//   Погода:
Новости

Бывший райцентр с исторической каланчой

Село Фоминки — наиболее крупный населенный пункт в южной части Гороховецкого района. Сегодня это центр сельского муниципального образования, но прежде Фоминки являлись «столицей» одноименной обширной волости, а с 1929 по 1959 гг. даже существовал отдельный Фоминский район.

 Хотя ныне многим кажется, что данный населенный пункт всегда являлся селом, до середины XVIII века это была деревня, которая так и именовалась  — деревня Фоминка. В старину она была вотчиной родовитого боярина князя Никиты Ивановича Одоевского, потомка черниговских рюриковичей.

В 1678 году в Фоминке насчитывалось всего лишь 9 крестьянских дворов. «Возвышение» этой, одной из десятков деревенек, разбросанных в лесах между Муромом и Гороховцом, началось в 1750 году, когда местная помещица – вдовая княгиня Марфа Петровна Долгорукова, решила выстроить там деревянный храм.

Княгиня Долгорукова была дочерью известного сподвижника Петра Великого –  канцлера барона Петра Шафирова. Она вышла замуж за дипломата, князя Сергея Григорьевича Долгорукова.

При внуке Петра Великого – императоре Петре II, семейство Долгоруковых фактически правило Россией. Племянница князя Сергея – Мария Алексеевна, стала невестой юного государя. Однако молодой царь неожиданно умер от оспы, а новая царица Анна Иоанновна сурово расправилась с Долгорукими. Сергей Долгоруков оказался в тюремной камере Шлиссельбурга. После длительного заключения он погиб в 1739-м.

Всех уцелевших Долгоруковых освободила и вернула им все их владения пришедшая к власти дочь Петра I императрица Елизавета в 1740-е годы.Именно тогда, возвратившись в свои имения, княгиня Марфа Долгорукова и выстроила в память о муже в деревне Фоминке церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Любопытно, что тогда эта территория относилась не к Владимирской, а Рязанской епархии, поэтому храмозданную грамоту выдал рязанский митрополит Алексий. Первым священником в новообразованном селе Фоминки стал иерей Глеб Петров.

Деревянная церковь в Фоминках несколько раз страдала от пожаров, пока, наконец, в 1801 году в селе, на средства помещицы Ольги Александровны Жеребцовой, урожденной графини Зубовой (сестры бывшего фаворита Екатерины II князя Платона Зубова), началось строительство каменного Казанского храма с приделом великомученика Никиты.

Каменную церковь в Фоминках освятили в 1806 году. Тогда в фоминковском церковном приходе состояло 11 деревень — Осинки, Баландино, Зименки, Мосеевка, Старый и Новый Поташ, Волчиха, Плюшкино, Реброво, Огрызково и Лисино. В них к концу XIX века проживало более 5800 человек. Кстати, в самих Фоминках тогда уже насчитывалось 125 дворов, то есть  за 200 лет их число выросло почти в 14 раз.

От Ольги Жеребцовой Фоминки унаследовала ее дочь и полная тезка — Ольга Александровна Жеребцова, вышедшая замуж за графа (позже — князя) Алексея Федоровича Орлова. Если брат последнего – Михаил – был видным декабристом, то Алексей, наоборот, стал ревностным слугой Николая I. Он даже своего сына назвал Николаем. Именно князь Николай Орлов, придворный и дипломат, стал следующим владельцем Фоминок. Подобно Кутузову в молодости, он потерял на войне глаз и всю жизнь ходил с черной повязкой.

Последними владельцами земель в округе Фоминок (крепостное право тогда уже было отменено) стали директор Государственного банка барон Александр Штиглиц и большой любитель российской истории, председатель Русского исторического общества государственный секретарь Александр Половцов.

Сегодня от вотчинной конторы, усадьбы и прочих господских строений в Фоминках ничего не осталось. Сохранился лишь обширный барский парк.

Если в старину Фоминкам везло на известных помещиков с громкими именами, то в прошлом веке село прославил местный крестьянин Иван Афанасьевич Чекунов. Он известен не только своей активной общественной деятельностью и благотворительностью, но и тем, что лично общался с целым рядом исторических деятелей России. Ездил на прием к премьеру Петру Столыпину, беседовал с главой Временного Правительства Александром Керенским. А после «мирового пожара» Октябрьской революции, когда тушение прозаических пожаров в Фоминках стало неактуальным, зачастил к вождю мирового пролетариата товарищу Ленину.

Сохранилась трогательная история, как однажды во время посещения Владимира Ильича в Кремле Чекунов потерял свои очки, и Ленин лично распорядился выдать гостю из Фоминок новые. Считается, что именно Чекунов стал одним из прототипов крестьян, изображенных на известной картине художника Владимира Серова «Ходоки у Ленина».

И. А. Чекунов вместе с братом стал инициатором строительства в Фоминках сельского пожарного депо с каланчей. Пожары тогда для деревень были страшным бедствием, но позволить роскошь иметь собственную пожарную часть могли лишь немногие селения, в числе которых оказалась и Фоминка.

В 1903 году посреди села, на самом возвышенном месте поднялась каланча из красного кирпича. Внизу располагалось депо для «пожарных труб», а напротив — конюшня для лошадей пожарного обоза. Здание пожарной части специально выстроили на берегу обширного пруда, вода из которого могла круглый год использоваться для нужд пожаротушения. Кстати, здание до сих пор используется по прямому назначению — там размещается пожарная часть № 39 3-го ОФПС по Владимирской области.

В Фоминках трепетно относятся к своей истории. Одна из сельских улиц носит имя Чекунова. В местном музее собраны уникальные свидетельства прошлого — фотографии, экспонаты на тему крестьянского быта и организации противопожарной службы.

Николай ФРОЛОВ.

Источник: Газета «Районка, 21 век», №39 (612) от 27 октября 2022 г.

Поделиться новостью

Добавить комментарий