//   Погода:
Новости

С днем работника культуры!

Провинция живет неспешно, трудно, но сколько у нас тепла, душевной отзывчивости, целомудрия и чистых слез! Все это отражается в традициях русской культуры. Именно она, настоящая, истинная, очищает душу людей.
Очень горько сознавать, что государство, его правительство «режет по живому» современную культуру. Разрушается многое, что создавалось годами. Но ведь есть даже пророчество: «Человек, который думает только о хлебе, рискует навсегда его лишиться».
Говорю это, не впадая в уныние, просто скорблю о том, что происходит с культурой и с нами, людьми, которые душой радеют за развитие культуры малой родины. Конечно, и люди повернутся к утраченному, им этого будет страшно не хватать, они будут жаждать этого. Но потерять-то гораздо легче, чем обрести вновь. А мы лишь в 21 веке обрели профессиональный праздник – День работника культуры. Именно в этот праздник хочется пожелать всем коллегам расцвета творческих сил, множества рабочих планов и эти замечательные строки:

Нам хотелось бы в дни весенние
все невзгоды от вас отвести,
Кубок солнечного настроения
вам с любовью преподнести.
Чтоб под куполом неба ясного,
где мороз на весну сердит,
У вас дни все были прекрасными
без печали и без обид.
Чтоб глаза наполнялись радостью,
новой свежестью много лет
И чтоб жизнь у вас ярче радуги
полыхала на целый свет.

Людмила АНТОНОВА,
директор Музея песни ХХ века.

Не профессия, а призвание
Увеличить картинкуОна пришла в культуру случайно, можно сказать, не думая, не гадая, не ставя перед собой судьбоносный выбор. Просто однажды, уже в далеком 1971 году Люда Сысоева привела маленькую дочку на новогодний утренник. Праздник должен был состояться в клубе деревни Октябрьская, но его директор в тот день на работу так и не вышел. Тогда вчерашняя школьница, чтобы не лишать детей искренней веры в чудо и деда Мороза, сама превратилась в ведущую. «Первый блин» вышел на редкость удачным и ровным, а девушка неожиданно получила приглашение на работу.
С тех пор минуло почти 40 лет. В преддверии Дня работника культуры мы встретились с Людмилой Геннадьевной в местной библиотеке. В уютном зале среди видавших виды книг за чашкой чая директор клуба вспоминала дела давно минувших дней, как в новом начинании ее поддержал супруг, и даже предложил создать ВИА. Парни – эстрадники были молоды, энергичны, красивы, талантливы, и их выступления быстро стали гвоздем любой программы. Местные девчонки назначали артистам по 7-8 свиданий за раз, а она, «спасая» новоиспеченных звезд от горячих поклонниц, выпускала мальчишек тайком через чердак.
Или о том, как созданный ею хор женщин отправился на первые гастроли по соседним деревням. Сама руководитель, как говорится, на дух не переносящая алкоголь, не заметила, как ее хористки выпили перед концертом чуть-чуть для храбрости. Она помнит, что чуть не упала, когда хорошо отрепетированная песня неожиданно началась с другого куплета, а затем раздался голос солистки: «Клав, а мой Сашка-то здесь?»
Всякое было за это время. И тот тяжкий день 1998 года, когда около полуночи загорелся «очаг культуры». Люди сквозь ночь бежали к клубу, одни плакали, другие, застыв, молча глядели как пламя «пожирало» старое здание. Она не верила своим глазам, не верила, что вся ее жизнь, труд, усилия бесследно поглощаются огненными языками. Кто-то рядом тихо сказал: «Последний светлый луч погас в нашем темном царстве». На пожар пришла машина из Никологор, пожарные старались справиться с огнем, но оказались бессильны против разбушевавшейся стихии. Они потом утешали Людмилу Геннадьевну как могли.
От здания остались одни разрушенные стены, в огне сгорели декорации, костюмы, аппаратура. Надо было снова все начинать практически с нуля.
— В трудные минуты мне всегда помогал оптимизм и уверенность в том, что мое дело нужно односельчанам, — признается Людмила Сысоева. – Работа – моя жизнь, без нее я просто умру.
Под клуб была отдана часть помещений библиотеки и деревенского магазина. Самостоятельно сделали сцену, на которой теперь занимаются вокалом и хореографией юные артисты, по праздникам здесь проходят концерты, а холл оборудовали под дискотеки. В библиотеке ребята учатся рисованию, шитью, декоративно-прикладному искусству. Для местной детворы клуб был и остается в буквальном смысле вторым домом. Ведь на селе через него идет единственная дорога к постижению прекрасного.
Сейчас у Людмилы Геннадьевны и ее четырех помощниц около 50 воспитанников. Все дети, по словам директора, очень талантливы и трудолюбивы, с увлечением занимаются сразу во всех кружках.
Не отстает от своих питомцев и неунывающая «супер-бабушка» Людмила Сысоева, получившая недавно этот почетный титул за победу в районном конкурсе. Она по-прежнему энергична, полна вдохновения и идей. Программа минимум: нужно подготовить к премьере новую театральную постановку, максимум — скоро ее клубу предстоит перебраться на новое место жительства – в школу, поэтому надо все хорошенько обдумать. Отдыхать некогда.
Давно остались позади ссоры с мужем, из-за ее постоянного отсутствия дома, уже не упрекают друзья, что она не поддерживает их компанию. Все знают, ее жизнь – это работа, поэтому и я не стала спрашивать, как Людмила Геннадьевна отметит профессиональный праздник. И так понятно.
Ирина КУЗЬМИНОВА.

В состоянии юбилея
Вязниковский историко-художественный музей — это главнейшее звено нашей культуры. Здесь хранятся духовные и материальные ценности, собиравшиеся без малого целое столетие. Коллектив музея ведет большую научную и просветительскую работу. В этом году музей отмечает свое 90-летие. Об этом и многом другом мы беседуем с директором музея Лилией Федоровной Ковалевой.
— Лилия Федоровна, ваш музей находится в состоянии между двумя юбилейными датами. Разговор идет о 90-летии, но с начала чего?
— Впервые музей в нашем городе был открыт 7 ноября 1919 года, к двухлетию Октябрьской революции. Однако только с 1 мая 1920 года он был открыт для постоянного посещения. Мы решили по ряду причин придерживаться второй даты. В мае ждем гостей из-за границы – внуков Сергея Ивановича Сенькова: Людмила Гвидовна Чеккини собирается приехать из Италии, а Гераклит Максимилианович Сеньков – из Белоруссии. С ними у нас налажен хороший контакт.
— Какое у них отношение к городу, к музею?
— Начну с того, что они благодарны музею за то, что сохранена коллекция картин, подаренная Сергеем Ивановичем городу. По сути дела только у нас да в Муроме есть что-то подобное. Даже Владимир не может похвастаться такими полотнами, какие есть у нас. И все это благодаря художественному вкусу Сергея Ивановича Сенькова.
А ведь, действительно, мы как-то привыкли, что у нас в музее висят полотна Шишкина, Маковского, Бенуа, Коровина. Иной раз даже посетуем, что некуда в Вязниках сходить, а начнем вспоминать, когда в последний раз в музее были, так и не вспомним.
Когда бывают иногородние делегации, особенно столичные, то умиляются иной раз до слез, спрашивают: «Это подлинники?» Был случай, когда в Туапсе окрыли картинную галерею своего земляка, художника-мариниста Александра Киселева. Но особенно заполнить ее было нечем. Обратились к нам, и мы им две картины дали на открытие. Потом с трудом вернули, не без помощи Алисы Ивановны Аксеновой. Они предлагали нам заменить наши картины копиями. Но дело кончилось тем, что от них приехал художник, неделю жил в Вязниках и сделал копии с тех двух картин, и то за определенную плату.
— А что-то новое пополняет художественную коллекцию музея?
-Есть поступления и живописи и графики. Назову хотя бы живописную работу «Рожь» Владимира Юкина и офорт Бориса Французова «Октябрь». Есть у нас работы Мая Николаевича Лебедева, большую коллекцию офортов и гравюр передал музею Игнатий Федорович Чапкин, художник из Южи.
— Другими словами, есть чем порадовать ценителей живописи и графики, и обновить нашу «картинную галерею». А как обстоят дела с исторической частью?
— Историческая экспозиция – это наша головная боль. Ее создание уже давно назрело. Однако в настоящее время в связи с реструктуризацией и отсутствием достаточного финансирования мы вряд сможем что-то сделать. Но вопрос не столько в этом. Хотелось бы с помощью экспонатов и документов проследить непрерывную историю нашего края от Ярополча-Залесского до наших дней.
По Ярополчу экспонаты, найденные во время раскопок под Пировыми-Городищами, есть во Владимиро-Суздальском музее заповеднике, нам их предоставят. Но после того, как Ярополч был сожжен во время монголо-татарского нашествия, в нашей истории возникает пробел вплоть до 16 века. Энтузиасты, особенно историки, например, Лев Иванович Аносов также болеют душой за создание такой экспозиции, предлагают делать ее из того, что есть. Однако в музейном деле существуют свои правила и законы. Поэтому не так-то все просто…
— Чем сейчас привлекает музей посетителей?
— У нас действует ряд постоянных экспозиций. У детей неизменный интерес вызывает экспозиция «Животный и растительный мир родного края». Всегда, а в год 65-летия Победы особенно, востребована экспозиция, посвященная вязниковцам, участникам Великой Отечественной войны, «Солдаты победы». Кроме того, мы регулярно разворачиваем временные экспозиции, посвященные какой-то дате или теме. Вспоминается выставка, героями которой стали почетные граждане города Вязники. Все эти выставки стали результатом исследований наших сотрудников и их заинтересованных помощников.
— Как выживает музей в современных условиях? Влияет ли рынок на характер и направление исследований?
— Научная работа в стенах музея ведется постоянно. Темы – самые разнообразные. Ежегодно наши сотрудники выступают с докладами на краеведческих чтениях, которые, на мой взгляд, всегда проходят интересно и собирают немало краеведов-любителей, каждый из которых вносит свою лепту в изучение истории родного края. Мы им очень благодарны и всегда рады видеть у нас. А что касается рынка, то и мы учимся зарабатывать деньги для музея. К нам, например, обращаются люди с просьбой о помощи в составлении родословной, сейчас это направление очень востребовано. Также собираем материалы к юбилею той или иной организации, если нас об этом попросят. Это тоже взаимовыгодное сотрудничество. Так вот и выживаем.
— Лилия Федоровна, Вы вместе с Григорием Сергеевичем Зудиловым являетесь автором нескольких книг по военной тематике. Что вас подтолкнуло взяться за перо?
— Для Вязников военная тема всегда была востребована, и мы достигли в ее разработке неплохих результатов. В области нас всегда за это отмечали. А с Григорием Сергеевичем у нас творческое содружество сложилось давно. Замечу, что в школе я была его ученицей. Работать с ним очень интересно: он и знает о войне не понаслышке, сам воевал. У него много документов, фотографий. Легкой нашу совместную работу не назовешь. Характер у Григория Сергеевича неуступчивый, случалось, и поспорить, но в спорах, как известно, рождается истина, иначе мы четыре книги с ним не написали и не издали бы.
— Лилия Федоровна, из всего здесь сказанного, ясно, что музей, несмотря на трудные времена, держится на плаву и готовится достойно отметить свой 90-летний юбилей. Что бы Вы хотели сказать нашим читателям?
— Лишний раз хотелось бы пригласить земляков в наш музей. Мы также будем рады приобретению новых экспонатов, раскрывающих ту или иную историческую эпоху. И так уже бывало не раз. Ведь что такое музей в широком смысле слова, как не плод духовной и материальной культуры народа.
Беседу записал Сергей АПОСТОЛОВ.

Поделиться новостью

Добавить комментарий