//   Погода:
Новости

Учим учиться (Часть 3)

Увеличить картинкуОкончание статьи И.Сергеевой «Учим учиться», начало в №№ 34 и 35 от 30.08.12 и 6.09.12.
С какого возраста необходимо начинать развивающие занятия? Такой вопрос мне часто задают молодые родители. И если ребёнку, допустим два года, то я утверждаю, что они «опоздали» ровно на два года и 9 месяцев.
С самого раннего периода внутреутробного развития малыш уже слышит. Он или спокоен, или пребывает в волнении — все зависит от вас. Какие книги вы читаете, какие фильмы смотрите, какую музыку слушаете — все это стартовая площадка в развитии вашего малыша.
Приехав домой из роддома с ребёнком, первым делом выключите телевизор и позаботитесь о том, чтобы ближайшую пятилетку это «чудо техники» как можно реже попадалось вашему «сокровищу» на глаза.
Только вы, его мама, теплом своего дыхания и лаской материнских рук в состоянии помочь малышу окрепнуть и начать свой физический и нравственный рост. С первых дней своего существования ребёнку необходимо общение с мамой. Ласковые песни, тёплые интонации в разговоре с ним — это уже его раннее эстетическое развитие. Читайте ему книжки, рассказывайте сказки, мечтайте вслух, анализируйте течение жизни вашей семьи вместе с ним.
Пусть вас не беспокоит отсутствие обратной связи. Она, несомненно, существует. Ваша кроха — прекрасный собеседник, всё понимающий, всё тонко чувствующий и во всём замечательно разбирающийся. Он уже в школе. Вы вместе работаете над его эмоциональным рядом и словарным запасом. При такой неустанной работе малыш совсем скоро начнёт разговаривать.
На данном этапе его развития очень важно избежать распространённой ошибки — «сюсюканья» и сокращения слов. Исключите «бай-бай, ням-ням» и тому подобную лже-детскую несуразицу из своего лексикона. Русский язык хорош во всех своих проявлениях, как в общении взрослых, так и в общении с младенцем. Зачем возводить дополнительные, искусственные барьеры в развитии самого дорогого для вас человека?
Трёхлетие вашего ребёнка — это уже такой возраст, когда вы можете воспользоваться услугами воспитателя—профессионала, специалиста в области раннего детского развития. Но придя в детский развивающий центр, прежде всего, убедитесь в наличии у педагога базовой методики, по которой будут заниматься с вашим малышом. Не все они равнозначны, возможно, именно эта для вас окажется наименее значимой и интересной.
Методик, хороших и разных — предостаточное количество, как и программ, ими выстроенных. Но есть очень существенный нюанс: любая программа — это путь, направление, по которому должны двигаться родители со своим ребёнком САМИ. Под руководством педагога — да, по пути, намеченному учителем — да, но идти, справляясь с трудностями, борясь с препятствиями должны САМИ, мама и её дитя.
Не думайте, что педагог — воспитатель, вооружённый отличной методикой и программой — всё сделает самостоятельно. Увы, не сумеет при всём своём желании. Эта задача, решать которую необходимо не два раза в неделю по 45 минут, а задача ежедневной родительской работы все 24 часа в сутки. Но в сотрудничестве с профессионалом легче и продуктивнее работается, отчётливее видятся пути устранения возникающих вдруг и часто неизбежных возрастных проблем.
На 50 тысяч населения желательно иметь, как минимум несколько детских центров, в разных районах города. В нашем городе, к великому сожалению, подобных студий или центров пока нет.
Но пускать на самотёк очень важное дело раннего развития своих детей родители просто не имеют права. Воспользуюсь предоставленной мне «Районкой» возможностью — призываю всех мам и пап, дедушек и бабушек, в чьих семьях растут малолетние дети, смелее становиться коллегами нам, профессиональным учителям. Составляйте самостоятельно свои, домашние авторские программы по развитию и воспитанию детей. Для начала, внесите в план все темы, на фундаменте которых вы будете строить программу развития вашего ребёнка.
Первым номером может стать природа: леса, горы, степи, реки, моря, растения, деревья, цветы, трава, животные, птицы и рыбы.
Материала изобилие: репродукции картин, красочные видеофильмы — это визуальный ряд. Звуковой ряд — огромное количество превосходной классической литературы и величайшее музыкальное наследие. Находите и прорабатывайте, чтобы в доступной форме преподнести всё это своему ребёнку.
Предлагайте ему рисовать и фантазировать на темы пройдённого материала, пересказывать и анализировать новые открытия, сравнивать и размышлять, удивляться и восхищаться красотой мира и природы.
Следующими темами вашей программы могут стать (в любой, удобной для вас последовательности) цвет и звук, люди и их обычаи, дети и правила детского поведения, история развития техники и космос. Весь спектр человеческого бытия в вашем распоряжении — дерзайте, трудитесь.
Даже мысль о ленности или об усталости должна вами гнаться прочь. Вы работаете на благо своего сына или дочери, и поэтому у вас достаточно сил горы свернуть. И так лет до 10 -12. А там — другие задачи, другой уровень развития.
Окажетесь ли вы готовы к решению таких задач, зависит от дня нынешнего, от вашей работоспособности и от желания идти вперёд. Мудрая народная пословица гласит: « дорогу осилит идущий». Шагайте смелее, с хорошим настроением и доброго всем вам пути.

Почётный работник среднего профессионального образования РФ, лучший учитель года Республики Саха (Якутия) 1998г., педагог высшей квалификации, преподаватель МОУ ДОД детской школы искусств им. Л.И.Ошанина
Инесса СЕРГЕЕВА.

Поделиться новостью

Добавить комментарий