//   Погода:
Новости

Художник из Спас-Иванова

В сентябре текущего года состоялась презентация новой книги по истории Вязниковского края, посвященная истории исчезнувшего села Иваново-Спасское, которое находилось на территории нынешнего МО «Поселок Мстера». Авторы книги – журналист  Николай Фролов и кандидат исторических наук Элла Фролова. Данное издание выходит в рамках проекта «Забытые уголки Владимирского края» и является уже седьмым в этой серии.

В новом издании на основе различных источников, в том числе архивных и мемуарных, рассказывается и о жителях вязниковского Иванова за несколько веков истории этого села. Среди прочих там говорится и об известном мстерском художнике-миниатюристе Борисе Николаевиче Любомудрове, чье детство прошло в Иванове-Спасском. Как свидетельствуют старожилы, дом Любомудровых находился примерно посередине одного из порядков сельской улицы. Именно Б. Н. Любомудров оставил лиричные воспоминания об этом селе, которые сегодня поистине уникальны.

Борис Николаевич Любомудров родился в 1920 году. В детские годы он проживал и учился в Ивановском-Спасском на берегу речки Тары, которая служила местом игр сельской детворы. Уже в начальных классах у Бориса обнаружились незаурядные способности к живописи, поэтому после  обычной школы он поступил в Мстерскую художественную профтехшколу, которую окончил в 1939 году. Учился Любомудров у известных мстерских художников И.А. Серебрякова и Н.П. Клыкова. С того же 1939-го стал членом артели «Пролетарское искусство». В 1942 году, в разгар Великой Отечественной войны Борис Любомудров был призван в ряды Красной Армии, воевал на Ленинградском, 2-м Прибалтийском и 1-м Белорусском фронтах, участвовал в освобождении Выборга, Варшавы, Тарту, дошел до Берлина, был ранен, награжден орденами и медалями.

В послевоенные годы Борис Николаевич посвятил себя творчеству. В 1948 году вместе с И. А. Серебряковым он занимался ответственным государственным делом – реставрировал уникальнейшие фрески Благовещенского собора Московского Кремля. В 1966 году Б. Н. Любомудров был награжден орденом Знак Почета, а в 1971 году его избрали членом Союза художников СССР.

В многочисленных работах Б. Н. Любомудрова представлены лучшие традиции мстерского лирического пейзажа. Произведения мастера сегодня находятся в собраниях Мстерского художественного музея, Владимиро-Суздальского музея-заповедника, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Ростовского областного музея изобразительных искусств. Скончался художник-ветеран в преклонном возрасте в 2005 году.

Есть лирическое описание детства Б. Н. Любомудрова в Иванове-Спасском на рубеже 1920-х – 1930-х гг. со слов самого художника в изложении Н. Г. Дмитриева:

«Над низовьем пойменных лугов протекает еле приметная речка Тара. В ее студеной, ключевой воде деревенские мальчишки в жаркое летнее время ловили корзиной рыбу, выуживая из-под коряг горбатых окуней. Обкладывая корзинами-плетухами камыши и осоки, добывали щурят и другую рыбу. Бывало, в печинах берегов шарили в норах раков…

Ни одна ребячья затея не обходилась без выдумщика Бори Любомудрова. В ягодную или грибную пору целыми днями пропадали они в окружающих деревню лесах. С наступлением вечера уходили в ночное, подобно мальчишкам из «Бежина луга», — пасли лошадей, рассказывали у костра всякие дива и разные бывальщины. За впечатлениями ходить далеко не надо было. Все рядом, все под боком. Идя в лес за грибами или за ягодами, иной раз забывали в шалостях свой прямой промысел, увлекшись попутными видениями, — то зайца спугнут и ударятся за ним в гон, то хитрую лису перехитрят, а потом гоняются за ней, но ищи в поле ветра — уже не догнать. Вдруг приметят пчелиное гнездо в дупле старого дуба и, предвкушая сладость пчелиного меда, попытаются достать его… Сокращая путь, идут не торными дорогами или тропами, а целиной — полем, к спелому гороху. Залягут там в горохах и долго тешатся новой радостью, млея от жары. Насладившись, нарвут еще про запас сочных гороховых стручков, упрячут все за пазуху под рубашку и, увлеченные, шелуша спелые стручки, идут через перелески, можжевелевые заросли, кустарники к оврагу, в орешники. Тут уж полное раздолье, и деревня близко. Кругом деревни овраги. Чего только там нет, а главное — лещина. Здесь мальчишки тешатся до самой вечерней зари: гнут орешины, рвут орехи, играют в прятки, жгут костер, а потом, уморившись, по вечерней росе идут домой. Наскоро съедят ломоть черного хлеба с парным молоком и, выслушав попреки родителей, уйдут спать на сеновал до нового утра».

По воспоминаниям ныне живущей во Мстере пенсионерки Раисы Ивановны Китаевой, выросшей в соседнем с Ивановым селе Акиньшино, Борис Любомудров оказался причастен к сносу Спасского храма в селе Иванове в 1950-х годах. Инициатором сноса стал председатель колхоза «Родина» Григорий Ковальчук.

Дабы оправдать снос старинного здания, его признали аварийным. Как утверждает Р. И. Китаева, для подтверждения «аварийности» памятника попросили художника Бориса Любомудрова нарисовать не церковной стене большую трещину, которая в итоге и стала обоснованием для варварского деяния.

Снос старого храма – памятника архитектуры понадобился лишь для того, чтобы использовать дефицитный тогда кирпич для фундаментов новых жилых домов во Мстере. Но это уже другая история…

Михаил ОДИНЦОВ.

Источник: Газета «Районка, 21 век», №41 (614) от 10 ноября 2022 г.

Поделиться новостью

Добавить комментарий