//   Погода:
Новости

Наследники богатырской русской конницы

Далеко не каждая территория может похвастаться тем, что в её честь названа особая порода лошадей. Владимирский край, где коннозаводство издавна стояло на высоте, такого отличия удостоился. Доказательство тому — владимирские тяжеловозы, порода крупных, рослых, очень сильных и выносливых лошадей, способных перевозить многотонные грузы на большие расстояния. Можно сказать, что тяжеловозы, выведенные во Владимирской губернии, являются одним из национальных символов России. А история создания этой породы уходит во времена царя Ивана Грозного…

Когда Мстёрская земля была Суздальской

 С давних пор в центре России — в Суздальском уезде, в который когда-то входила и часть нынешнего Вязниковского района, включая Мстеру, умели «ходить за конем». Именно поэтому в XVI веке на землях владимиро-суздальского Ополья, в селе Гавриловском был устроен государев конный двор. Первоначально лошадки оттуда направлялись для службы при царском дворе, в том числе и для государевой охраны. Но начиная с правления Петра Великого, Гавриловская дворцовая конюшня перешла на удовлетворение нужд русской армии. Выращенные на суздальской земле кони направлялись в элитные кавалерийские полки — в Кавалергардский, в Конную гвардию, в лейб-Кирасирский. Всадники этих частей носили тяжелые кирасы и шлемы, были вооружены тяжелыми палашами, а потому в такую тяжелую кавалерию людей подбирали рослых и крупных — настоящих богатырей, и конный состав им требовался под стать.

В XVIII веке в Гавриловом посаде Суздальского уезда был выстроен уникальный конюшенный комплекс. Его возведением руководил обер-шталмейстер Петр Сумароков. Проект огромного каменного здания, охватывающего гигантским четырехугольником площадь больше футбольного поля, разработал талантливый русский архитектор Петр Еропкин.

Отправленный Петром I учиться архитектурному делу за границу, Еропкин восемь лет постигал секреты мастерства зодчих в Италии. По возвращении на родину, он был назначен главным архитектором Петербурга. Но в 1740 году по проискам фаворита императрицы Анны Иоанновны – немца Бирона, по ложному доносу Еропкин был арестован и казнен. Его проект конюшенного строения пылился на полке более 20 лет и был реализован только при Екатерине II.

Строили конный комплекс около 10 лет

 Первая очередь государственного конного завода в Гавриловом посаде была введена в действие в 1778 году. Большую роль в строительстве новых зданий конного завода в Суздальском уезде играл первый владимирский наместник – граф Роман Воронцов. Он лично контролировал ход работ, неоднократно сам приезжал в Гаврилов Посад, а потом докладывал обо всем императрице. Непосредственное управление стройкой осуществлял владимирский губернский архитектор Алексей Вершинский.

Окончательно внушительное, напоминающее крепость, почти километровое по периметру здание закончили постройкой в 1785 году. Оно включало в себя конюшни для 200 лошадей, манеж и помещения для персонала. Венчала комплекс круглая башня «со шпицем» над парадными воротами. В качестве флюгера на шпиле была помещена фигурка скачущего жеребца. До сих пор этот жеребец плывет над Гавриловым посадом…

Известно, что «питомцы» государственного конного завода из Владимирской губернии приняли активнейшее участие в наполеоновских войнах. Именно на суздальских лошадях показали чудеса храбрости и отваги кавалергарды и конногвардейцы в сражении при Аустерлице в 1805 году, а спустя шесть с половиной лет — при Бородино.

Из-за ведомственной неразберихи в 1829 году конный завод в Суздальском уезде был закрыт, а его здания были переданы под казармы Ингерманландскому гусарскому полку.

Государственные конюшни

 Возродился завод лишь в 1886 году в качестве государственной конюшни Главного Управления Государственного конезаводства, благодаря жившему неподалеку в селе Сима Юрье-Польского уезда князю Александру Борисовичу Голицыну, владимирскому губернскому предводителю дворянства. Его сиятельство очень любил лошадей, сам содержал неплохую конюшню. Он обратил внимание столичных чиновников на необходимость выведения специальной породы лошадей — для пахоты на тяжелых почвах и для перевозки все более прибавлявших в весе орудий в армии. Так в Гавриловом посаде начали специализироваться на выведении новой породы, которая позже и получила название «владимирский тяжеловоз».

В посаде регулярно проходили конные выставки и ярмарки, куда съезжались покупатели и ценители со всей России. Для улучшения племенного стада в Суздальский уезд за казенный счет выписывались элитные жеребцы из Англии.

Первая Владимирская губернская выставка лошадей в Гавриловом посаде состоялась в 1898 году, став в последствии регулярной. На ней каждому участнику давалась специальная характеристика. Например, такая: «Блестящего экстерьера, богат костями, очень породен при большом росте, показал выдающуюся резвость».

А в 1910-м суздальские жеребцы «показали класс» уже на Всероссийской конной выставке в Москве, которая фактически стала международной.

Во время первой мировой войны обитатели конного завода в Гавриловом посаде отправились на фронт — и лошади, и конюхи. Потребность в пополнении конного состава была столь велика, что конюшни в Суздальском уезде опустошили почти подчистую.

Рождение новой породы

 В 1936 году специальным постановлением ЦК ВКП (б) Гаврилово-посадскому конному заводу было поручено вывести новую тяжеловозную породу лошадей, которая уже фактически существовала. Дело затянулось на 10 лет из-за репрессий конца 1930-х годов, когда врагом народа объявили управляющего гавриловской конюшней и в горячке едва не порешили все конское поголовье. Затормозила регистрацию новой породы и Великая Отечественная война. Лишь в 1946 году владимирский тяжеловоз был официально утвержден специальным решением Правительства, а группа селекционеров получили государственные награды.

Владимирская же государственная заводская конюшня была создана ещё позже – в конце 50-х. Её учредили в новом качестве, как «Гаврилово-Посадский конный завод № 49», а бывшее учебное хозяйство реорганизовали в Юрьев-Польский конезавод № 48.

С тех пор владимирских тяжеловозов разводят в трех центрах древней владимирской земли. Кстати, сегодня лошади этой породы используются не только в качестве грузового транспорта, но и для верховой езды состоятельных и приобретших немалый вес (в буквальном смысле) новых русских.

Специалисты считают, что владимирский тяжеловоз, переживший трудные последние десятилетия, имеет сегодня хорошие перспективы.

Николай ФРОЛОВ.

Поделиться новостью

Добавить комментарий