//   Погода:
Новости

Государев спутник и творец царского гимна

В нынешнем году исполняется 190 лет с первого публичного исполнения гимна России «Боже, царя храни!». Это произведение композитора Алексея Львова и поэта Василия Жуковского сохраняло официальный статус российского гимна более 83 лет — дольше других подобных символов нашей страны. Даже нынешний гимн Российской Федерации на музыку Александра Александрова с учетом его «стажа» в годы СССР еще не преодолел 80-летнюю отметку. В этой связи небезынтересно будет вспомнить о посещениях автором музыки самого «долгоиграющего» гимна России А.Львовым нашего края, где он побывал как минимум дважды.

Алексей Федорович Львов был потомком старинного дворянского рода, известного своей приверженностью к наукам и искусствам. Его отец Фёдор Петрович, в молодости служивший гвардейским офицером, а потом ставший видным чиновником, был литератором и музыковедом. Он совмещал пост статс-секретаря Госсовета по Департаменту государственной экономии с руководством Придворной певческой капеллой. Львовы состояли в близком родстве с владимирским губернатором конца XVIII столетия — Петром Гаврииловичем Лазаревым.

Родившийся в 1798 году Алексей Львов поначалу избрал карьеру инженера-путейца, окончив Институт путей сообщения. Одновременно он совершенствовался в игре на различных музыкальных инструментах и, прежде всего, на скрипке, которую впервые взял в руки еще в семилетнем возрасте. В качестве инженера Львов 8 лет служил в новгородских военных поселениях, которыми тогда ведал всесильный и мелочно-придирчивый граф Аракчеев, ужиться с которым было очень трудно.

В конце 1825 года Львов был приглашен шефом жандармов А. Х. Бенкендорфом на должность адъютанта. Его кандидатуру одобрил император Николай I, сказавший Бенкендорфу: «Возьми его, он хороший офицер, сумел восемь лет прослужить у Аракчеева». Вскоре Львов стал близок к государю и во время русско-турецкой войны 1828-1829 гг. заведовал делами главной квартиры, состоя в императорской свите.

В 1833 году Алексей Львов сопровождал Николая I во время его визита в Австрию и Пруссию, где императора всюду приветствовали звуками английского марша, на музыку которого исполнялся тогдашний российский гимн. Царь слушал мелодию без особого энтузиазма и по возвращении поручил Львову сочинить гимн в национальном стиле.

Алексей Федорович это поручение исполнил. Прослушав новый гимн «Боже, царя храни» в исполнении хора придворной капеллы и двух военных оркестров, Николай I поблагодарил композитора: «Спасибо, прелестно, ты совершенно понял меня». Новый гимн был официально утвержден и оставался таковым вплоть до Февральской революции 1917-го.

Львов был назначен флигель-адъютантом и стал сопровождать императора в поездках по России и за границей, что было почетной, но нелегкой обязанностью. 12 октября 1834 года вместе с государем по пути из Нижнего Новгорода Львов побывал во Владимире, где осмотрел Успенский и Дмитровский соборы, а также Золотые ворота. Именно тогда заметивший ветхость и бедность Дмитровского собора Николай I повелел привести этот храм в «первобытный вид», из-за чего при проведенной «реставрации» были снесены древние галереи, окружавшие этот памятник старины.

Второй раз во Владимирской губернии Львов побывал в августе 1836 года, вновь сопровождая царя. Как писал позже граф А.Бенкендорф, тоже участвовавший в этом вояже, «из древней нашей столицы мы отправились 13-го числа в полночь через Владимир, Ковров, Вязники и Горбатов в Нижний». Наскоро миновав Владимир, царский кортеж остановился на обед в Коврове.

Флигель-адъютант Алексей Львов ехал впереди царской коляски и последовательно  предупреждал ковровчан, вязниковцев и гороховчан о прибытии императора. Об этом сохранились уникальные воспоминания протоиерея Христорождественского собора города Коврова Силы Архангельского, записанные его преемником протоиереем Алексеем Радугиным: «В 1836 году августа 14 числа в 7 часов пополудни, Государь Император Николай Павлович посетил проездом г. Ковров. С утра до двух часов за полдень погода стояла ненастная, крупный дождь разгонял толпы любопытных, но к счастью, ненастье кончилось; запад, куда были устремлены взоры любопытных, прояснился; солнце в полном сиянии начало закат свой. Тысячи народа, расположившись по всем направлениям назначенного тракта, с жадностью смотрели по возвышенности поймы, откуда видны были скакавшие экипажи свиты Его Величества.

Лишь только флигель-адъютант Львов сказал, что в следующем экипаже изволит ехать Государь, народ бросился к мосту. «Здорово дети!» — было первым приветственным словом Царя собравшемуся народу. Как скоро экипаж въехал на мост, Государь изволил снять фуражку, перекрестился и спросил: «Какая река?» — «Клязьма, Ваше Величество» — отвечал народ и опрометью бежал за коляской Государя. Когда же она поднялась в гору к собору, сотни усердствовавших взялись за постромки и вынесли ее на себе».

Подробностей прибытия Николая I в Вязники, к сожалению, не сохранилось.

Примечательно, что почти год спустя, в августе 1837-го во Владимирской губернии побывал соавтор Львова по гимну поэт Василий Жуковский, сопровождавший цесаревича Александра Николаевича в путешествии по России. Наставник царского сына сделал во время посещения нашего края несколько рисунков-набросков. И, если годом раньше Николай I обедал в Коврове, то его старший сын и наследник будущий император Александр II в 1837 году обедал в Вязниках.

В декабре 1836 года, после смерти отца Алексей Федорович  Львов занял «наследственную» должность директора Придворной певческой капеллы. Он возглавлял её до 1861 года, открыл инструментальные классы и издал полный круг песнопений для Русской православной церкви.

В конце жизни, его, как когда-то композитора Бетховена, поразила глухота — недуг для музыканта особенно несносный. Скончался Львов в 1870 году в 72-летнем возрасте, оставшись в памяти россиян лишь автором старого гимна, а для вязниковцев — в качестве вестника, объявившего о прибытии государя.

Николай ФРОЛОВ.

Источник: газета «Районка, 21 век» №11 (632) от 23.03.2023 г.

Поделиться новостью

Добавить комментарий