//   Погода:
Новости

Портреты бывшего вязниковского предводителя

Увеличить картинкуСреди множества живописных полотен, составляющих коллекцию Владимирско-Суздальского музея-заповедника, есть портрет работы известного художника XIX столетия Василия Григорьевича Перова, на котором мастер в 1876 году запечатлел бывшего вязниковского уездного предводителя дворянства, а потом — председателя Владимирской губернской земской управы коллежского советника Петра Ивановича Николаева. На картине маслом изображен пожилой человек в темном сюртуке, светлом жилете и черном галстуке. Этот портрет был заказан Владимирской губернской земской управой уже получившему всероссийскую известность художнику Перову. Подобной чести П. И. Николаев удостоился «за продолжительную, неутомимую и честную службу на поприще общественной деятельности». Перов получил заказ сразу на два портрета: один из них предназначался для здания губернской земской управы, а второй — для здания Владимирской женской гимназии, открытой при активном участии Николаева. В том же 1876 году, 140 лет назад, оба николаевских портрета заняли предназначенные им места.

Почти полвека спустя в 1925- м портрет П. И. Николаева из упраздненной к тому времени земской управы был передан во Владимирский музей, где и остается до сих пор. А второй портрет Перова из прежней гимназии покинул Владимир и сегодня находится в Чебоксарах в Чувашском художественном музее. При сравнении этих портретов видно, что Перов написал не совсем копии. При общей схожести изображения, на ныне владимирском портрете Николаев стоит, заложив правую руку за борт сюртука. На чебоксарском же — сидит в кресле, облокотившись на подлокотник правой рукой.

А сравнительно недавно была обнаружена фотография Петра Ивановича Николаева. Обретение и атрибутация этого фото заслуживают отдельного рассказа.

В семейном архиве жительницы Санкт-Петербурга Галины Георгиевны Юдиной, которая является прямым потомком владимирского дворянского рода Ложкиных, сохранилось немало старых фотографий XIX столетия. Среди них оказался снимок неизвестного мужчины, который, по свидетельству предков Г.Г. Юдиной, является фотографией дворянина Александровского уезда Владимирской губернии Валентина Егорова. В том же архиве находился снимок некоего Петра Николаева, о котором его владелица не знала решительно ничего.

Просмотр этих фото поначалу разочаровал: Петр Николаев — пожилой бородатый коренастый мужчина явно не имел ничего общего с человеком, которого увековечил бессмертной кистью художник Перов. Зато первый же взгляд на фото «дворянина Егорова» в сюртуке, с цилиндром и тростью заставил вздрогнуть. Он был очень похож на Николаева!

Оказалось, что подписывая снимки по памяти, кто-то из родни Юдиной перепутал и Егорова подписал, как Николаева, а Николаева — как Егорова! Изучение паспорту фото с предполагаемым Николаевым позволило установить, что этот снимок был сделан в фотографии Фердинанда Бюро — француза, купца и фотографа, в марте 1865 года открывшего «Фотографию Императорских театров» в доме князя Голицына на Кузнецком мосту в Москве. Эта фотография просуществовала до 1878 года. Судя по изображению, Петр Николаев сфотографировался у Фердинанда Бюро еще в 1860- е годы вскоре после открытия пресловутого заведения на Кузнецком мосту.

Таким образом, обретенной фотографии Петра Николаева почти полтора века. Как же попал снимок владимирского земца в архив Юдиной? Дело в том, что предок Галины Георгиевны ковровский уездный казначей Александр Николаевич Ложкин, скончавшийся в 1833 году, был женат на Елизавете Ивановне Николаевой, старшей сестре и восприемнице коллежского советника Петра Ивановича Николаева!

Кто же такой Петр Николаев? Его дед был ротмистром армейской кавалерии при Екатерине II. Отец — Иван Петрович Николаев в молодости служил в Сумском гусарском полку, а потом был переведен в Конную гвардию, откуда в 1786-м вышел в отставку поручиком. Обосновавшись в Коврове, откуда родом были и первая, и вторая жены Николаева-старшего — Елизавета Кишкина и Олимпиада Рогановская (ее отец был вязниковским уездным судьей, а брат — ковровским предводителем), Николаев почти четверть века служил ковровским исправником и судьей, а в 1830-е занимал пост ковровского предводителя дворянства. За это время он «вырос» до надворного советника (подполковника) и был награжден орденом св. Владимира IV степени.
От брака с Рогановской Иван Николаев имел четырех сыновей, два из которых умерли в младенчестве, еще один — Дмитрий, выпускник Ярославского Демидовского лицея и прапорщик лейб-Бородинского пехотного полка скончался в 19-летнем возрасте в 1826 году.

Единственный достигший зрелого возраста сын Николаева от второго брака с Рогановской Петр родился 29 сентября 1815 г. в Коврове. Его восприемниками при крещении стали старшая единокровная сестра Елизавета, будущая госпожа Ложкина, и генерал- майор Василий Иванович Воейков — бывший орловский и вологодский губернатор, помещик села Великово на Тальше Ковровского уезда.

Воспитанию единственного сына Николаевы уделяли особое внимание. В 1820-х гг. по их инициативе в Коврове был создан «училищный союз» — первое частное учебное заведение в городе. Петр Николаев воспитывался вместе с будущим ковровским городничим и героем обороны Севастополя в Крымскую войну майором Николаем Маньковым, сыном городского головы купца Ильи Шаганова Николаем — будущим историком-краеведом (некоторое время жившим в Вязниках), и видным земским деятелем действительным статским советником Александром Смирновым. Позже сын Н. Шаганова Вячеслав писал в мемуарах об отце:

«…В самом начале [18]20-х годов несколько дворянских и чиновничьих семей, живших в Коврове, согласились между собой сообща нанять учителей предметов и языков для обучения своих детей. Одна семья помещиков Николаевых выписала учителей из Москвы, поместила их в своем доме и устроила в нем нечто вроде классов, куда приходили дети других семей, принявших участие в этом учебном союзе. Моего отца тоже отдали учиться в эту школу. Не знаю, долго ли он учился в ней, но, вероятно, все же несколько лет, так как усвоил себе немецкий язык и читал Шиллера в подлиннике».

Затем Петр Николаев был отдан родителями в Благородный пансион при Московском университете, который окончил с правом на чин XII класса. Но для дворянской молодежи считалась престижной военная карьера, поэтому П. И. Николаев поступил в Уланский Великого Князя Михаила Павловича полк, а в 1837 году был произведен в корнеты с переводом в Киевский гусарский полк. Но уже в феврале 1839-го Николаев вышел в отставку «по домашним обстоятельствам» поручиком и в дальнейшем служил по выборам дворянства: депутатом от Ковровского уезда и заседателем Владимирской губернской палаты уголовного суда.

С 1851 по 1856 гг. поручик Николаев состоял вначале вязниковским предводителем дворянства (кем-то наподобие нынешнего главы райадминистрации), затем — председателем Владимирской гражданской палаты, а при открытии новых судебных учреждений был назначен заместителем председателя Владимирского окружного суда. В 1869 г. П. И. Николаева избрали председателем Владимирской губернской земской управы.

В марте 1878-го из-за усилившейся болезни П. И. Николаев подал в отставку. Губернское земское собрание «с душевным сожалением приняв заявление о его выбытии, почтило его поднесением ему почетного адреса, полного теплого соболезнования о постигшем его недуге и выразило надежду, по выздоровлении Петра Ивановича, иметь его опять в своей среде тем же энергическим и опытным ревнителем о земских нуждах и интересах». П. И. Николаев сыграл главную роль в устройстве во Владимире женской гимназии, много сделал для развития земских медицинских и благотворительных учреждений, и сам был щедрым благотворителем.

Петр Иванович Николаев скончался во Владимире 1 августа 1879 г. в возрасте 66-ти лет и был погребен на Князь-Владимирском кладбище, где его могила оказалась затеряна. И лишь в XXI веке в дополнение к портретам Перова на берегу Невы нашлась фотография человека, немало потрудившегося на благо нашего края.

Николай ФРОЛОВ.
НА ФОТО: Петр Иванович Николаев. Фото Фердинанда Бюро.

Поделиться новостью

Добавить комментарий