//   Погода:
Новости

Житие вязниковского владыки Корнилия

Увеличить картинкуЕпископ Корнилий (в мире — Соболев Гавриил Гавриилович) родился в ноябре 1880 г. под Выборгом (по другим данным — в самом городе Выборге, который тогда находился в составе Великого княжества Финляндского). Образование получил в Санкт-Петербургской семинарии, которую окончил в 1900 г., и Санкт-Петербургской духовной академии. 28 сентября 1902 г., когда еще обучался на III курсе академии, Г. Г. Соболев принял монашеский постриг с именем Корнилия. Пострижение в мантию совершил ректор академии епископ Ямбургский, викарий Санкт-Петербургской епархии Сергий (Страгородский). Вместе с Соболевым иночество принял его сокурсник Киприан (Шнитников).

Обращаясь к новопостриженным инокам, Преосвященный Сергий, будущий патриарх Московский и всея Руси, произнес пророческие слова: «Послушание имей во всем. Конечно, не без боли, не без тяготы совершен вами этот бесповоротный шаг. Многое вам пришлось оставить за собой, от многого отказаться навсегда. Перенесли вы и мучительный вопрос, отовсюду направлявшийся к вам: «Зачем вы делаете этот шаг, зачем не довольствуетесь обычной жизнь мирской, в которой ведь тоже можно спастись?» Да, зачем? Но зачем Петру было бросаться в озеро, когда он увидел, что Господь его стоит на берегу? Зачем было христианским мученикам добровольно проситься на костры, когда можно было и без этого спастись, когда и без этого Господь, быть может, их услышал бы и даровал бы им Царство Небесное? Ведь чтобы «войти в жизнь вечную» по слову Самого Господа, необходимо только «соблюдать заповеди», самые обыкновенные и для всех обязательные. Но разве любовь когда-нибудь спрашивает, когда-нибудь высчитывает, сколько нужно пожертвовать для любимого предмета? Разве дело любви — размерять величину своего подвига, как бы боясь передать лишнее? Любовь поэтому и любовь, что она себя не щадит, что она всегда на все готова, — готова принести жертву даже тогда, когда этой жертвы от нее и не требуют. Та же любовь ко Христу, блеснув пред вашим духовным взором, увлекла и вас за собой, и вся привела к решимости оставить мир похотения, служение своим страстям, оставить жизнь по своим планам и желаниям и предать себя Христу в жертву чисту, благоугодну…

Решительный шаг совершен. Прошлого уже нет. Теперь начинается для вас новая жизнь. Может быть, она предносится вашему воображению в особенном свете, в виде славного поприща, исполненного небывалых, особенных подвигов. Предносится, может быть, одному из вас тихая подвижническая келья где-нибудь в пустынном скиту, где кроме Бога и Богом сотворенной природы, являющей каждому истинному подвижнику Божие величие и красоту, нет ничего, где он один в тиши и безмолвии может беседовать с Богом, молиться день и ночь. Другому, может быть, предносится поприще миссионерское, где он, оставив все: свою родину, свой язык, идет в неведомые страны, несет язычникам свет Христов. Но, юные мои братья, слишком немудрена была бы монашеская жизнь и легко было бы спастись, если бы для этого нужно было только быть каким-нибудь героем, т. е. задумать какой-нибудь подвиг и раз навсегда совершить его, прославившись и здесь и там. Не тот настоящий воин, который только в минуту особенного подъема духа может блеснуть самопожертвованием. Жизнь созидается не минутным решением и состоит не в одном столь же поспешном исполнении этого решения. Жизнь, настоящая жизнь, состоит из постепенного упорного труда и незаметного делания».

Тогда же инок Корнилий был рукоположен в иеродиакона, а в 1903 г. — во иеромонаха. После окончания духовной академии в 1904 г. иеромонах Корнилий 28 июля того же года был назначен членом Урмийской духовной миссии в северной Персии — в городе Урмия, столице Западного Азербайджана близ одноименного озера Урмия. История миссии началась в 1898 г., когда девять тысяч сиро-халдеев подали прошение о соединении с Русской Православной Церковью. В 1901 г. в северной Персии был построен первый православный храм, а с 1905 г. при миссии на русском и сирском языках стал издаваться журнал «Православная Урмия». Начальником миссии с 1904 г. был кандидат Санкт- Петербургской духовной академии архимандрит Сергий (Лавров), под началом которого и служил иеромонах Корнилий. Персия в то время находилась в политической и финансовой зависимости от Российской империи. В ее городах, в том числе и в столице, размещались русские казачьи части, персидские шахи являлись должниками Русского учетно-ссудного банка. Десятки тысяч персиян, жителей пограничных территорий, в том числе Западного Азербайджана, уходили на заработки в Закавказье и Закаспийскую область Российской империи. Поэтому Русская Православная Церковь стремилась как можно эффективнее воздействовать на население этой провинции. Когда о. Корнилий служил в Урмии, в Персии были сильны революционные настроения. В середине декабря 1905 г. началась Персидская революция. Антишахское движение испытывало влияние революции в России. Весь 1906 г. прошел в демонстрациях, столкновениях митингующих с солдатами правительственных войск. Одним из центров революции стал Тебриз, расположенный в непосредственной близости от Урмии и южных границ Российской империи. В 1907 г. при активном участии русских и английских войск революция в Персии была подавлена, а страна фактически разделена на русскую и английскую зоны влияния. Таким образом, служение иеромонаха Корнилия пришлось на бурные и опасные годы, хотя в Урмии было сравнительно спокойно.

14 августа 1907 г. будущий владимирский епископ был назначен преподавателем, но уже 21 августа того же года перемещен на такую же должность в Александро-Невское духовное училище в Петербурге. Там в 1908 г. он был награжден орденом св. Анны III ст. 20 августа 1909 г. его назначили преподавателем Санкт- Петербургской духовной семинарии, а 25 января 1910 г. — там же инспектором. 1 сентября 1911 г. о. Корнилий был назначен ректором Тульской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.

17 (30) сентября 1917 г. архимандрит Корнилий был хиротонисан в Туле во епископа Каширского, викария Тульской епархии. 2 февраля 1918 г. в Туле состоялся неразрешенный властями крестный ход. Шествие с иконами и хоругвиями, которое двинулось из Тульского кремля, было встречено пулеметным огнем красноармейцев. Десятки верующих были ранены, 13 человек убиты. Среди раненых был и епископ Каширский Корнилий (Соболев).
Запись об этом событии оставил в своем «Дневнике» профессор Московской духовной академии А. Д. Беляев: «В Сретенье в Туле был крестный ход, которого не желали и требовали отменить большевики, но Дума и все население требовали. Большевики стреляли в идущую толпу богомольцев из пулеметов, есть убитые и раненые. В викарного епископа Корнилия попали 2 пули в ноги, навылет. А Тульского епископа Ювеналия после хода богомольцы одели в соборе в тулуп, и он пешком был проведен домой для безопасности». С 22 января 1920 г. владыка Корнилий — епископ Новосильский, викарий Тульской епархии.

Николай ФРОЛОВ.
(окончание в следующем номере)

На фото: Владыка Корнилий (Соболев).

Поделиться новостью

Добавить комментарий