//   Погода:
Новости

О рыбной специализации Мстёры XVIII столетия

Отмечающая в нынешнем году 500-летний юбилей Мстёра имеет богатую  историю. Если с позапрошлого столетия слобода Мстёра по большей части была известна своей иконописью, то в более глубокую старину там были развиты и другие промыслы. Например, в первой половине XVII века жители Богоявленской слободы (так тогда именовалась Мстёра) торговали в Вязниковской слободе москательным товаром — красками, клеем, уксусом, поташем, золой и прочей немудреной, но крайне необходимой средневековой химией. Также в начале 1740-х гг. зажиточные крестьяне Богоявленской слободы вели крупную рыбную торговлю, хотя сама Мстёра и не была самым клевым мёстом.

 Рыбные спекулянты и их навар

Центром рыботорговли была не сама Мстёра, а село Кляземский городок тогдашнего Суздальского уезда (бывший удельный город Стародуб на Клязьме, ныне село Клязьминский городок Ковровского района).

Так 15 декабря 1740 года крестьянин Богоявленской слободы Никита Козьмин продал в Кляземском городке 5 тысяч мороженых судаков. Эту рыбу он купил в Нижнем Новгороде за 60 рублей, а продал по 14 рублей 50 копеек за каждую тысячу рыбин — то есть за 72 рубля 50 копеек. 5000 тысяч замороженных рыбин — это впечатляющий груз, который даже в современную фуру поместится лишь в трудом.

В апреле 1741 года крестьянин Богоявленской слободы Иван Федоров приобрел Самаре партию свежей рыбы: «7 осетров яицких, 80 щук, 45 сазанов и 300 жерехов» за 19 рублей 60 копеек. Эту рыбу он продал в Кляземском городке за 34 рубля 60 копеек.

В октябре 1740 года житель Богоявленской слободы Андрей Афанасьев приобрёл на Макарьевской ярмарке в Нижегородском уезде 3 тысячи 300 сушеных судаков за 39 рублей 60 копеек. Эту партию рыбы он успешно реализовал в Кляземском городке по цене 30 рублей за тысячу — то есть выручил почти 93 рубля и получил прибыль более 50 рублей — сумму по тому времени весьма приличную.

23 октября 1741 года крестьянин Богоявленской слободы Иван Михайлович Кокурин «с товарищи с слободы» купил на Макарьевской ярмарке 13 с половиной тысяч судаков и 400 «сазанов коренных» — всего за 93 рубля 37 с половиной копеек. Эту рыбу он полностью продал в Кляземском городке. Причем, брал по 13 рублей за каждую тысячу судаков и по 8 рублей за сотню сазанов. Таким образом, за судаков И. М. Кокурин с партнерами из Мстеры получил 175,5 рублей, а за сазанов — 32 рубля. Всего за проданную рыбу мстеряне получили 207,5 рублей, заработав круглую сумму в 114 рублей 13 копеек.

11 ноября 1741 года крестьянин Богоявленской слободы Иван Иванович Скучилов продал в Кляземском городке 6300 сушеных судаков, которых приобрел на Макарьевской ярмарке за 78 рублей 75 копеек. Продажная цена составила 81 рубль 90 копеек, прибыль — 6 рублей 90 копеек.

4 декабря 1741-го мстерянин Андрей Афанасьев, уже упоминавшийся выше, продал в Кляземском городке 350 «сазанов коренных», купленных за 21 рубль на Макарьевской ярмарке. За них он выручил по 8 рублей за сотню — всего 28 рублей, «наварив» 7 рублей.

В тот же день другой мстерский рыбный торговец, о котором также шла речь ранее, Иван Михайлович Кокурин продал в Кляземском городке 4550 сушеных судаков и 850 «сазанов коренных», купленных на Макарьевской ярмарке за 107 рублей 87 копеек. Продавал он судаков по 13 рублей за тысячу, а сазанов — по 8 рублей за сотню. Всего он выручил 127,15 рублей, получив прибыль 19 рублей 28 копеек.

29 декабря 1741 года крестьянин Богоявленской слободы Иван Степанович Щадрин продал в Кляземском городке 800 сушеных судаков, купленных им за 9 рублей 60 копеек. Продажная цена составила 10 рублей 40 копеек.

За указанную рыбную торговлю мстеряне платили пошлину по 10 копеек с каждого вырученного рубля, которая вносилась в Гороховецкую таможню.

Снабжали рыбой все окрестности

Очевидно, мстёрские рыботорговцы, как в царствование императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны, так и в предшествующие времена, перепродавали достаточно крупные партии свежей и сушеной рыбы. При этом в местном «рыбном порте» Кляземском городке велась торговля не только привозной рыбой, но выловленной поблизости. Об этом, в частности, свидетельствует хранящаяся в Государственном историческом музее в Москве «Роспись расходов на покупку рыбы и других припасов» Суздальского Покровского девичьего монастыря, датированная июнем 1689 года — то есть порой царствования молодого царя Петра I и его старшего брата хворого государя Ивана V. Тогда суздальская обитель покупала в Кляземском городке «на монастырский обиход»  язей, судаков, окуней (как свежих, так и высушенных), стерлядей и щук, пойманных в реках тогдашнего обширного Суздальского уезда.

Мстеряне реализовывали столь крупные партии рыбы населению десятков окрестных сел и деревень. Крестьяне покупали рыбу в запас на месяцы вперед. Торговля велась в холодное время года — со второй половины осени до середины весны, когда низкая температура способствовала сохранности замороженного рыбного изобилия. Что же касается купленной рыбы, то ее хранили в ледниках — специальных подвалах, заполненных колотым льдом, где сохранялась низкая температура даже в летний зной. С сушеной и вяленой рыбой было гораздо проще, она почти не портилась.

Рыба пользовалась повышенным спросом ещё и потому, что в старину наши верующие православные предки неукоснительно соблюдали многочисленные церковные посты, когда рыба превращалась в первостепенный повседневный продукт.

Николай ФРОЛОВ.

Источник: Газета «Районка, 21 век» № 25 (545) от 01.07.2021 г.

Поделиться новостью

Добавить комментарий