//   Погода:
Новости

Зять «летописца Вязников» сохранил стихи первого поэта нашего края

Увеличить картинкуВ 1902 году священником вязниковской Троицкой церкви в Вязниках, сохранившейся еще со времен града Ярополча, стал Виктор Викторович Тихонравов, прежде занимавший должность учителя в Ярополческой женской второклассной школе в Вязниках. Он был женат на дочери протоиерея той же Троицкой церкви Константина Александровича Веселовского Лидии и, таким образом, приходился зятем известному вязниковскому краеведу.

К. А. Веселовский получил большую известность как общественный деятель, и неслучайно его за литературные и исторические труды называли летописцем города Вязников. Его зять В. В. Тихонравов тоже внёс вклад в изучение местной истории: сохранил и передал во Владимирскую ученую архивную комиссию архив своего деда — священника Виктора Фёдоровича Тихонравова, одного из первых сельских поэтов Владимирской губернии. Современник Пушкина, он начал пробовать свои силы в изящной словесности сразу после окончания Отечественной войны 1812 года. Поэтическое наследие Тихонравова сохранилось далеко не полностью. Но то, что уцелело до наших дней, даёт право говорить о самобытности и значимости его творчества как с литературной, так и с исторической точки зрения. Хотя стихи Тихонравова достаточно архаичны, в них немало удачных мест и метких наблюдений. Они позволяют лучше понять прошлое Владимирского края, быт и нравы наших предков.

Виктор Тихонравов (старший) родился 220 лет назад в 1796 году в селе Любец Ковровского уезда, где до 1764-го находился Успенский мужской монастырь. Его отец любецкий священник Фёдор Васильевич Тихонравов, был уроженцем Борисоглебского погоста Владимирского уезда, близ нынешнего Радужного. Мать, Ирина Саввична Милоглядова — дочь священника села Суворотское близ Владимира. В молодости Ф. В. Тихонравов в качестве учителя «российского класса» преподавал чтение, письмо, катехизис и краткую священную историю в Суздальской духовной семинарии и лишь в 1792 году был назначен на приход в Любец. Известно, что семинарский наставник Тихонравов писал стихи, во всяком случае, одно из них вошло в рукописный сборник «Майская роза», находившийся в коллекции известного владимирского краеведа и библиографа конца XIX — начала XX веков Александра Васильевича Смирнова. Несомненно, Фёдор Васильевич и приохотил своего сына к литературе и к сочинительству.

Детские годы Виктор Тихонравов провел в Любце на Клязьме, а затем отрока отдали на воспитание в духовное училище во Владимир. Потом он продолжил образование во Владимирской духовной семинарии, которую в 1818 году и закончил одним из первых учеников.

Семинария тогда грубо именовалась бурсою — как это значится и в классических произведениях Н. В. Гоголя и Н. Г. Помяловского. Нравы там были далеко не идиллические. Но владимирский архиерей Ксенофонт (Троепольский) питал любовь к изящной словесности. Поэтому такую же любовь вынужденно выражали и семинаристы. Проводя досуг в бедности и отнюдь не в богоугодных занятиях, они порой прерывали дружеские попойки, чтобы накропать очередную оду, восхваляющую владыку.

Стихотворчество большинства из них заканчивалось с окончанием учебы. Семинарист Виктор Тихонравов явил собой исключение. Всю свою жизнь он посвятил не только священническому служению, но и Евтерпе — музе лирической поэзии.

Самые ранние дошедшие до нас тетради стихов В. Ф. Тихонравова датированы 1816 годом, когда он еще обучался в семинарии (первые две тетради более раннего времени не сохранились). В этих стихах он описывал семинарские нравы, многие из них посвящал друзьям. В январе 1817-го Виктор поместил в рукописном сборнике семинаристов, поднесенном епископу Ксенофонту, свои стихи на немецком языке, которые до нас не дошли. В то время из нынешних поэтов-классиков более всего был известен лишь Державин. Пушкин только начинал поэтическую карьеру, а иных известнейших нам с детства стихотворцев еще и в помине не было. Это непременно следует иметь в виду, оценивая вирши Тихонравова.

Некоторые стихи Тихонравова являются важным историческим источником. Из них следует, например, что Владимир 200 лет назад в 1816 году посетили великие князья Николай Павлович (будущий Николай I) и Михаил Павлович, а в 1817-м — известный государственный деятель М. М. Сперанский.

«Престол царей — любовь народа;
Его блаженство — их венец.
Велик в кругу земного рода
Тот царь, кто подданным Отец!»

Так начиналась ода, поднесенная автором будущему императору. Известны также стихотворные эпитафии Тихонравова на кончину умершего во Владимире тамбовского губернатора князя Долгорукова и профессора Владимирской семинарии архимандрита Иосифа.
А вот строки на посещение Владимира в 1817 году Михаилом Сперанским:

«Сперанский; говорят, сей свет уже погас…
Напрасно! Он при нас!
Без политической души
Без жизни уже ваш Сперанский, восклицают,
Пусть и всего его лиши, Пускай его все осуждают…
Он нравственно всегда и будет жить и жил;
Дела его гремят повсюду в мире,
Они всем возвестят, чем он в России был,
Чем бът и для царя в порфире.
«Но он морально пал… »
Как, пала добродетель!
Никак! Восстанет он!
И се уже восстал!
Восстал — он с нами — благодетель!»

В ту пору Сперанский только что оправился от опалы, и выступать его апологетом требовало известного мужества и понимания значения реформатора для России.

В том же 1817-м Владимир в качестве ревизора посетил архимандрит Филарет (Дроздов) — будущий митрополит Московский и Коломенский. Об этом визите тоже есть след в поэтическом наследии Тихонравова:

«Для выгод нынешнего лета
Я видел диво — Филарета».

В 1818 году Виктор Тихонравов окончил учебу и в течение года ожидал священнической вакансии. В это время он терпел жестокую нужду, голодал и холодал, но и в столь трудное время не изменял музе. Как вспоминал позднее священник-поэт, «во время бедствий, претерпенных мною при ожидании места, я, недовольный человеками, изображая глупости и дурачества их, начал сочинять во утешение своё». В результате появился целый цикл сатирических стихотворений, басня «Купец и очки» (задолго до И. А. Крылова).

Как старший сын в семье, Виктор понимал, что обязан помогать уже немолодым родителям содержать младших братьев и сестер — а их у него было восемь. В сентябре 1819 года юноша подает в стихотворной форме просьбу Владыке Ксенофонту определить его священником в большое и богатое ковровское село Большие Всегодичи:

«Преосвященнейший! мой Пастырь и Владыко!
Твоей я милости прошу себе великой.
Быть Больших Всегодич в селе мне, удостой
И счастье, тем мое, родных моих устрой».

Прошение в стихах подействовало, и в том же году епископ Владимирский и Суздальский Ксенофонт рукоположил Виктора Тихонравова во священника в село Большие Всегодичи Ковровского уезда. К этому времени он уже подыскал себе и невесту — 18-летнюю Евдокию, дочь дьячка села Батыево Суздальского уезда Герасима Никитина. Во всегодической Успенской церкви отцу Виктору было суждено прослужить 35 лет.

Первые годы молодой иерей терпел крайнюю нужду и неустроенность. На полях поэтической рукописи он записал горькие впечатления о поездке по делам в город Шую в 1822 г.: «20-го числа февраля я ездил в Шую — ездил. Ах! нет — я сходил пешком туда. Дорога была самая дурная. Непогода сильная. Снег и ветер истощили силы мои. Обутый в сапоги без чулков я ознобил ноги».

Лишь постепенно от прежнего неустроенного житья молодой священник перешёл к более степенной, размеренной и обеспеченной жизни.
«Во Всегодичах жить привольно! Есть у меня что пить, что есть…», — так восклицал он в одном из своих стихов.

Всё время, пока В. Ф. Тихонравов священствовал во Всегодичах, он вёл дневник, куда записывал впечатления от происходящих событий и в селе, и в губернии. Этот бесценный источник долгое время сохранялся у сына батюшки тоже священника Виктора Викторовича Тихонравова, но до нас он, к сожалению, не дошёл. Пламя огня уничтожило его в 1895 году. Тогда же погибли и многие стихотворения священника-поэта.

В 1823-1839 гг. В. Ф. Тихонравов, помимо исполнения пастырских обязанностей, был учителем во Всегодическом приходском училище, а потом преподавал там же Закон Божий. В 1848 году епископ Владимирский Парфений (Чертков) за проповедование слова Божия наградил о. Виктора «мечом духовным» — набедренником, а награды тогда давались очень скупо. Но писать стихи батюшка не переставал до последних дней

«Засветите мне свечу!
Я стихи писать хочу…»

Эти строки — рефрен всей жизни Виктора Тихонравова.
Впрочем, духовное начальство как поэта сельского священника никогда не ценило. Да и как было воспринимать такие опусы батюшки, обращенные к прихожанам во время очередного деревенского престольного праздника:

«Рады ль вы своим попам?
Поищите браги слаще.
Подносите вы им чаще:
Грех скупиться, скажут вам!»

В 1854 году в возрасте 58 лет В. Ф. Тихонравов скончался в Больших Всегодичах и был похоронен в церковной ограде. Его могила не сохранилась, равно как нет и его портрета. Остались лишь десятки его стихов, которые и стали лучшим памятником забытому поэту.

Николай ФРОЛОВ.

На фото:
Епископ Владимирский и Суздальский Ксенофонт (Троепольский).

Поделиться новостью

Добавить комментарий