместили у иконостаса Суздальского собора. 20 августа 1879 года их по указу Святейшего синода переложили в новую серебряную раку, в честь чего было установлено местное празднование.

В 1998 году в связи с аварийным состоянием Рождественского собора мощи святителя Феодора перенесли в Казанскую церковь Суздаля, где мощи первого владыки нашего края остаются по сей день.

 Николай ФРОЛОВ.

Источник: газета «Районка, 21 век» №39 (660) от 6.10.2023 г.

 

 

Поделиться новостью

Добавить комментарий