//   Погода:
Новости

Наши кулибины — творцы, опережающие время

Увеличить картинкуФамилия механика-самоучки Ивана Петровича Кулибина, уроженца Нижнего Новгорода, жившего два века тому назад, уже давно стала нарицательной для обозначения любого умельца или изобретателя. Всегда был богат самородками и наш Владимирский край. Сегодня почти невозможно представить, что, скажем, школьный учитель в свободное от занятий время вдруг сконструирует современную подводную лодку, а почтальон дома построит самолет! Между тем именно подобные случаи бывали во Владимирской губернии и о некоторых таких кулибиных, чьи творения опережали свое время, стоит лишний раз вспомнить и рассказать, тем более, что это и часть вязниковской истории.

Как владимирский учитель создавал «Наутилус»

Чуть более 130 лет назад в декабре 1879-го тихий провинциальный Владимир был взбудоражен известием, что учитель местной гимназии Андрей Батырь спроектировал… боевую подводную лодку! Известие представлялось тем более удивительным, что этот педагог был не математиком и не преподавателем технического творчества, а вел уроки классических языков — латинского и греческого. Переведенный во Владимирскую гимназию из города Бельска Гродненской губернии, Андрей Викентьевич оставил о себе память, как о человеке принципиальном, творчески одаренном и неуживчивом. Известный художник, друг Репина Дмитрий Кардовский, бывший ученик Батыря, в своих воспоминаниях называл педагога «чудным». Он оставил колоритное описание наставника:

«Батырь Андрей Викентиевич, здоровенный, с крупными скулами, с громадными руками и ногами. Как-то по экзаменационным делам пришли мы, несколько мальчиков, к нему на квартиру, где-то за Лыбедью во Владимире (за Лыбедью — это за маленькой речушкой — предместье среди огородов и кирпичных заводов, на окраине, в деревянных домишках, где квартиры подешевле), и застали его отдыхающим во дворе дома под навесом в телеге, случайно стоявшей там и принадлежавшей, вероятно, домовладельцу. Он без пиджака, в подтяжках поверх рубашки, без галстука лежал в холодке в телеге, головой опираясь на подушку, положенную в задок телеги, а ноги его в стоптанных сапогах с рыжими голенищами торчали далеко через передок телеги. Этот Батырь мучил нас исключениями и производством времен… »

Известно, что Батырь не раз конфликтовал с коллегами по гимназии, однажды отказался поставить более высокую оценку ученику лишь потому, что его отец служил преподавателем в том же учебном заведении. Как и почему он начал конструировать субмарину для российского ВМФ — до сих пор остается неизвестным. Причем это отнюдь не была ахинея типа очередного «вечного двигателя». Проект владимирского педагога был принят к рассмотрению Техническим комитетом Морского министерства. Восемь заслуженных адмиралов и целая группа специалистов в Петербурге под председательством управляющего министерством прославленного моряка и путешественника вице-адмирала Степана Лесовского полтора месяца изучали проект Батыря. Заключение было примерно таково: идеи ценные, но реализовать их пока нельзя из-за отсутствия технических возможностей. Проект «Наутилуса» владимирского латиниста был засекречен и спрятан в специальный архив. Видимо, было что скрывать.

Существует легенда, что макет своей подводной лодки изобретатель испытывал в нижнем течении Клязьмы в Вязниковском и Гороховецком уездах. Подробности проекта субмарины Батыря неизвестны до сих пор, так как позже его чертежи куда- то пропали. Не исключено, что их выкрала разведка одной из европейских стран, где имелась куда более развитая судостроительная промышленность. А сам изобретатель покинул Владимир в мае 1881-го — навсегда…

«Русский моноплан» над Вязниками
Пожалуй, еще больше шума, нежели слухи о подлодке учителя гимназии, наделала история вековой давности в Вязниковском уезде, где заезжий почтарь, сын механика из Харькова Лука Школин, в одном из сел начал строить… самолет! Дело было в 1909 году, когда каждый полет аэроплана собирал тысячные толпы зевак и считался выдающимся событием. В глубинке самолеты, как правило, тогда не только никто не видел, но многие вообще считали рассказы о полетах аппаратов тяжелее воздуха выдумкой.

Лука Школин, с детства увлекавшийся техникой, впервые поднялся в воздух на планере вместе с отцом, который увлекался зарождавшимся планерным спортом. Молодой человек несколько лет занимался созданием моделей первых самолетов всего мира, причем преуспел в этом занятии и был отмечен на различных выставках. А потом ему захотелось построить действующую модель в натуральную величину…

Однако средств для строительства самолета у Школина не было. Случайно он познакомился с вязниковским промышленником Валентином Балиным, который неожиданно предложил изобретателю делать самолет у него в имении, выделив для этого 3000 рублей — немалую по тем временам сумму. Так 100 лет назад в селе Южа началось строительство «Русского моноплана» — именно так Лука назвал свое детище.

Схема этого самолета была своеобразной. На переднем горизонтальном оперении были рули высоты, заднее оперение выполняло функции стабилизатора, киль и руль направления стояли сзади. На крыле имелись небольшие косо расположенные элероны. В качестве обшивки использовалась пергаментная бумага в несколько слоев, покрытая масляной краской и лаком. Перед летчиком был установлен импортный двигатель «Анзани» в 25 «лошадей» (его Школин купил за 1200 рублей у известного авиатора Сергея Уточкина) с цепной передачей к двум тянущим четырехлопастным винтам диаметром 2,5 метра с частотой вращения 450 оборотов в минуту. Уникальной особенностью проекта стало то, что впервые в мире Школин применил воздушный винт изменяемого в полете шага — это его изобретение с успехом применяется в авиации до сих пор.

В конце 1910 года «Русский моноплан» был построен. Лука Школин осуществил на нем несколько пробных полетов над заповедными вязниковскими лесами. Местные крестьяне толпами валили посмотреть на диковенное зрелище. Молодежь ликовала, старики с опаской крестились. Однако для того, чтобы исправить некоторые недочеты и довести аэроплан «до ума», понадобились дополнительные средства. Но Балин предоставить новую сумму не пожелал. Вскоре фабрикант и изобретатель поссорились. Школин навсегда уехал из Южи, а Балин оставил готовый самолет у себя.

После революции все достояние Балиных было национализировано. Самолет, находившийся к тому времени в полуразобранном виде, в конце концов, достался местному ОСАВИАХИМу (предтече советского ДОСААФ). С ветхого аэроплана сняли двигатель, который был установлен на глиссер. На нем комсомольцы лихо гоняли по Клязьме, не ведая, что «пламенный мотор» на их стремительном суденышке когда-то поднимал в воздух забытого изобретателя Школина и первого летчика-спортсмена Уточкина.

Крестный отец «Ильи Муромца» и вязниковской радиостанции
Сегодня мало кто помнит, когда именно во Владимире появилась первая городская радиостанция. Это знаменательное событие случилось в канун революционных потрясений — в конце 1916 года. Для создания радиостанции был специально разработан «штучный» электрогенератор мощностью 300 кВт с частотой 350 Гц — по тем временам очень сложный прибор. Его создал и изготовил талантливый специалист в области электротехники и радиотехники Валентин Вологдин. Прежде он создал партию рейдовых радиостанций для кораблей российского флота.

Когда в декабре 1914-го была сформирована первая эскадра (тогда говорили «эскадра», а не «эскадрилья) тяжелых бомбардировщиков конструктора Сикорского, то эти самолеты получили название «Илья Муромец» — в честь отнюдь не былинного богатыря из пределов позднейшей Владимирской губернии. День создания этой «эскадры» считается днем рождения российской авиации дальнего действия, которая 22 декабря 2014-го отметила свой вековой юбилей. Символично, что ни один «Муромец» не поднялся бы в воздух, если бы все тот же В. Вологдин не сконструировал специально для них самолетный генератор мощностью 2 кВт с частотой 1000 Гц.

Оснащенные генераторами Вологдина бомбардировщики «Илья Муромец» стали «летающими крепостями» Первой мировой войны, причем среди прочих летчиков на них воевали и выходцы из древнего Мурома. А созданная благодаря Вологдину владимирская радиостанция в немалой степени способствовала популяризации радиодела во всей губернии. По ее подобию были созданы радиостанции в Коврове и Вязниках. Кстати, оборудования для вязниковской радиостанции прислал Трест заводов слабого тока, директором которого в то время работал все тот же В. Вологдин!

Валентин Вологдин позже работал в Нижнем Новгороде и Ленинграде, стал профессором, членкором Академии Наук СССР и дважды лауреатом Сталинской премии. Автор множества изобретений, он в жизни был большим оригиналом и вместо положенного ему по статусу черного лимузина даже в преклонные годы лихо гонял на мотороллере собственной конструкции. Кулибины были своеобразны и непохожи на других буквально во всем!

Николай ФРОЛОВ.
На фото: «Русский моноплан» в Вязниковском уезде.

Поделиться новостью

Добавить комментарий