Учим учиться (Часть 3)
Окончание статьи И.Сергеевой «Учим учиться», начало в №№ 34 и 35 от 30.08.12 и 6.09.12.
С какого возраста необходимо начинать развивающие занятия? Такой вопрос мне часто задают молодые родители. И если ребёнку, допустим два года, то я утверждаю, что они «опоздали» ровно на два года и 9 месяцев.
С самого раннего периода внутреутробного развития малыш уже слышит. Он или спокоен, или пребывает в волнении — все зависит от вас. Какие книги вы читаете, какие фильмы смотрите, какую музыку слушаете — все это стартовая площадка в развитии вашего малыша.
Приехав домой из роддома с ребёнком, первым делом выключите телевизор и позаботитесь о том, чтобы ближайшую пятилетку это «чудо техники» как можно реже попадалось вашему «сокровищу» на глаза.
Только вы, его мама, теплом своего дыхания и лаской материнских рук в состоянии помочь малышу окрепнуть и начать свой физический и нравственный рост. С первых дней своего существования ребёнку необходимо общение с мамой. Ласковые песни, тёплые интонации в разговоре с ним — это уже его раннее эстетическое развитие. Читайте ему книжки, рассказывайте сказки, мечтайте вслух, анализируйте течение жизни вашей семьи вместе с ним.
Пусть вас не беспокоит отсутствие обратной связи. Она, несомненно, существует. Ваша кроха — прекрасный собеседник, всё понимающий, всё тонко чувствующий и во всём замечательно разбирающийся. Он уже в школе. Вы вместе работаете над его эмоциональным рядом и словарным запасом. При такой неустанной работе малыш совсем скоро начнёт разговаривать.
На данном этапе его развития очень важно избежать распространённой ошибки — «сюсюканья» и сокращения слов. Исключите «бай-бай, ням-ням» и тому подобную лже-детскую несуразицу из своего лексикона. Русский язык хорош во всех своих проявлениях, как в общении взрослых, так и в общении с младенцем. Зачем возводить дополнительные, искусственные барьеры в развитии самого дорогого для вас человека?
Трёхлетие вашего ребёнка — это уже такой возраст, когда вы можете воспользоваться услугами воспитателя—профессионала, специалиста в области раннего детского развития. Но придя в детский развивающий центр, прежде всего, убедитесь в наличии у педагога базовой методики, по которой будут заниматься с вашим малышом. Не все они равнозначны, возможно, именно эта для вас окажется наименее значимой и интересной.
Методик, хороших и разных — предостаточное количество, как и программ, ими выстроенных. Но есть очень существенный нюанс: любая программа — это путь, направление, по которому должны двигаться родители со своим ребёнком САМИ. Под руководством педагога — да, по пути, намеченному учителем — да, но идти, справляясь с трудностями, борясь с препятствиями должны САМИ, мама и её дитя.
Не думайте, что педагог — воспитатель, вооружённый отличной методикой и программой — всё сделает самостоятельно. Увы, не сумеет при всём своём желании. Эта задача, решать которую необходимо не два раза в неделю по 45 минут, а задача ежедневной родительской работы все 24 часа в сутки. Но в сотрудничестве с профессионалом легче и продуктивнее работается, отчётливее видятся пути устранения возникающих вдруг и часто неизбежных возрастных проблем.
На 50 тысяч населения желательно иметь, как минимум несколько детских центров, в разных районах города. В нашем городе, к великому сожалению, подобных студий или центров пока нет.
Но пускать на самотёк очень важное дело раннего развития своих детей родители просто не имеют права. Воспользуюсь предоставленной мне «Районкой» возможностью — призываю всех мам и пап, дедушек и бабушек, в чьих семьях растут малолетние дети, смелее становиться коллегами нам, профессиональным учителям. Составляйте самостоятельно свои, домашние авторские программы по развитию и воспитанию детей. Для начала, внесите в план все темы, на фундаменте которых вы будете строить программу развития вашего ребёнка.
Первым номером может стать природа: леса, горы, степи, реки, моря, растения, деревья, цветы, трава, животные, птицы и рыбы.
Материала изобилие: репродукции картин, красочные видеофильмы — это визуальный ряд. Звуковой ряд — огромное количество превосходной классической литературы и величайшее музыкальное наследие. Находите и прорабатывайте, чтобы в доступной форме преподнести всё это своему ребёнку.
Предлагайте ему рисовать и фантазировать на темы пройдённого материала, пересказывать и анализировать новые открытия, сравнивать и размышлять, удивляться и восхищаться красотой мира и природы.
Следующими темами вашей программы могут стать (в любой, удобной для вас последовательности) цвет и звук, люди и их обычаи, дети и правила детского поведения, история развития техники и космос. Весь спектр человеческого бытия в вашем распоряжении — дерзайте, трудитесь.
Даже мысль о ленности или об усталости должна вами гнаться прочь. Вы работаете на благо своего сына или дочери, и поэтому у вас достаточно сил горы свернуть. И так лет до 10 -12. А там — другие задачи, другой уровень развития.
Окажетесь ли вы готовы к решению таких задач, зависит от дня нынешнего, от вашей работоспособности и от желания идти вперёд. Мудрая народная пословица гласит: « дорогу осилит идущий». Шагайте смелее, с хорошим настроением и доброго всем вам пути.
Почётный работник среднего профессионального образования РФ, лучший учитель года Республики Саха (Якутия) 1998г., педагог высшей квалификации, преподаватель МОУ ДОД детской школы искусств им. Л.И.Ошанина
Инесса СЕРГЕЕВА.