//   Погода:
Новости

Без вины виноватая (продолжение)

Увеличить картинкуОкончание. Начало в №42(209) от 30 октября 2014 г.

Вязниковский период

28 АПРЕЛЯ 1916 г. Серафима назначена временно заведующей Вязниковским Благовещенским монастырём. Указом Священнейшего Синода от 12 июля за № 8589 определена на должность настоятельницы Вязниковского женского Благовещенского монастыря, 15 августа 1916 г. возведена в сан игумении. По ведомости «О сестрах, проживающих в Благовещенском монастыре» в 1916 г. в нем числится 40 сестер.

В монастыре с Серафимой в кельях проживают ее племянницы Анна и Пелагея, а также девочка Надя, осиротевшая в возрасте двух лет, взятая Серафимой на воспитание.

У Серафимы была сестра Мария, которая выйдет замуж за односельчанина Степана Ефремова. У них двое детей — Анна, 1887 года рождения и Пелагея, 1898 г.р. Ефремовы в 1909 году умирают. А их дети поступят в Княгининский монастырь.
Серафима опекает их. Анна в 1914 году перейдет в Серапионову пустынь, а затем в 1916 году — в Вязниковский Благовещенский монастырь. Пелагея училась в церковно-приходской школе при монастыре. Послушание сначала клиросное, по окончании обучения получила право преподавать в школе при монастыре, в 1916 году перешла в Вязниковский Благовещенский монастырь.

Монастырь пора закрыть

В 1921 ГОДУ по всей стране начинается кампания по закрытию монастырей. Этому предшествовала широкая подготовка в средствах массовой информации. В вязниковской газете «Пролетарий» публикуются протесты трудящихся и учащихся с требованиями о закрытии церквей и монастырей. Вот образчик таких публикаций:

«Монастырь пора закрыть.
Дать помещение под общежитие студентов.
Из-за острого недостатка квартир студентам негде жить. В то же время мы имеем помещения, которые полностью не используются. Например, церковь в бывшем монастыре имеет всего 140 прихожан, несомненно, что в этом списке имеется много «мертвых» душ, давно порвавших связь с поповским балаганом… Это подтверждают письма бывших прихожан церкви, а особенно заявление ударника фабрики «К. Либкнехта» тов. Подуруева. Он порывает связь с церковью.
«Я, Подуруев Дмитрий Васильевич, считаю своим долгом известить через газету «Пролетарий» в том, что я выбываю из списка верующих. Мое присутствие в этом списке было случайностью, как любителя слушать пение.
В настоящее время я крепко связан с партийными и профессиональными организациями нашей фабрики и подготовляю себя к вступлению в ряды ленинской партии. Я больше не верующий — я ударник социалистической стройки».

Закрывают и Благовещенский монастырь, его церковь становится приходской. Какое-то время Серафима еще живет в кельях до превращения их в общежитие, затем проживает в Вязниках по улице Коммунальной, в доме Слугиных. Об этом периоде ее жизни вспоминает внучка Слугиной Александра Сергеевна Смирнова: «Мне было тогда семь лет, действительно у бабушки в 1924-30-х годах жила настоятельница монастыря игумения Серафима и с ней две женщины, одна моложе, помню, ее звали Надя, вторая постарше, звали ее Поля. Фамилии, имени, отчества игумении я не знаю, все звали ее матушка Серафима, она была больна и большей частью из дома не выходила, лежала в постели. Где-то в 1929 году приходили двое мужчин и женщина, с проверкой, почему она у нас живет. Помню, что бабушка очень резко ответила: «Это мой дом, кого хочу, того и пускаю!» Этот ее ответ, видимо, обсуждался в семье. Серафиму куда-то увезли. Нам, детям, сказали, что в Нижний. Пока они у нас жили, обе женщины стегали одеяла, наверное, для заработка».

Арест и ссылка

РАЙОННОЕ отделение Вязниковского ОГПУ, проводя борьбу с церковнослужителями, 15 мая 1932 года арестовывает Серафиму, ее обвиняют в антисоветской агитации. Спустя три месяца, тройка при полномочном представителе ОГПУ по Ивановской промобласти 27 августа 1932 г. приговаривает ее к трем годам ссылки. По делу вместе с Серафимой проходят священник храма деревни Б. Липки Евсеенко Иван Федорович, бывшая монахиня Благовещенского монастыря Ирина Яковлевна Кирчунова, упоминаются в деле священник Злобин, а также Секлетия Богомолова. На допросах в 1932 г. Серафима на вопрос о том, где спрятано ценное монастырское имущество, отвечала, что ей о таковом ничего неизвестно, также отрицала, что Кирчунова собирала средства для поддержки группы церковников. В ссылке она находится в г. Мышкине Ярославской области.

В 1935 году Серафима возвращается из ссылки и живет в городе Владимире по улице III Интернационала, в доме 53, кв.1, в это время у нее был паспорт на имя Шипулиной Александры Ильиничны. Посещает Казанскую церковь Княгинина монастыря.

30 апреля 1938 года ее вновь арестовывают. На этот раз обвиняют, как активную участницу контрреволюционной группы монашества и церковников, созданной при нелегальном монастыре в г. Владимире. Содержится она в Ковровской тюрьме.

20 июля 1940 года Серафима осуждена Ивановским облсудом по ст.58-10, ч.1 УК РСФСР и приговорена к трем годам лишения свободы.

Ей к этому времени исполняется 73 года, она тяжело больна, в силу этого она обращается с кассационной жалобой в Верховный суд РСФСР. В ней она пишет: «Показания свидетелей считаю ложными, прошу учесть мой преклонный возраст, болезнь и глухоту». Верховный суд, рассмотрев жалобу, принимает решение: «Определение суда передать в тот же суд в другом составе с участием прокурора и заседателей, основной приговор оставить в силе». Дело будет вновь рассмотрено во Владимире. Основной приговор — три года лишения свободы оставлен в силе. Серафиму отправляют для отбытия наказания в Юрьевецкую ИТК. Здесь, подвергаясь различным лишениям, гонимая злобными людьми, весной 1943 года закончилась ее жизнь.

Целью и смыслом жизни игумении Серафимы было бескорыстное служение Богу и людям.

Игумения Серафима реабилитирована Прокуратурой Владимирской области по году репрессий 1932 и 1940 годов. Книги памяти жертв политических репрессий, изданных в регионах России, содержат тысячи и тысячи имен безвинно пострадавших. Сколько их было, не скажет никто. Ясно только одно, как сказал поэт Анатолий Жигулин, прошедший этот ад, в своем стихотворение «Воспоминание»: «В худых, заплатанных бушлатах, в сугробах на краю страны здесь было мало виноватых, здесь больше было без вины».

Юрий ВАСИЩЕВ, г. Вязники, октябрь 2014г.

P.S.: Выражаю искреннюю благодарность Елене Дмитриевой за помощь в сборе архивных сведений.

Фото сайта: http://temples.ru/show_picture.php?PictureID=56575

Поделиться новостью

Добавить комментарий