//   Погода:
Регион 33

«СМЕРШ» — лучшая контрразведка 2-й мировой

19 апреля 1943 года в разгар Великой Отечественной войны секретным постановлением Совета народных комиссаров СССР были созданы Главное управление контрразведки «СМЕРШ» Наркомата обороны и Управление контрразведки «СМЕРШ» Наркомата ВМФ СССР. В нынешнем году исполняется 80 лет со времени образования этой военной контрразведки, название которой образовалось от лозунга «Смерть шпионам!».

Но хотя «СМЕРШ» называли лучшей спецслужбой Второй мировой войны, новые поколения россиян о нем знают немного и по большей части из весьма тенденциозных кинофильмов о событиях военных лет, где офицеры «СМЕРШа» выступают почти одиозными персонажами. Именно поэтому имеет смысл вспомнить историю создания и деятельности «СМЕРШа»  в канун его юбилея, а заодно рассказать о нашем земляке – полковнике госбезопасности Владимире Ивановиче Шевченко, бывшем заместителе начальника Управления КГБ при Совете Министров СССР по Владимирской области. Он служил в «СМЕРШЕ» со времени его создания до конца Великой Отечественной войны.

 

Бывший руководитель военной контрразведки ФСБ России, член Коллегии ФСБ России генерал-полковник Александр Георгиевич Безверхний так описывал ситуацию с созданием «СМЕРШа»:

«СМЕРШ» был создан по личному решению Сталина. Он же предложил и название спецслужбы. Известно, что за несколько дней до принятия окончательного решения о создании «СМЕРШа» Сталин впервые пригласил к себе в кабинет почти всех начальников особых отделов фронтов и руководителей центрального аппарата. Переговорил с каждым. Речь шла о новых задачах военной контрразведки…

Военная контрразведка была выведена «из-под крыла» органов государственной безопасности и подчинена непосредственно Верховному главнокомандующему. Руководитель «СМЕРШа» являлся заместителем наркома обороны…

Основная задача нового органа определялась как беспощадная борьба со всеми видами разведывательно-подрывной деятельности спецслужб врага. При этом органы «СМЕРШа» были освобождены от проведения всякой другой работы, не связанной непосредственно с задачами, изложенными в постановлении. В Положении от 21 апреля 1943 года особо подчеркивалось, что «СМЕРШ» является централизованной организацией».

По мнению А. Г. Безверхнего, благодаря созданию «СМЕРШа» «произошло значительное усиление оперативно-розыскной деятельности. Создавались оперативные группы с включением в них в качестве опознавателей явившихся с повинной немецких агентов, появились агенты-розыскники, агенты-маршрутники.

В результате органы «СМЕРШа» добились значительных успехов в оперативном розыске. В конце 1943 — начале 1944 гг. наступил новый этап в зафронтовой работе военной контрразведки. Значительно усилилась централизация подготовки и реализации агентурных комбинаций. В практику органов «СМЕРШа» вошла заброска в тыл врага оперативно-чекистских групп с включением в их состав опытных контрразведчиков, радистов и агентов. Контрразведчики освоили новейшее направление работы – проведение радиоигр с противником. Они становились все более масштабными, велись активнее, были очень результативными. Всего за годы войны было проведено 183 радиоигры, многие из которых длились годами. На нашу сторону было выведено и арестовано 400 сотрудников и агентов немецко-фашистской разведки, захвачено большое количество шпионского снаряжения, оружия, диверсионных средств.

Именно военная контрразведка играла решающую роль в борьбе с разведывательно-подрывной деятельностью вражеских спецслужб. Согласно статистике, до 65 % выявленных агентов гитлеровцев и их союзников в 1941-1944 гг. были разоблачены непосредственно в зоне боевых действий. А в победном 1945-м этот показатель достиг впечатляющих 88 %. Основная нагрузка тут лежала на оперативных работниках «СМЕРШа» в воинских частях на фронте. Причем, этот «окопный опер» отвечал еще и за настроение личного состава, боевой дух, за бесперебойное снабжение оружием, боеприпасами и всеми видами довольствия.

После Победы военная контрразведка продолжила выявлять военных преступников и агентов иностранных спецслужб, в том числе бывших союзников, участвовала в ликвидации банд националистов, особенно в Прибалтике и на Западной Украине.

А 4 мая 1946 года «СМЕРШ» Министерства вооруженных сил СССР был передан в состав Министерства госбезопасности и преобразован в 3-е Главное управление — контрразведку армии и флота — началась не менее напряженная и плодотворная деятельность уже в условиях «холодной войны».

Показательна биография нашего земляка офицера «СМЕРШа» Владимира Ивановича Шевченко. Уроженец Пермской губернии, он окончил школу в Воронеже и работал токарем на Воронежском машиностроительном заводе имени Коминтерна. В 1932 году по комсомольской путевке 18-летний Шевченко был направлен в Воронежскую рабочую колонну № 1 исправительно-трудовых учреждений инспектором политвоспитательной части. В 1933 году он поступил в Воронежский химико-технологический институт, который окончил в 1939-м. Вскоре молодого инженера призвали в РККА. Службу он проходил в гаубичном полку 112-й стрелковой дивизии в Перми в звании старшины.

А в 1941-м артиллеристу Шевченко предложили продолжить службу в органах безопасности — в военной контрразведке. Там он сначала занимал должность помощника оперуполномоченного Особого отдела НКВД Уральского военного округа, а потом старшего оперуполномоченного 29-й действующей армии. В ноябре 41-го его перевели в особый отдел НКВД Управления Калининского фронта начальником комендантского отделения, где он получил звание лейтенанта госбезопасности. Однако эта тыловая должность пришлась Шевченко не по душе, и он добился назначения на оперативную работу старшим оперуполномоченным особого отдела НКВД 3-й Воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта. Там он служил до декабря 1943 года, после чего уже в качестве капитана госбезопасности получил назначение на должность заместителя начальника отдела «СМЕРШа» 72-го района авиационного базирования 3-й Воздушной армии.

В июне 44-го Шевченко присвоили звание майора госбезопасности. В декабре 44-го его перевели заместителем начальника отделения «СМЕРШа» Воздушно-десантной армии. В феврале 1945 года Владимир Шевченко получил назначение в Особую инспекцию Союзно-контрольной комиссии в Венгрию, где проработал до февраля 1947-го. Затем опытного контрразведчика перевели в 1-е Главное управление МГБ СССР, откуда в июне 47-го направили в спецкомандировку в Румынию.

В годы войны он был награжден двумя орденами Красной Звезды, медалями «За отвагу» и «За победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Кроме того, его наградили орденом «Венгерская свобода» 1-й степени.

Далее В. И. Шевченко уже в звании подполковника до 1952 года продолжал службу в Комитете информации при Министерстве иностранных дел СССР, а в 1952-1953 гг. — в 1-м Главном управлении МГБ СССР, которое ведало внешней разведкой. Там он занимал должности начальника отделения и сектора, ему было присвоено звание полковника госбезопасности. Затем Владимира Ивановича направили в Управление МГБ по Ивановской области, которое после очередной реорганизации стало  областным Управлением КГБ при Совмине СССР. Там он сначала служил начальником отдела, а потом заместителем начальника управления. В 1955-1957 гг. В. И. Шевченко вновь служил в 1-м Главном управлении теперь уже КГБ СССР, то есть опять в службе внешней разведки.

В 1957-1965 гг. полковник госбезопасности Шевченко занимал должность заместителя начальника УКГБ по Владимирской области. В этом качестве он осуществлял контакты с отбывавшим наказание во Владимирской тюрьме американским летчиком-шпионом Фрэнсисом Пауэрсом, а также принимал участие в легендарной операции по обмену Ф. Пауэрса на советского разведчика-нелегала Рудольфа Абеля (В. Г. Фишера) 10 февраля 1962 года.

Будучи на пенсии, полковник Шевченко писал рассказы, создавая их на основе истинных происшествий военных лет, продемонстрировав незаурядные литературные способности и доказав, что офицер «СМЕРШа» — специалист, как говорится, на все руки.

Сегодня, в непростое время проведения СВО, к деятельности «СМЕРШа» вновь привлечено повышенное внимание соотечественников. Высокая эффективность этой советской военной контрразведки дает основания говорить о необходимости возрождения подобной структуры в современной России. К примеру, на каналах ультрапатриотической направленности, в телепередачах, в том числе в «Вечере с Владимиром Соловьевым», часто стало повторяться: «Нужен «СМЕРШ»!» Конечно, буквальная реинкарнация «СМЕРШа» вряд ли возможна, но изучать его бесценный опыт и творчески применять в современных условиях можно и нужно. И Победа тогда вновь будет за нами!

Василий МЕЛЬЦАЕВ.

Источник: газета «Районка, 21 век» №10 (631) от 16.03.2023 г.

Поделиться новостью

Добавить комментарий