//   Погода:
Новости

Символ Вязников – оплот благочестия и веры

Увеличить картинкуБлаговещенский монастырь в Вязниках — зримое напоминание о многовековой истории древней земли, где нынешний город является наследником средневекового Ярополча. Сегодня именно он разделяет старую и новую застройку вязниковских кварталов. После уничтожения Казанского собора лишь монастырский комплекс, да еще Троицкая церковь на Яропольской горе зримо свидетельствуют о почтенном возрасте нынешней «песенной столицы» России.

Все началось 375 лет назад — в 1641 году, когда староста Вязниковской слободы Иван Мухин и выборные посадские люди били челом тогдашнему царю Михаилу Федоровичу — первому из династии Романовых и Патриарху Московскому и всея Руси Иоасафу I о дозволении устроить обитель на западной слободской окраине у подножия горы Венец. Издавна там помещались так называемые «убогие дома», в которых погребались умершие без церковного покаяния, бездомные, а также убитые разбойниками, поеденные волками или же замерзшие в студеный мороз путники — большой торговый тракт, печально знаменитая впоследствии «владимирка» проходила рядом. Государь выдал соответствующий указ, а Патриарх преподал свое благословение. К 1643 году в новом монастыре уже была построена первая церковь — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Первым настоятелем обитель стал «черный священник» (иеромонах) Корнилий, после кончины которого монастырь в 1647-м возглавил его брат иеромонах Антоний. С 1650 по 1652 годы Благовещенским монастырем управлял старец Авраамий, после чего его сменил игумен Моисей. Именно он, четвертый по счету настоятель Благовещенской обители, больше всех сделал для ее обустройства и благоукрашения. Игумену Моисею удалось значительно увеличить земельные владения монастыря, добившись царского «дара» в виде озера Юхор с окрестностями «на ладан, на свечи и на пропитание» иноков. Другим указом царь Алексей Михайлович даровал монастырю казенное содержание и «хлебную ругу» — снабжение съестными припасами из «дворцового» (т. е. имения царской фамилии) села Большие Всегодичи Владимирского (позже — Ковровского) уезда. Среди других важных пожалований монастырю стали две водяные мельницы на речке Лух — Созоновская и Устиновская. Первая была названа в память старца Филарета Созонова, пожертвовавшего ее обители, а вторая — по имени построившего ее вязниковца Устина Малахова.
Настоятель Благовещенского монастыря пользовался огромным авторитетом у местного духовенства. Когда в новосозданной на реке Лух Флорищевой пустыни надо было освящать первую церковь, то тамошняя братия попросила это сделать не иноков из ближнего Гороховца, а игумена Моисея из Вязниковской слободы.

В 1682 году игумен Моисей начал главное дело своей жизни — строительство каменного Благовещенского собора. Этот огромный по тогдашним меркам двухэтажный храм возводили более 7 лет. В нижнем этаже была устроена «теплая» (отапливаемая для служб в холодное время года) Сретенская церковь, а в верхнем — «холодная» Благовещенская. Окончательно храм был закончен в 1689 году. До сих пор именно это здание определяет облик монастыря и является одним из символов города Вязники. После этого настоятель Моисей удалился на покой, смиренно проживая в монастыре, которым управлял 37 лет, как простой старец до своей кончины в 1694-м. В том же году к Благовещенской обители патриаршей грамотой была приписана Моисеева пустынь, устроенная прежде монахом Моисеем (тезкой игумена) на берегу реки Клязьмы близ Вязниковской слободы. Устроенные там фруктовые и вишневые сады долгое время не только в изобилии снабжали яблоками, грушами, сливами и вишней всю братию, но и благодаря продаже излишков этого изобилия приносили монастырю приличный доход.

В петровское царствование Благовещенский монастырь пережил череду различных бедствий. В 1703 году он пострадал от сильного пожара, опустошившего всю слободу. Тогда огонь уничтожил деревянную монастырскую ограду и братские кельи. Лишь каменный собор уцелел, хотя монахи на всякий случай вынесли оттуда почти всю ценную утварь. Приходило в упадок и хозяйство обители, которое Петр I, как и другие монастыри, обложил тяжкими повинностями и лишил значительной части прежних доходов. Не везло Благовещенскому монастырю и на игуменов. Посетивший в 1764 году обитель епископ Владимирский Павел (Гребневский) нашел там такое небрежное отношение к своим обязанностям тогдашнего настоятеля Харлампия, что тут же своей архиерейской властью отрешил нерадивого игумена от должности. Впрочем, предание утверждает, что владыка обошелся со старцем столь сурово потому, что последний не накормил оголодавшего после долгой дороги Преосвященного парадным обедом, сославшись на скудость монастырской казны.

После того, как Вязники стали уездным городом, местное купечество, богатея год от года, стало существенно поддерживать единственный тамошний монастырь. В результате подобного радения горожан в 1792-1793 годах в обители были построены каменные святые ворота с надвратной церковью в честь Всех Святых. А к 1810-му Благовещенский монастырь был обнесен новой каменной оградой с башенками. С 1815 по 1823 годы обителью управлял строитель (это тоже церковный сан) Макарий — достойный преемник игумена Моисея. Благодаря его стараниям в Благовещенском соборе появился новый резной вызолоченный иконостас и куплен большой монастырский колокол — для него 10 тысяч рублей — целое состояние по тем временам пожертвовал вязниковский купец Елизаров. Тогда же были отремонтированы каменные кельи и на них устроены железные крыши.

В 1837 году по монастырской земле прошло новоустроенное Московско-Нижегородское шоссе, из-за чего территория обители несколько сократилась, а ограду пришлось частично переносить на новое место. В 1892 году открылась монастырская церковно-приходская школа. Во второй половине XIX века сразу несколько настоятелей Благовещенского монастыря оттуда назначались настоятелями более крупных обителей, например, той же Флорищевой пустыни. Более других управлял монастырем архимандрит Макарий, проживший здесь более четверти века.

А в апреле 1916 года, в разгар первой мировой войны, из-за резкого сокращения монашествующих во всей России (многие послушники и даже иноки тогда ушли на фронт) указом Святейшего Синода Благовещенский монастырь из мужского стал женским. Его первой настоятельницей в новом качестве стала игуменья Серафима (Шипулина) из недалекой Серафимо-Алексеевской общины. Но через 5 с половиной лет, в 1921-м, обитель закрыли.

И только в 1999-м по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия Свято-Благовещенский женский монастырь начал возрождаться вновь. Трудами его нынешней настоятельницы игуменьи Серафимы II (Старых) обитель становится краше день ото дня. Засияли золотые купола старого собора над Вязниками (даже в лучшие времена главы там обивали лишь «белой» жестью), плывет малиновый звон с шатровой колокольни, на территории монастыря среди цветочного великолепия устроен мемориал жертвам политических репрессий XX века, в том числе священнослужителям и церковникам. Сегодня, как и прежде, Благовещенская обитель стала центром духовной и общественной жизни города под вязами, а силуэт монастыря продолжает оставаться самым узнаваемым местом удивительного городка над Клязьмой.

Николай ФРОЛОВ.
На фото Свято-Благовещенский женский монастырь сегодня.

Поделиться новостью

Добавить комментарий