//   Погода:
Новости

Вязниковские корни изобретателя Бенардоса

Увеличить картинкуЛетом 1877 года необычного вида судно, на надстройке которого красовалось крупно выведенное название «Николай», медленно двигалось в нижнем течении Клязьмы от Вязников к Гороховцу. Почти квадратный в плане колёсный пароход неторопливо шлёпал плицами, отчаянно дымя невысокой тонкой трубой.

Попутные буксирные пароходики легко обгоняли тихохода, и их капитаны насмешливо смотрели на неуклюжего потенциального конкурента. Однако вскоре впереди показалась мель. И в то время, когда натужно пыхтя, буксиры кое-как пробирались, лавируя, по мелководью, квадратный пароход, подойдя к проблемному месту, вместо того, чтобы искать фарватер на стремнине, вдруг смело пошёл ближе к берегу, туда, где было совсем мелко. И там, неожиданно для видавших виды речников, этот «уродец» легко двинулся дальше вдоль самой береговой кромки, где можно было плыть разве лишь на лодке. Капитаны буксиров едва не разевали рты от удивления: «Да как же он двигается? Там же воды под килем всего — ничего, один песок…» А необычный пароходик тем временем словно катился по песчаной отмели, удаляясь все дальше. И ведь действительно не столько плыл, сколько катился! Так на Клязьме успешно прошли испытания экспериментального судна талантливого изобретателя Николая Бенардоса, который, если бы хотел, мог называть себя владимирским жителем и землевладельцем.

Потомок вязниковских помещиков и заводчика Демидова

Николай Николаевич Бенардос по отцовской линии являлся потомком старинного греческого рода. Его дед Пантелеймон Егорович Бенардос был героем Отечественной войны 1812 года и в российской армии дослужился до генеральского чина. Отец Николай Пантелеймонович Бенардос участвовал в Крымской войне и вышел в отставку полковником. Он женился на Екатерине Васильевне Свешниковой, за которой получил в приданое имения в Вязниковском уезде Владимирской и в Лухском уезде Костромской губерний.

Увеличить картинкуНа владимирской земле Свешниковы известны ещё с середины XVIII столетия. Согласно документам Госархива Владимирской области, ещё в 1765 году надворный советник Семён Григорьевич Свешников — прадед изобретателя, приобрел у княгини Анастасии Ивановны Долгоруковой имение в тогдашнем Владимирском уезде село Богородское и сельцо Вознесенское с деревнями, которое после 1778-го было перечислено в новообразованный Вязниковский уезд. Наследниками Семёна Свешникова стали его сыновья Василий и Иван, а также дочь Мария, вышедшая замуж за капитана флота 1-го ранга Даниила Волчкова.
Старший из сыновей статский советник Василий Семенович Свешников владел в Вязниковской округе более чем 200 душами крепостных крестьян. Однако его супруга Елизавета Львовна была ещё богаче. Она происходила из фамилии знаменитых заводчиков Демидовых. Её отец коллежский асессор Лев Прокофьевич Демидов, одно время служивший в Московском университете, приходился внуком легендарному Акинфию Никитичу Демидову, создавшему целую империю из оружейных и металлургических заводов как в центральной России, так и на Урале. Дед мадам Свешниковой Прокофий Акинфиевич Демидов прославился своим огромным богатством, благотворительностью, любовью к ботанике и садоводству и непомерным самодурством. На внучке этого богача и женился Василий Свешников. Дочь статского советника Василия Свешникова и Елизаветы Демидовой Екатерина стала матерью выдающегося изобретателя Николая-младшего Бенардоса.

Изобретатель от Бога

Возможно, именно от своего прапрадеда сподвижника Петра Великого оружейного мастера Никиты Демидова Николай Бенардос унаследовал уникальные способности в различных отраслях наук, одновременно в совершенстве овладев множеством ремёсел, в том числе слесарным и кузнечным делом, с которых начинал первый из известных Демидовых. Примечательно, что первым изобретением Бенардоса стала… зубная пломба, причём перед тем, как впервые придумать возможность пломбировать зубы, внук генерала и сын полковника окончил медицинский факультет Киевского университета. Кстати, самые первые пломбы от Бенардоса (их творец называл их «пуговками») изготавливались из чистого серебра.

В числе первых изобретений Николая Бенардоса оказался и тот самый пароход, о котором говорилось выше. Это судно, строившееся с 1873 по 1876 гг. самим изобретателем при помощи двух кузнецов, было предназначено для преодоления мелей и препятствий на реках, для чего снабжалось катками и поворотными лопастями, причём катки позволяли ему передвигаться еще и по рельсам как обычному паровозу! Во время испытаний на реках Клязьме и Лух пароход Бенардоса «Николай», названный им так не в честь самого себя, а по имени старшего сына, успешно преодолевал не только все мели и перекаты, но даже мельничные плотины, которые запросто обходил по берегу! Проект подобной амфибии имел немалую перспективу, но царское правительство, как это часто случалось, не проявило должного внимания к разработке «дворянина Бенардоса». И хотя «Николай» в итоге добрался до Санкт-Петербурга, новый революционный вид транспорта остался без внимания чиновников и промышленников. В дальнейшем уникальный пароход был продан на слом и разобран на дрова, а его творец переключился на работы в области электротехники, вследствие чего сделал свое самое главное открытие — впервые в мире придумал метод дуговой электросварки. Это случилось в 1881 году. С тех пор Николай Бенардос почитается «отцом» всех сварщиков Земли.

Николай Николаевич вполне мог бы обосноваться в Вязниковском уезде Владимирской губернии, где владел сразу несколькими имениями. Но в силу ряда обстоятельств он поселился неподалеку от города Луха (ныне в Ивановской области), а его связи с нашим краем оказались забыты. Во всех книгах и справочниках, посвященных гениальному изобретателю, сказано, что его мать Екатерина Васильевна Свешникова была «дочерью лухского помещика», хотя с не меньшим основанием её можно назвать и вязниковской помещицей.

Как «космический сварщик» почтил память «отца электросварки»

Впрочем, есть один почти мистический факт, обойти который вниманием нельзя. В июле 1981 году, к вековому юбилею изобретения электросварки, в Лухе при участии специалистов Института электросварки имени Е. О. Патона был открыт музей, посвящённый жизни и изобретательской деятельности Н. Н. Бенардоса, а также памятник самому изобретателю. Мероприятие проходило очень торжественно, на нём присутствовали президент Академии Наук СССР легендарный физик трижды Герой Соцтруда академик Анатолий Александров и президент Академии Наук Украины академик-металлург Борис Патон (сын Е. О. Патона). Среди почётных гостей находился и дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт Валерий Кубасов. Уроженец Вязников и, тем самым, земляк Н. Н. Бенардоса, Кубасов впервые в мире осуществил сварочные работы в космосе на разработанной в ИЭС имени Е. О. Патона установке «Вулкан». Эта установка позволяла в автоматическом режиме выполнять дуговую, плазменную и электронно-лучевую сварку, причём при электронно-лучевой сварке были получены особенно хорошие результаты. С тех пор журналисты окрестили Валерия Кубасова «космическим сварщиком», и очень символично, что именно он участвовал в открытии памятника изобретателю электросварки — как первый человек, овладевший сваркой за пределами Земли, так и в качестве представителя Вязниковского края, к которому Бенардос имел самое непосредственное отношение.

Всего Н. Н. Бенардос является автором более чем 200 изобретений, многие из которых успешно применяются до сих пор. В частности, он придумал турбины для электростанций и скороварки, механические молотилки и новые виды металлообрабатывающих станков, несколько типов мин и даже пули со смещенным центром тяжести! А в нашей Владимирской области, где все чаще поговаривают о возможности восстановления судоходства на Клязьме, с учётом того, что река в последние десятилетия почти не чистилась и сильно обмелела, возможно, как раз пригодится проект того самого «всепроходимого» парохода Бенардоса, который когда-то сильно удивил наших предков у Вязников и Гороховца.

Николай ФРОЛОВ.

На фото:
1. Николай Николаевич Бенардос.
2. Пароход «Николай» Н.Н. Бенардоса на Клязьме.

Поделиться новостью

Добавить комментарий