//   Погода:
Новости

Юбилейные даты Серапионовой пустыни

Увеличить картинкуС какой-то беспредельной грустью
Я навещаю каждый год
Серапионову ту пустынь —
Былой истории оплот.
В. А. Кузнецов

С поэтом трудно не согласиться. Все, кто побывал здесь, говорят об этом так же. Алексей Фатьянов говорил: «Попав в Серапионову Пустынь, ты испытываешь желание созерцать, быть причастным, быть покоренным и принятым чудом родной природы». Композитор и государев приближенный Танеев здесь работал над «Орестеей» и в письмах Чайковскому называл здешние места раем. Путешественник Карл Бэр и экономист Безобразов находили здесь приют, здесь их питали радостные минуты созерцания прекрасного.

Со времени основания пустыни прошли века. Как пишут историки:

«Когда и кем основана эта пустынь, сведений о том не сохранилось. Место это называлось семибратской пустынею, и был мужской монастырь. Имеется только описание этой пустыни от 1702 г.». Однако более поздние поиски краеведов дают основание предполагать, что появилась она намного раньше, во времена правления Василия Дмитриевича Темного и подвижничества Михаила Верижника. Возможно, он и был основателем пустыни. Разные были времена, не все было мирно и спокойно. Были взлеты и падения, возрождение и вновь разруха. Были и события, оставившие след в её истории. История — это память народа, и поэтому ее важно знать. Столетие — основной отрезок времени измерения исторических событий. Вот некоторые события столетней давности в истории пустыни.

За время своего существования Пустынь имела три храма: Живоначальной Троицы, сначала деревянный, затем каменный, построенный в 1828 г.; храм во имя молитвенника земли Русской Святителя и Чудотворца Алексия, митрополита Московского, построенный тщанием купца Алексея Федоровича Малинина в 1906году; храм Преображения Господня, построенный тщанием купца Василия Владимировича Бузина, закладка которого произошла 21 июня 1915г. Из этих храмов сохранился лишь один – во имя Живоначальной Троицы. Каким был Алексеевский храм и как он создавался можно узнать из дела об обустройстве деревянной церкви при богадельне в Серапионовой пустыни. Непосвященный читатель может спросить, зачем насельницам еще храм, если совсем рядом

Троицкая церковь? Какой смысл?

Имеющиеся архивные документы поведают нам ответ на эти вопросы, расскажут, как происходило создание Алексеевской церкви.

Его Высокопреосвященству Сергию,
Архиепископу Владимирскому и Суздальскому
октября 7, 1904 г.
от московского купца
Алексея Федоровича Малинина

Прошение
В ознаменование радостного события рождения Наследника цесаревича Алексея Николаевича и на основании параграфов 20, 21 и 22 Устава Богадельни, утвержденного определением Св. Синода от 19 марта-11 апреля 1892 г., я желаю устроить при Богадельне, учрежденной в упраздненной Серапионовой пустыни Вязниковского уезда, домовую церковь. Как по мысли учредителей, так и по моему мнению устройство Богадельного храма крайне необходимо для призреваемых, не могущих посещать приходскую церковь по преклонным летам и болезненному состоянию. Кроме сего, Богадельня и приходской храм расположены в луговой стороне реки Клязьма, вследствие чего сообщение с приходским храмом весной и осенью весьма затруднительно, т.к. между приходской церковью и Богадельней находится овраг, через который переезд совершается только на ботниках. А посему я принимаю на себя смелость высказать Вам свою просьбу: не соизволите ли Вы, Ваше Высокопреосвященство, разрешить мне устройство церкви в доме для немощных лиц. Все расходы для сего святого учреждения, как устройству церкви, так и по снабжению ее утварью, принимаю на себя, не касаясь Богадельных сумм. При сем представляется удостоверение местных причта и благочинного о том, что препятствий с их стороны не имеется. месяца октября 6 дня, 1904 года.

Перед этим, как видно из прошения, Малинин получает согласие на строительство от местного Серапионовсокого причта и Вязниковского Благочинного.

Удостоверение
Дано сие Московскому купцу Алексею Федоровичу Малинину в том, что со стороны местного причта Серапионовой пустыни и Благочинного препятствий к устроению им, Малининым, церкви в богадельне не имеется.
Месяца Сентября 16-го дня 1904-го года.
Священник Серапионовой пустыни Алексей Зверев
Исполняющий должность псаломщика Стефан Изволенский
Благочинный 1-го округа Вязниковского Казанского собора Василий Орлов.

Благочинный Василий Орлов со своей стороны пишет:

Во Владимирскую Духовную Консисторию

Благочинного 1-го округа Вязниковского уезда
Протоиерея Василия Орлова
Рапорт
Во исполнение Указа от 14 Октября за № 12507 имею честь при сем представить в Консисторию рапорт причта Серапионовой пустыни относительно службы его в случае устройства храма при Богадельне.
Благочинный, Протоиерей Василий Орлов
Декабря 22 дня 1904 года №1232.

Его Высокопреподобию Отцу Благочинному Протоиерею
Василию Матвеевичу Орлову

Причта Серапионовой пустыни
Вязниковского уезда

Рапорт
На Указ Владимирской Духовной Консистории от 14 Октября 1904го года за № 12507уведомляю Ваше Высокопреподобие, что призреваемых в Серапионовой Богадельне 28 девиц. Относительно же службы причтом Серапионовой пустыни в случае устройства храма при Богадельне, имеем честь уведомить, что причт согласен отправлять службы в Богадельном храме в те дни, когда нет службы в приходском храме, а равно кроме праздников, Воскресных дней и Св. Четыредесятницы Великого поста и служб по заказу.
Священник Алексей Зверев.
Исп. Долж. Псаломщика Стефан Изволенский.

На что из Консистории последовал ответ:

1904г. Декабря 23 дня в копии под № 2090 заключено:
Объявить причту села Упраздненной Серапионовой пустыни, что заявление его от 16 сего декабря за № 70, представленное в Консисторию при рапорте от 22 декабря за № 1232 будет рассмотрено, когда будет подано прошение от попечителя богадельни Малинина о разрешение построения храма с приложением плана и фасада на предполагающуюся богадельную церковь.
Делопроизводитель — подпись.

1905 года Декабря 13 дня. По Указу Его Императорского Величества Владимирская Духовная Консистория слушали: дело о построении храма при богадельне в Серапионовской Пустыни Вязниковского уезда.

Обстоятельства дела следующие: Московский купец Алексей Федорович Малинин в прошении, поданном 7 октября 1904г.на имя Высокопреосвященнейшего Сергия, Архиепископа Владимирского объяснял, что в ознаменование радостного события рождения наследника Цесаревича Алексея Николаевича и на основании параграфов 2, 21 и 22 Устава богадельни, утвержденного определением Святого Синода от 19 марта -11 апреля 1892г., он, Малинин желает устроить при богадельне домовую церковь,…он представляет составленный Епархиальным Архитектором Н. Корицким проект для построения церкви, который был рассмотрен в Строительном отделении Владимирского Губернского Правления с заключением –«проект сей рассмотрен и одобрен Строительным отделением… и постройка по нему храма при богадельне может быть разрешена, с тем чтобы работы производились под наблюдением и ответственностью техника, имеющего на это право.

Справка: здание Серапионовской богадельни устраивается жертвованием Потомственного Почетного гражданина Андрея Николаевича Ленивого на земле, пожертвованной Вязниковским купцом Федором Яковлевичем Малининым…

Приказали: Разрешить устройство церкви при существующей богадельне Серапионовой пустыни на средства Московского купца Алексея Федоровича Малинина. О сем через Благочинного объявить причту приходской церкви и г. Малинину, с сопровождением проекта. Благочинному предписать доложить Епархиальному начальству, когда устройство церкви Малининым будет окончено.

20 декабря 1905г. Столоначальник – подпись
И еще одна пометка на документе.

1905 г. Декабря 20. Согласен Александр, епископ Муромский.
На документе виза архиепископа Владимирского и Суздальского
1905 г. Дек. 22 дня. Утверждается Никон
Строительство Алексеевской церкви проходило с января 1905 года по сентябрь 1906 года. После чего Благочинный Василий Орлов обращается к архиепископу.
Его Высокопреосвященнейшему Николаю,
Архиепископу Владимирскому и Суздальскому

Благочинного 1-го округа Вязниковского уезда
протоиерея города Вязников
Василия Орлова
Рапорт
Ново построенная Деревянная церковь при богадельне в Серапионовой пустыни окончена, иконостас поставлен, престол устроен, все работы освидетельствованы мною и оказались произведенными исправно, так что все потребованное для освящения готово и устроено с должным приличием.
О чем на Ваше Архипастырское благоусмотрение почтительно доношу.
Благочинный протоиерей Василий Орлов
Сентября 8 дня 1906года. № 372.
На Рапорте наложена виза:
1906г. 10 сентября №3607-Духовной Консистории дать заключение Арх. Н.
Согласно её Духовная Консистория предоставляет заключение:
… не усматривается препятствий к поручению местному благочинному освятить храм 24 сентября во имя Алексия Митрополита Московского, о чем Консистория и имеет честь представить на благоусмотрение Вашего Высокопреосвященства.

Решение .1906г. 15 сентября
Благословляется Благочинному Протоиерею Василию Орлову совершить по чиноположению церковное освящение ново устроенного храма во имя Святителя Алексея Митрополита Московского с возложением на престол освящаемого храма ново освященного Антиминса. Архиепископ Николай

Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Николаю
архиепископу Владимирскому и Суздальскому

Благочинного 1-го округа
Вязниковского уезда
Протоиерея Василия Орлова

Рапорт
Ново устроенная деревянная церковь в Серапионовой пустыни при Богадельне освящена по чиноположению церковному Протоиереем Василием Орловым при участии священников Зверева и Голубева 24 сего сентября во имя Святителя Алексия митрополита Московского и в ней начинается служение Божественной Литургии.
О чем почтительнейше доношу Вашему Высокопреосвященству.
Благочинный, Протоиерей Василий Орлов.
Сентября 27 дня 1906года. № 391.

Со дня освящения храма пустынь стала называться Серапионово – Алексеевской и упоминалась в числе монастырей.
Несколько позднее во Владимирскую Духовную Консисторию поступает Прошение попечителя Богадельни Малинина А.Ф.
Для надобности церкви куплен колокол в Ярославле у П.И Оловянишникова, каковой нужно перевезти по железной дороге до станции Сеньково Московской ж.д.

Покорнейше прошу Ваше Соблаговоление выдать мне льготное свидетельство на перевозку колокола. В чем и подписуюсь. Попечитель А. Малинин.
1907год октября 26 дня.
Прошение было удовлетворено и колокол доставлен в Пустынь. После чего благочинный протоиерей Орлов В. обращается к Архиепископу Николаю с новым прошением:
Прилагаю при сем прошение крестьянина Семена Давыдова, честь имею почтительнейше ходатайствовать пред Вашим Высокопреосвященством о разрешение 16 сего декабря, в моем присутствии, поднять колокол в 28 пудов, на звонницу при Алексеевской деревянной церкви, что в Серапионовой богадельне.
Его Высокопреподобию
Благочинному Отцу протоиерею Орлову
Крестьянина Семена Петра Демидова
Прошение
Желая поднять 16 декабря с/г на звонницу колокол, пожертвованный мною богадельне Серапионовой пустыни для звонницы. Поставили четыре крепкие столба и прочные перекладины. Колокол куплен на заводе Оловянишникова в Ярославле, поднят будет ихним блоком, канатами и ихними мастерами.
Покорнейше прошу Ваше разрешение передать Алексею Федоровичу Малинину.
Семен Петров Демидов
Декабря 10 дня 1907года.
Последовало решение:
1907г.11 декабря. Благословляется.
При поднятии необходимо принять соответствующие предосторожности.
Арх. Николай

Расширяет представление об Алексеевском храме его Опись от 14 октября 1920г.: «церковь деревянная на каменном фундаменте, с двумя печами, вся теплая. Иконостас однорядный, в нем пять икон, за правым клиросом чтимая икона Феодоровской Божией Матери в сребропозлащенной ризе. На звоннице восемь колоколов.

Алексеевская церковь просуществовала до 1922 года.
По воспоминаниям Ольги Степановны, дочери псаломщика Стефана Изволенского, в пустыни в этот год был большой пожар, в результате которого церковь сгорела. Остались Троицкий и Преображенский храмы.

Преображенский храм тоже будет разрушен.
Обратимся к еще одному событию столетней давности, произошедшем в Серапионовой пустыни в июне 1915 года, известного со слов Благочинного Василия Орлова во Владимирских Епархиальных Ведомостях.

Увеличить картинку«В 8 часов утра началась Божественная Литургия, которую совершал Высокопреосвященнейший владыка Алексий в сослужении протоиерея Вязниковского Казанского собора Василия Орлова, ключаря кафедрального собора протоиерея И.Взорова, священника Троицкого храма Серапионовского погоста Алексея Зверева и священника Серапионово-Алексеевской общины Н. Смирнова, при участии протодиакона кафедрального собора Ушакова и диакона Вязниковского Казанского собора Шиповского. По окончании Литургии после «Буди Имя Господне…» владыка в предшествии крестного хода направился к месту закладки нового храма. В основание Святаго Престола была положена медная доска с надписью: «При державе Благочестивейшаго Самодержавнейшаго Государя Императора Николая Александровича, при Высокопреосвященнейшем Алексии, Архиепископе Владимирском и Суздальском, заложен храм сей в честь Преображения Господня при Серапионово-Алексеевской общине усердием почетного члена детских приютов Василия Владимировича Бузина 21июня 1915 года». Долгое время существовало мнение местных краеведов, что он не был достроен. Но время показало, что это не соответствовало действительности. Храм Преображения Господня был построен. Летели годы, десятилетия над Серапионовой пустынью. За это время произошло много событий, отразившихся на ее истории. Исчезли с ее лица здания женской обители, ушли в небытие люди, населявшие ее. Лишь Троицкий храм долгие годы напоминанием о былом одиноко стоял на берегу Троицкого озера. Заброшенный погост и останки разрушенного храма Преображения Господня немым укором глядели в небо. Но не бывает пусто то место, где во имя Господне собрались верующие в него. Наступило время возрождения. В пустыни создан мужской монастырь.
Минуло 100 лет.28 июля 2015 года в Серапионовой пустыни состоялось событие, связанное с храмом Преображения Господня. В девять часов утра в Троицком храме Пустыни началась Божественная Литургия, которую отслужил настоятель храма о. Иосаф (Игнатьев), участие в ней приняли монашествующие, трудники и гости Пустыни. По окончании Литургии был совершен крестный ход к руинам Преображенского храма, где по русской православной традиции был установлен и освящен памятный крест. Жизнь Пустыни продолжается. Вновь звучат колокола над Троицким озером и устремляется в высь молитва. И опять посещают ее паломники из разных мест России. Впечатление от пребывания в ней и увиденное вдохновило Е. Дмитриеву на стихотворение

Чуть приоткрыв покровы тайны,
Стою в звенящей тишине.
Сегодня гость я неслучайный,
О, Пустынь, ты приснилась мне?
За Твой порог переступая,
Тону сквозь зеркало времен,
Здесь все звучит, не умолкая,
Чистейший колокольный звон.
И облик храма первозданный
В своей нетленной красоте
Парит над соснами, над камнем
И отражается в воде.
Преображение Господне,
Среди лесов, среди озер,
Через десятки лет и сотни
Волнует души до сих пор.
На месте этом – лишь руины,
Тем, кто крушил — им нет имен.
Растаял в дымке образ дивный —
Неуловимый светлый сон…

Мне довелось трижды побывать в Серапионовой пустыни. И каждый раз она открывалась мне в новой ипостаси. Радостное чувство встречи, успокоения, светлой грусти не покидало меня во время пребывания в ней и надежды на новую встречу.
P.S. 19-июня в день Святой Троицы состоялась моя очередная встреча с пустынью. Я был приглашен принять участие в праздновании Престольного праздника пустыни. Но меня ждал еще один сюрприз. По окончании Литургии все участники крестным ходом двинулись к месту, где когда-то находился храм во имя Свт. Алексия митрополита Московского. На этом месте состоялась закладка в фундамент возрождаемого храма закладного камня. Чин закладки и освящения произвел священник пустыни о. Иосаф (Игнатьев).

Ю. Васищев. Вязники июнь 2016г.

НА ФОТО:

1. Серапионова пустынь, реконструкция.

2. Закладка закладного камня в основание возрождаемой церкви им. Свт. Алексия.[/B]

Стиль и грамматика автора сохранены.

Поделиться новостью

Добавить комментарий