//   Погода:
Новости

Николай Оболдуев — предводитель-велосипедист

Увеличить картинкуПервое в России велосипедное общество — «Царскосельский кружок велосипедистов» появилось в начале 1880-х гг. Затем объединения велосипедистов были учреждены в Петербурге и Москве. Одним из самых массовых стал Московский клуб велосипедистов. Его устав министр внутренних дел граф Дмитрий Андреевич Толстой утвердил в 1888-м. Председателем клуба любителей езды на необычном тогда транспортном средстве москвичи избрали 35-летнего чиновника и кавалера двух орденов, бывшего сотрудника Московской конторы госбанка и председателя комитета Императорского Человеколюбивого общества Николая Платоновича Оболдуева — вязниковского землевладельца. Так наш земляк стал одним из лидеров набиравшего силы движения велосипедистов и зарождавшегося отечественного велоспорта. По его предложению все члены клуба получали серебряный значок с монограммой из букв «МКВ» — «Московский клуб велосипедистов».

Фамилия, вдохновившая Некрасова
Николай Оболдуев являлся потомком старинного рода, известного с XVI столетия. Точно неизвестно, кто именно из его предков носил малопочтенное прозвище Оболдуй, перешедшее затем в фамилию. Но совершенно точно установлено, что еще в 1619 году стряпчий Данила Леонтьевич Оболдуев был пожалован царем Михаилом Федоровичем вотчиной в Суздальском уезде.

Есть версия, что поэт Николай Некрасов в знаменитой поэме «Кому на Руси жить хорошо» для одного из отрицательных героев барина Гаврила Афанасьевича Оболта- Оболдуева (изображенного так: «какой-то барин кругленький, усатенький, пузатенький, с сигарочкой во рту») позаимствовал фамилию у известных ему владимирских помещиков. Известно, что Некрасов сам являлся землевладельцем Гороховецкого и Муромского уездов и неоднократно бывал в Вязниках. Почти не приходится сомневаться в том, что он или был знаком с Ободуевыми, или хотя бы слышал о них.

В XVIII столетии из Оболдуевых наибольшей известностью пользовался Платон Никитич Оболдуев, в молодости служивший в лейб-гвардии Конном полку в царствование императрицы Елизаветы Петровны, потом командовавший Нарвским карабинерным полком и ставший Георгиевским кавалером после разгрома мятежных поляков, а уже при Екатерине II получивший генеральский чин и служивший военным комендантом в Москве до своей кончины в 1788 году.

Генерал Платон Оболдуев был кумиром своей родни. Именно поэтому его племянник заседатель Вязниковского уездного суда и вязниковский помещик Семен Иванович Оболдуев назвал сына, родившегося в памятном 1812 году, в честь дяди — Платоном. Платон Семенович Оболдуев служил в полиции Ковровского и Вязниковского уездов, а также судебным заседателем. Он женился на дочери вязниковского судьи отставного капитана Петра Афанасьевича Манькова, героя Отечественной войны, Любови Петровне. От этого брака в 1852-м и родился сын Николай — будущий основоположник клуба велосипедистов в первопрестольной.

Как недоучившийся владимирский гимназист стал генералом
Детство Николая Оболдуева прошло в родовом имении селе Большие Дорки Вязниковского уезда. Когда он подрос, родители определили его во Владимирскую гимназию, но полного гимназического курса Оболдуев-младший не кончил, так как после кончины отца был вынужден поступить на службу канцелярским чиновником в Вязниковскую дворянскую опеку. В 1871 году 19-летнего юношу приняли помощником бухгалтера в Московскую контору Государственного банка. Службу в банке он совмещал с деятельностью по Человеколюбивому обществу — благотворительной организации, членом-сотрудником которой состоял с середины 1870-х гг. В конце концов, Николай Оболдуев покинул банк, перейдя на службу по ведомству императрицы Марии Федоровны — супруги Александра III, став в 1888 году штатным почетным членом Московского совета детских приютов.

Именно в эту пору Оболдуев — преуспевающий чиновник с придворными связями, и стал заядлым велосипедистом — едва ли не первым из числа уроженцев Владимирского края. Благодаря таким, как он, увлечение велосипедом стало модным занятием даже среди аристократов. И вскоре на педали лихо жали граф Шереметев и князь Гагарин. Даже великий князь Сергей Михайлович — внук императора Николая I и тот всерьез «заболел» велосипедом.
Николай Оболдуев летом немало времени проводил в доставшемся от отца имении Большие Дорки. Там вязниковские крестьяне впервые, пожалуй, впервые увидели велосипед, который им казался каким-то чудом. И взрослые, и дети не могли взять в толк, как их барин — рослый полноватый мужчина, лихо катит на двух колесах и при этом не падает? А велосипедные прогулки Николая Платоновича по окрестностям Больших Дорков становились для селян чем-то вроде бесплатного циркового представления.

Тем временем карьера Оболдуева-чиновника шла своим чередом. В 1896 году он принимал участие в коронации последнего царя Николая II, получил несколько медалей, а также золотой памятный вензель от императрицы Марии Федоровны. Получив в наследство от матери имение и в Ковровском уезде, Николай Платонович в 1903 году, состоя уже в чине статского советника, был избран почетным мировым судьей по Ковровскому уезду. А в январе 1906-го его выбрали ковровским уездным предводителем дворянства. Находясь в этой почетной должности, Н.П.Оболдуев указом императора Николая II в 1907 году был произведен в действительные статские советники — в чин, равный генеральскому. Однако уже в 1908-м он скоропостижно скончался в 55-летнем возрасте.

Его Превосходительство подкосило известие, что его родной племянник Борис Владимирович Оболдуев оказался на скамье подсудимых по «делу бомбистов»: участвовал в организации взрывов у квартиры инспектора одной из московских гимназий. Борис Оболдуев хранил бомбы и взрывчатые вещества, в том числе, кажется, и на квартире своего дяди. «Бомбиста» осудили на 4 года каторги, но это случилось уже в 1909 году после кончины Николая Платоновича.

Поэт одного стихотворения
Сын предводителя-велосипедиста Георгий Николаевич Оболдуев, родившийся в 1898 году, поступил на историко- филологический факультет Московского университета, но окончить полный курс не успел из-за начавшейся революции. В 1924-м Оболдуев-младший окончил Высший литературно-художественный институт имени Брюсова, после чего работал в различных издательствах. Сам Георгий Оболдуев был поэтом, но при его жизни удалось опубликовать лишь одно-единственное его стихотворение — в 1929-м в журнале «Новый мир». Другие стихи из-за их новаторского характера и критической направленности в советскую печать попасть просто не могли. В 1933 году Г.Оболдуева арестовали и осудили по обвинению в антисоветской пропаганде на 3 года ссылки.

После окончания срока ссылки непризнанный поэт жил на «101-м километре» — сначала в городке Малоярославце Калужской области, а потом в Александрове, что ныне во Владимирской области. В 1943-м 45-летнего литератора мобилизовали и отправили на фронт. Он служил в разведке и провоевал до самой Победы, а потом поселился в Москве. Здоровье поэта Оболдуева было подорвано годами невзгод и военных испытаний. После тяжелой болезни он умер в 1954 году в возрасте 56 лет.

После его кончины вдова Георгия Николаевича Елена Александровна Благинина, известная советская детская поэтесса, добилась публикации нескольких стихов покойного мужа. А первый поэтический сборник Оболдуева «Устойчивое неравновесье» был издан лишь в 1979 году, спустя четверть века после смерти автора, да и то не в СССР, а в ФРГ, в городе Мюнхене. И только в 1991-м первый сборник поэта вышел на родине в Москве.

На Георгии Николаевиче род Оболдуевых, с его генералами и чиновниками, велосипедистами и литераторами, царскими и советскими арестантами закончился, и теперь эта фамилия большинством современников воспринимается лишь как курьез.

Николай ФРОЛОВ.

На фото: В последней четверти XIX века велосипед начал стремительно завоевывать популярность у россиян.

Поделиться новостью

Добавить комментарий