Если послали за «тридевять земель»
В одном из недавних номеров «Районки» был опубликован материал об обиженном покупателе. Наши читатели, надо отдать им должное, отреагировали на опубликованный факт весьма неравнодушно. Они звонят и приходят в редакцию со своими обидами по конкретным случаям нарушения их потребительских прав. Кому-то досталась колбаса с «душком», кто-то приобрёл «ржавую от старости» рыбину…
Писать отдельный материал по каждому из подобных обращений ввиду ограниченности газетных площадей не представляется возможным. Именно поэтому мы решили разобрать наиболее типичные потребительские вопросы. А помочь нам в этом согласилась главный специалист-эксперт отдела юридического обеспечения Управления Роспотребнадзора по Владимирской области Надежда Чернышева.
— Надежда Алексеевна, имеет ли права торговая точка продавать просроченные товары?
— На этот вопрос нам уже более двадцати лет назад ответил Закон «О защите прав потребителей». В нем конкретно сказано: «…если установлено, что товар может причинить вред жизни, здоровью, продавец обязан незамедлительно приостановить его реализацию…». Продажа товара с истёкшим сроком годности, равно как и товара без указания на нём срока годности, запрещается. Таким образом, магазин не имеет права торговать просроченными товарами.
— Как быть если покупатель всё-таки приобрёл просроченную продукцию?
— Необходимо обратиться в администрацию магазина, либо к продавцу, возвратив товар ненадлежащего качества, с просьбой вернуть деньги. В случае отказа в удовлетворении ваших требований, – сделать запись в книге жалоб и оставить письменную претензию по некачественному товару под роспись продавца. Естественно, это требует от покупателя определённых трат своих нервов и времени, тем более, что на рассмотрение жалобы администрацией магазина Законом отведено до 10 дней.
— А если в ответ требования люди слышат от продавца посыл за «тридевять земель»?
— Покупатель вправе обратиться в Управление Роспотребнадзора по Владимирской области в Вязниковском и Гороховецком районах (г.Вязники, ул. Ленина, д.30, каб. 29, тел. 2-64-69) с заявлением о нарушении Ваших прав как потребителя.
— Много ли таких жалоб поступило к вам с начала текущего года?
— С 1 января по 1 июля этого года мы приняли пять обращений от покупателей. В трёх случаях нарушения не подтвердились. В двух случаях виновные лица были привлечены к административной ответственности. Кстати, в их числе значится один из магазинов крупной торговой сети.
— А ваши специалисты могут «нагрянуть» в торговую точку с внеплановой проверкой?
— Федеральный Закон № 294 от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля(надзора)» говорит о том, что именно письменное заявление, поданное покупателям в Роспотребнадзор, является основанием для проведения внеплановой выездной проверки в отношении конкретного хозяйствующего субъекта.
— Заявление написано, проверка проведена, нарушение выявлено… Что ждёт нерадивых продавцов?
— В случае выявления факта реализации товара с истёкшим сроком годности специалистом Управления, на виновных лиц будет составлен протокол об административном правонарушении и наложен административный штраф. Штрафы не маленькие. Так, должностное лицо штрафуется на сумму от 10 до 20 тысяч рублей. Индивидуальный предприниматель — от 20 до 30 тыс. руб. Юридические лица наказываются штрафом от 100 до 300 тысяч.
Хочется надеяться на то, что магазины, учитывая огромные штрафные санкции, наконец-то сами начнут оберегать своего покупателя от некачественных товаров. Пожелаем нашим продавцам и вязниковцам-покупателям чистых и честных взаимоотношений, исключающих разбирательств с привлечением специалистов Роспотребнадзора.
Виктор СЕРГЕЕВ.