//   Погода:
Новости

Штурман с «ноль-одиннадцатого»

Увеличить картинкуВ своей книге «Живый в помощи» (записки «афганца») Виктор Николаев описывает подвиг экипажа вертолета Николая Майданова. Тогда на уничтожение лагеря «черных аистов», пакистанского спецназа, вылетели две десантные группы. Оба вертолета были подбиты при посадке. Половина десанта погибла, остальные под кинжальным огнем противника заняли круговую оборону.
Решили драться до последнего патрона. На крайность никто не возражал против самоподрыва. Но пришла помощь. Командир вертолета Ми-8 Николай Майданов под огнем врага сумел высадить десантную группу, которая помогла товарищам погрузить убитых и раненых: «На борту находилось тридцать пять человек, и поэтому из-за перегрузки взлететь он мог только по-самолетному, то есть с разбега, – читаем в книге. – Тропа была настолько узка, что сползи с нее вертолет хоть на метр влево или вправо, его несущий винт обломился бы от удара о скалу.
Машина, вибрируя, начала медленно и тяжело разгоняться. И в тот момент, когда шасси оторвалось от земли буквально на сантиметр, «взлетная полоса» оборвалась. Под вертолетом разверзлась стометровая пропасть. Но милость Божия, сердце-двигатель и раскрученный до звенящего предела винт, превратившийся от перегруза в воронку, были на стороне русской отваги. Вертолет, падая в пропасть, успел за несколько десятков метров набрать недостающее число оборотов винта, прекратил сваливание и, медленно набирая высоту, начал уходить в сторону базы. «Аисты» не верили собственным глазам: верная добыча ускользала от них! В бессильной ярости они стали палить вслед машине из всех видов стрелкового оружия. И тут на них волнами обрушились «вертушки», ожидавшие своей очереди и следившие за спасением сбитых экипажей. На душманские позиции пошел авиационный пушечно-ракетный накат, который превратил их базу в жерло извергающегося вулкана…»
Штурманом экипажа того борта с позывным «ноль-одиннадцатый» был наш земляк, уроженец поселка Степанцево Иван Николаевич Петров. Командиру вертолета Николаю Майданову присвоили за этот подвиг звание Героя Советского Союза. Штурмана Ивана Петрова наградили вторым орденом Красной Звезды.
Сейчас Иван Николаевич живет и трудится в родном поселке. Ему не так уж и много лет, но голова вся седая. Невысокого роста, на вид очень сдержан, распространяться о себе не любит, но кое-что рассказал из своего мирного и военного прошлого.
Он родился 6 января 1962 года в поселке Степанцево. Здесь же окончил среднюю школу, потом ПТУ с красным дипломом. После училища работал поммастера на фабрике им. ВЦИК, имел уже 6 разряд. Но тут его захватила мечта о небе, и он поступил во Владимирский ДОСААФ. Продолжая работать, всю зиму изучал теорию, по выходным ездил на занятия, а уже в апреле начались ознакомительные полеты. Признается, что первый раз было страшновато. Но когда у тебя такие инструкторы, как чемпионы мира по вертолетному спорту Фролов и Полетаев, невольно появляется уверенность и в своих силах.
Во Владимире пробыл три месяца и в звании старшего сержанта перешел в Вязниковский учебный центр ДОСААФ. Здесь была школа второго года обучения вертолетчиков, и при увольнении в запас им присваивалось уже офицерское звание – младший лейтенант.
Но Иван Петров в запас уходить не собирался. В 1981 году он поступил в Сызранское военное училище летчиков и окончил его экстерном, проходя те же дисциплины, что и остальные курсанты, только по ускоренной программе.
А дальше была служба. Сначала в Белоруссии на аэродроме Борову-ха-1, где стоял истребительный полк, затем в Монголии в пустыне Гоби, потом в Забайкалье, где пять лет летал командиром Ми-8 в Магочи под Читой. В свободное время ходил на охоту. Это увлечение передалось ему с детства от отца, а здесь он стал даже членом совета забайкальских охотников. Как же надо было стрелять, чтобы таежные «снайперы» тебя в свой совет выбрали?..
И куда бы судьба ни бросала Ивана Петрова, рядом с ним всегда была любимая жена и верная подруга Наталья. Уже было сказано, что Иван Николаевич скуп на слова, сдержан на эмоции, но когда речь зашла о его жене Наталье Николаевне, портрет которой стоял на видном месте в комнате, лицо его осветила улыбка. Он сказал, что вместе они уже 29 лет, и он ее как прежде любил, так и сейчас любит.
А познакомились просто, в том же ПТУ – она приехала из Тюмени, чтобы работать на фабрике. Но здесь, в поселке, встретила она большую любовь, и назначила ей судьба стать женой военного летчика. А это – жизнь на дальних точках, где и условия совсем не комфортные, и климат – то холод, то зной, и работа не всегда есть.
Когда в декабре 1987 года его часть должны были отправить в ДРА, у Петровых уже подрастала дочка, а теперь они с женой ждали рождения второго ребенка. Глава семьи повез жену и дочку к родителям в Степанцево. В это время его часть была уже в пограничном с Афганистаном Черчике. В поезде у жены начались роды, а помогать было некому, так что Ивану Николаевичу самому пришлось принимать сына. Но все прошло благополучно. В Могзоне жену с новорожденным сняли с поезда и увезли в больницу, а Иван Николаевич повез дочку к бабушке с дедушкой, затем вернулся за женой и сыном, также привез их домой, и только после этого отправился в Черчик.
Здесь три месяца летчики проходили переподготовку в так называемой школе выживания: а это прыжки с парашютом («выкидывали с вертолета в степи, потом на время нужно было добраться до части»), полеты на горный полигон, рукопашный бой – все по полной программе. Здесь же они освоили «боевой афганский разворот», что многим пригодилось потом во время полетов в горах.
Вскоре часть перекинули в Джелалабад. Там Иван Петров оказался в составе 335 отдельного вертолетного полка. И началась служба – повседневная рискованная работа: облет площадок, перевозка войск и оружия, ракетно-бомбовые удары с предельно малых высот.
«Уставали ни во что», — вспоминает Иван Николаевич военные будни. Не забыть ему и тот упомянутый выше случай спасения десантников. Но он вносит поправку – не 35, а 36 человек поднял тогда борт «ноль-одиннадца-тый»… «А когда вернулись на точку, техники начали считать пробоины. Оказалось 72 дырки – дуршлаг натуральный», — подводит итог тому полету летчик-ветеран.
Позже Николаю Майданову за эту операцию Генсек Горбачев вручил в Кремле Золотую Звезду Героя Советского Союза, а погиб он в Чечне, вызвав огонь на себя. Нам с женой было очень тяжело. Мы семьями дружили. Остались два сына. Оба потом Сызранское училище окончили – по стопам отца пошли. Николаю посмертно дали Героя России.
После Афганистана Иван Петров служил еще в Группе Советских войск в Германии, потом – в Бердске, под Новосибирском, откуда и вышел в отставку в звании капитана.
Вернувшись домой, в поселок Степанцево, работал в лесничестве, заочно закончил механико-технологический техникуме и вот уже девятый год работает оператором газового модуля. На досуге охотится. Службу в Афганистане, свой полк, братьев по оружию вспоминает. А вот книгу Виктора Николаева, дочитал только до половины. Говорит, что все правда, но читать об этом, когда многое сам видел, тяжело. Жена вообще читать не смогла.
Посмотришь со стороны на Ивана Николаевича Петрова – невысокого роста, скромного, спокойного, но какой внутри чувствуется стержень! Такой ни перед врагом, ни перед неправдой не отступит. А с другой стороны, какая любовь и нежность к жене, детям, верность друзьям…
Ведь тогда они с Николаем Майдановым на волосок от гибели были. Рисковали своими жизнями, зато сколько других спасли! «За такой подвиг всему экипажу нужно Героев давать, — убежден подполковник запаса, летчик Владимир Скворцов, дважды побывавший в Афганистане, но уж больно тогда скупились на награды».
Может быть и так, но все же думается, что главная награда для человека – сама жизнь, и когда она складывается так, как у героя этой статьи, то хорошо, если о ней прочитают и узнают другие.

Сергей АПОСТОЛОВ.

Поделиться новостью

Добавить комментарий