//   Погода:
Новости

Chernikeeff из Вязников

Увеличить картинкуУже более 70 лет в Великобритании процветает фирма «ChernikeeffInstrument, Ltd.», чей главный офис находится в деловой части Лондона, работающая в сфере навигационной информатики, в частности, выпускающая электромагнитные лаги — едва ли не лучшие в мире приборы для измерения скорости судна и пройденного им расстояния.
А в далекой Австралии успешно действует компания «RotecEngineeringPTYLtd», которую основал предприниматель Jim Chernikeeff, производящая авиационные и мотоциклетные двигатели. И мало кто знает, что эти солидные западные фирмы — наследие нашего земляка Василия Черникеева, мещанского сына из города Вязники, чья непридуманная биография больше похожа не приключенческий роман.

Георгиевский кавалер с «Адмирала Ушакова»

Василий Иванович Черникеев родился в Вязниках в рядовой мещанской семье (так в царской России официально именовалось сословие городских обывателей) в 1875 году — в 2010-м ему исполнилось бы 135 лет. Подросток учился в городском училище — в том самом, что ныне именуется вязниковской школой № 2, среди наиболее выдающихся выпускников которой гидрограф Василий Черникеев значится наряду с космонавтом Валерием Кубасовым. Кстати, учился Вася весьма посредственно, особенно по гуманитарным предметам. Сущей напастью для него становились диктанты и сочинения, в которых он непременно делал множество ошибок. В 1899 году на 24-м году жизни Василия призвали на военную службу. Он попал на Балтийский флот, где был назначен на учебный крейсер «Герцог Эдинбургский». Там сметливый паренек стал рулевым, освоив непростое и ответственное дело управления этим большим океанским кораблем.
Едва матрос Черникеев успел уволиться в запас, как грянула русско-японская война. Его мобилизовали и после краткого обучения произвели в рулевые кондукторы (унтер-офицеры) с направлением на броненосец «Адмирал Ушаков». Этот корабль, предназначенный для защиты берегов Балтики, был включен в состав 2-й Тихоокеанской эскадры, созданной для борьбы с японским флотом. Совершив беспримерный переход из Кронштадта на Дальний Восток, в мае 1905 года эскадра была атакована у острова Цусима превосходящими силами японцев и после упорного боя разгромлена.
Экипаж броненосца «Адмирал Ушаков» под командой капитана 1-го ранга Владимира Миклухо-Маклая (брата знаменитого путешественника) сражался до конца, а когда возможности для продолжения боя были исчерпаны, открыл кингстоны и затопил свой корабль. Более 100 офицеров и матросов погибли вместе со своим командиром, остальных подобрали в воде японские шлюпки. Кондуктор Черникеев оказался среди уцелевших — в японском плену. Только почти через полтора года он смог вернуться в Россию, где в числе 27 наиболее отличившихся ушаковцев был награжден Георгиевским крестом 3-й степени — за храбрость и мужество в Цусимском бою.

Штабс-капитан корпуса гидрографии

Василий Черникеев стал кадровым моряком, его зачислили в экипаж нового эскадренного броненосца «Слава» Балтийского флота. Там он подготовился к экзамену на чин прапорщика флота и успешно его сдал, а заодно получил диплом капитана гражданского флота. В 1909 году император Николай II произвел Черникеева в подпоручики по Адмиралтейству. Так бывший рядовой моряк путем самообразования сумел без отрыва от строевой службы выбиться в офицеры. В то время командный состав ВМФ комплектовался исключительно из потомственных дворян. Именно поэтому мещанский сын был зачислен в Корпус гидрографов, где «голубая кровь» не считалась обязательной, но зато и чины давались не флотские, а армейские.
Вскоре отлично зарекомендовавший себя в новом качестве Черникеев был назначен заведующим картографической частью Дирекции маяков и лоций Черного и Азовского морей, получив чин поручика. Установка бакенов, эксплуатация маяков и разметка фарватеров — вся эта непростая и хлопотная работа велась под руководством Василия Ивановича. Более того, наш земляк даже стал писателем — соавтором книг об обороне Севастополя во время Крымской войны и о подвигах русских моряков в войне с Японией, отпечатанных в 1914 году в Петербурге известным книгоиздателем Сувориным.
Однако поручик Черникеев тяготился береговой службой и при каждой возможности замещал офицеров на кораблях черноморской эскадры. Так он послужил на броненосце «Двенадцать апостолов» (позже в кинофильме режиссера Эйзенштейна этот корабль сыграет роль броненосца «Потемкин»), а начало Первой мировой войны в 1914 году встретил на канонерской лодке «Кубанец» — «младшем брате» знаменитого «Корейца», сражавшегося вместе с «Варягом». Черникеев даже успел принять участие в стычках с турецкими и пришедшими им на помощь немецкими кораблями и едва не погиб во время обстрела Севастопольской бухты германским линейным крейсером «Гебен». Кстати, по рекомендации Василия Черникеева тогда же в военный флот был зачислен и его младший брат вязниковец Алексей Черникеев, произведенный в прапорщики по морской части весной 1915 года. А 1 января 1915-го сам Василий Иванович получил звание штабс-капитана корпуса гидрографии.

Лаг Черникеева

После революции Черникеев продолжал служить в Черноморском флоте, и когда большинство уцелевших кораблей оказались под контролем белых, сам поступил в армию генерала Деникина. После поражения Вооруженных Сил Юга России штабс-капитан Черникеев оказался в эмиграции. Через Румынию он перебрался вначале во Францию, а потом обосновался в Англии. В британской столице Черникеев основал фирму по производству навигационного оборудования, переиначив для более успешного ведения бизнеса свою русскую фамилию на иноземный лад с непременными двумя буквами «f» на конце. Так появилась ставшая известной во всем мире марка «Chernikeeff». Именно тогда в 1920-е годы Василий Иванович изобрел новую конструкцию лага, использовав для этого богатый опыт гидрографической работы на Черном море.
Практика Первой мировой войны показала, что военные корабли нередко теряли в своих боевых качествах из-за недостатков методов и инструментов, которыми определяли скорость и пройденное расстояние. Когда корабли не были уверены в точности своего исчислимого места, им приходилось стопорить машины много чаще, чем допускалось условиями военных действий. Это обстоятельство навело капитана Черникеева на мысль о необходимости сконструировать лаг, возможно точно учитывающий пройденное расстояние.
Лаг Черникеева обладал заметными преимуществами перед прежними системами этого типа: он был годен к работе в любой момент времени; не выходил из строя при движении задним ходом; работал в большем диапазоне скоростей — от самых малых до предельных, и, что особенно важно, с его помощью стало возможным непосредственно измерять не только пройденное расстояние, но и скорость хода, в том числе подводной лодки в подводном положении.
Первые испытания лага были произведены в Лондоне на гребной шлюпке. Затем его установили на английской подводной лодке К-14 вместе с четырьмя тщательно выверенными новейшими лагами других типов. По заключению офицеров королевского флота, лаг Черникеева в результате длительных испытаний оказался лучшим, как по точности, так и по надежности и удобству эксплуатации. Вскоре этим лагом были оснащены многие суда военных и торговых флотов разных стран мира, в том числе в нашей. В 1930 году Гидрографическое управление издало в Ленинграде брошюру с описанием лага Черникеева и инструкцией по его эксплуатации — случай поистине беспрецедентный, учитывая, что при этом рекламировалась фамилия бывшего царского и белого офицера-эмигранта.

Запад богат российскими талантами

Морской офицер и талантливый изобретатель Василий Черникеев скончался в 1949 году в Англии на 74-м году жизни и был погребен на одном из кладбищ в окрестностях Лондона. Во время Второй мировой войны он внимательно следил за ходом боевых действий на Восточном фронте и гордился победами русских, делая пожертвования в специальный фонд, предназначенный для закупки военной техники для России. Семейный бизнес старого моряка из Вязников в Соединенном Королевстве продолжили сыновья Василия Ивановича Олег и Ростислав Черникеевы, а потом уже и его внуки.
В Австралии фирму Черникеевых «RotecEngineeringPTYLtd» сравнительно недавно основал Яков (Джим) Черникеев, главными помощниками которого стали сыновья Пауль и Мэтью (Павел и Матвей Яковлевичи). Каждый их звездообразный (радиальный) двигатель — настоящее произведение искусства, любая деталь в котором доведена почти до совершенства. А моторостроительный завод Черникеевых — предприятие высочайшей культуры и самых передовых технологий.
Сегодня по экзотическому континенту эвкалиптов, коалу и кенгуру гоняют рокеры на мотоциклах с черникеевской маркой, а над ними в ясном австралийском небе проносятся спортивные самолеты с двигателями от «Rotec…» Воды же Мирового океана бороздит целая флотилия белоснежных парусных яхт, на бортах которых значится «Chernikeeff» — с соответствующим порядковым номером, непременные участники и призеры многих ведущих регат. Наследники офицера Императорского флота России тоже не любят подолгу засиживаться на берегу!

Николай ФРОЛОВ.

Поделиться новостью

Добавить комментарий