//   Погода:
Новости

Так было положено начало…

Увеличить картинкуВязниковский художественно-исторический музей — одно из самых уникальных мест города. Расположенное в огромном особняке Елизаровых собрание позволяет проследить историю быта наших предков. Побывать в нём должен каждый гость Вязников. Не случайно, что именно сюда традиционно приглашают на экскурсию участников всероссийского фатьяновского праздника поэзии и песни. Этот год для художественно-исторического музея юбилейный. Ему исполнилось 95 лет.

Музей был открыт в 1919 году. Этому предшествовала большая подготовительная работа. 5 октября 1918 года был принят Декрет СНК «О регистрации, приеме на учет и хранении памятников искусства и старины, имеющих большое научное, историческое или художественное значение, в целях изучения и возможно полного ознакомления широких масс населения с сокровищами искусства и старины». А затем и Декрет СНК «Об учете и охране памятников искусства и старины», по которому государство брало под свое покровительство охрану всех вещевых и монументальных памятников художественно-исторического значения, в чем бы ведении они не находились.

Предполагалось в спешном порядке обследовать помещичьи имения, богатые особняки и зарегистрировать находящиеся в них художественные ценности. Затем описанное имущество ставилось на охрану губернских подотделов по делам музеев. Параллельно с Декретами СНК предпринимались практические шаги по выявлению и охране памятников истории и искусства.

Отдел народного образования в Вязниках, которому было доверено выполнение постановлений СНК об охране памятников, к концу сентября 1918 года «произвел опись всех частновладельческих библиотек, картин, мебели, имеющих ценность произведений науки, искусства. Это имущество будет сгруппировано в музей, к устройству ко-ево приняты шаги». Согласно постановлению 1-го губернского съезда по народному образованию от 15 декабря 1918 года, было принято решение о создании в Вязниках и Мстере коллегий по делам музеев. В нашем городе в неё вошли академик живописи Н.Н.Харламов, историк В.В. Зеест и архивист Н.А.Заколпский.

Вязниковскому музею предоставили одно из лучших каменных зданий в городе — купеческий особняк XVIII века, известный ныне как дом Елизаровых. Это произошло 10 июля 1919 года. Как пишет Н. П. Рождественский, будущий директор музея, «7.11.1912 года произошло открытие художественного и истории местного края музея…».

В бывшем особняке Елизаровых нужно было оформить и открыть различные экскурсии исторического и художественного плана. Весь 1919 год жилищно-земельный отдел уездного исполкома принимал на учет «всю измененную мебель у бывших фабрикантов и у буржуазного класса, как в селениях Вязниковского уезда, так и в Вязниках». Само же здание музея летом 1919 года «подготавливается … под картинную галерею и музей Родиноведения».
Первым директором музея стал бывший директор Холуйского иконописного училища, академик живописи, крупный специалист иконографии Н.Н. Харламов, который в это время проживал в с. Тименка, имел там дом и студию. Только очень квалифицированный специалист, хорошо подготовленный художник мог взяться за создание художественно — исторического музея со всеми его выставками по различным направлениям художественного творчества.
Работа велась постепенно в течение длительного времени. На заседании коллегии по делам музеев и охраны памятников был рассмотрен вопрос о дальнейшем оборудовании музея. Было постановлено: «Отвести 4-ю залу 2-го этажа под картины, развесив в ней гравюры, чтобы впоследствии зала была отведена главным образом под картины местных художников, собрание икон поместить на 3-м этаже, заняв среднею комнату, а если ее окажется недостаточно, то и левую боковую».

В годы новой экономической политики музей, который первоначально состоял на полном гособеспечении, был переведен на новую систему финансирования. Из государственного бюджета выделялись средства на зарплату директора музея и технической служащей. Деньги же на ремонт, хозяйственные нужды и пополнение коллекций и развитие Вязниковского уездного художественно-исторического и его культурно-просветительскую деятельность выделяли уездное землеуправление и укоммунотдел. Последние, в свою очередь, получали необходимые средства от распоряжения постройками, расположенными на территории дома Елизаровых, а также землями и сооружениями, принадлежащими Благовещенскому монастырю и Казанскому собору.

В 1923 г. музейная экспозиция размещалась уже в четырёх залах, два из которых отводились под экспозиции икон, старопечатных книг и рукописей. Электрического освещения не было, из-за неисправности дымоходов и печей музей не отапливался. Началось трудное восхождение музея по пути достижений и славы как одного из старейших музеев Владимирской земли.

Римма ГАРИНА,
зав. отделом научно-исследовательской работы художественно-исторического музея.

Поделиться новостью

Добавить комментарий