//   Погода:
Новости

«Ты припомни, Россия…»

Увеличить картинкуВ никологорском народном театре состоялась премьера спектакля «Русские люди» по пьесе Константина Симонова. Выбор не случаен – спектакль был подготовлен к 65-летию Великой Победы и стал своеобразным подношением никологорских театралов этому светлому празднику.
Пьеса Константина Симонова – одно из первых (если не самое первое), созданных на тему Великой Отечественной войны драматических произведений, причем, непосредственным ее участником. Она была написана в самом начале войны. До победного мая было еще очень далеко (действие происходит осенью 1941 года на Южном фронте), но уже в этой пьесе прорастают духовные семена нашей Победы, ясно видны ее истоки. Многие герои пьесы – Сафонов, Валя, Васин, Глоба – стали эталоном поведения русских (синоним советских) людей на войне.
Вот такая пьеса и была выбрана для постановки в Никологорах. Как же справился с ней народный театр? Блестяще справился. Был ухвачен нерв произведения, спектакль прошел на едином дыхании, а действие целиком захватило зрителей. И, главное, столько замечательных актерских работ! Сразу же хочется отметить Галину Яковлеву в роли Марфы Петровны. Это не просто мать командира автобата Сафонова, женщина с сильным характером, это русская женщина вообще.
Ее подруга, Мария Николаевна, не менее превосходно сыгранная Ниной Шейкиной, натура тоже сильная, но надломленная. У нее также сын в армии, воюет с немцами, а вот муж стал прислужником оккупантов, предателем. Женщине тяжело переживать эту двойственность своего положения, и актриса прекрасно передает эту внутреннюю, гнетущую ее тяжесть, душевную окаменелость.
Но Симонову удалось поднять характер своей героини на градус выше – у последней черты она пытается спасти запятнанную предательством честь мужа и на вопрос Вернера «Кто это сделал?» (отравил фашиста) отвечает: «Мы. Мы его отравили – я и муж». Но предатель на коленях вымаливает пощаду, отрекаясь от последнего самого близкого ему человека: «Нет, господин капитан, она говорит неправду… Это не мы. Это не я. Не я…».
Однако основное действие пьесы происходит в штабе автобата, который отрезан от основных сил нашей армии. Через связную Валю – ее роль прекрасно сыграла Ксения Веденеева – налажена связь с городским подпольем. Центральной фигурой здесь является командир автобата Иван Никитич Сафонов. В исполнении Игоря Гусева – это бесстрашный военачальник. «Мы ж начальство, — говорит он Глобе, — Мы себе не можем позволить бояться». Он боится лишь за жизнь тех, кого посылает на задание – за Валю, которую любит, за того же Глобу. Он все время в движении, ему постоянно приходится думать, чтобы принять единственно верное решение. Атмосфера напряженного ожидания со сцены передается зрителю. Но есть в ладной фигуре, во всем облике командира что-то очень надежное, что вселяет в людей уверенность в справедливости и конечном успехе их общего дела. Превосходно справился с ролью Александра Васильевича Васина Валерий Пышкин. Его герой — старый воин, участник трех войн, начиная с русско-японской. Он становится начальником штаба у Сафонова и без колебаний разоблачает вражеского лазутчика несмотря на то, что тот оказывается его родным племянником Козловским (его роль талантливо сыграл Владимир Шерстнев). Некоторыми автобиографическими чертами наградил автор корреспондента центральной газеты Панина (его роль удалась Александру Власову), которого Сафонов называет «писателем» и назначает начальником особого отдела, спрашивая его, приучил ли он себя к мысли о смерти «Сегодня-завтра, а не через двадцать лет». Провожая Глобу на рискованное задание, Сафонов говорит Панину: «Ты слышал или нет, писатель? Ты слышал или нет, как русские люди на смерть идут?»
Иван Иванович Глоба в исполнении Сергея Морозова – это громогласный откровенный жизнелюб, человек беззаветной храбрости. Он закрывает девушку собой, когда стреляет немецкий автоматчик.
Образы оккупантов и предателей, воплощенные актерами народного театра в этом спектакле – особая статья. Прежде всего, Иван Безруков в роли доктора Харитонова. Иван Безруков сыграл как бы бывшего человека, теперь это существо без внутреннего стержня, без своего голоса, способное лишь поддакивать и во всем соглашаться с новыми хозяевами. В пьесе они представлены двумя немецкими офицерами – Розенбергом и Вернером.
Розенберг в исполнении Романа Лугина – это «тонкий психолог». Он с изощренным садизмом играет со своими жертвами. Другой вражеский офицер – Вернер. Это солдат, его дело – убивать, а то, что делает Розенберг – «комедия», «не солдатская работа». Александр Воробьев убедительно сыграл этого холодного, немногословного способного только убивать захватчика. Думать – это не для него.
А вот думать на войне все-таки надо, это лучше всех знает Сафонов, который воюет по-суворовски – не числом, а умением. Он осуществляет маневр с ложным прорывом, отвлекший основные силы врага, захватывает важный в стратегическом плане мост и обеспечивает успешное завершение всей операции – освобождение нашими войсками города. Написанная в самом начале войны пьеса стала пророческой, в ней, как в капле воды, отразилась судьба всей нашей страны и победоносный для русских людей исход войны.
«Русские люди» — дебют молодого режиссера Галины Серовой (помощник режиссера – Игорь Гусев), которая, кроме того, является вместе с Сергеем Маровым и Владимиром Шерстневым художником-постановщиком, а вместе с Романом Триллой – музыкальным оформителем спектакля – оказалась едина в трех лицах
Хочется несколько слов сказать о прежнем режиссере театра Татьяне Прохоровой. Сейчас Татьяна Григорьевна ушла на заслуженный отдых и присутствовала в зале уже в качестве зрителя. Ей вышедшие на поклон артисты и режиссер адресовали свое приветствие, а она поздравила их с яркой премьерой, а Галину Серову – с удачным режиссерским дебютом. Отрадно, что театр в Никологорах жив и продолжает радовать своих зрителей и поклонников новыми спектаклями. Одного хотелось бы пожелать: чтобы как можно большее число зрителей нашего района увидело постановки народного театра, хотя бы вот этот изумительный спектакль. Все артисты, а их занято в спектакле 17 человек, играют с полной самоотдачей. Декорации, костюмы, световое и музыкальное оформление – все работает на идею спектакля, на его успех. Хочется, чтобы его разделили с артистами и постановщиками спектакля как можно больше театральных зрителей.

Сергей АПОСТОЛОВ. Фото автора.

Поделиться новостью

Добавить комментарий