//   Погода:
Новости

«Духовные боеприпасы» Великой Отечественной

Увеличить картинкуПамять, написанная песнями
Память создала впечатляющую летопись Великой Отечественной войны. Она – в прозе, поэзии, фильмах, памятниках, живописных полотнах. А еще она – в песне!
Потрясение войны родило целое поколение молодых поэтов, которое позже назвали «фронтовым». Поэты-фронтовики сделали огромный шаг навстречу войне, ее ужасам, навстречу правде жизни. Их слово подхватили композиторы. Порой только песня с ее жизненным текстом и музыкой спасала бойца, поддерживала, придавала боевой дух и просто сплачивала. За первые два дня войны московские композиторы написали 40 песен, а через четыре дня их было уже более 100! И у каждой из них была своя биография, своя судьба. Одни умирали, едва появившись на свет, другие живут и поныне. Как песни нашего земляка Алексея Фатьянова.
Алексей Фатьянов знал войну не понаслышке. Он ее встретил, проходя военную службу на Орловщине в составе окружного ансамбля Орловского военного округа, где был и режиссером-постановщиком, и артистом, и корреспондентом. Уже первые дни войны определили ратное место рядового Фатьянова: ежедневно 2-3 выступления перед бойцами, а еще стихи, песни, злободневные частушки.
«Я могу владеть тремя оружиями…»
Он просился на фронт: «Товарищ дивизионный комиссар! Нет больше сил оставаться в прифронтовых полосах и заниматься литературной работой в то время, когда все мои друзья и товарищи на фронте отдают свои жизни и кровь. А я за месяц войны истратил только полбутылки чернил. Прошу отправить меня на любые работы на фронт, так как я могу владеть тремя оружиями: словом, пером, винтовкой».
Но во всех просьбах ему было отказано. Находясь в составе ансамбля песни и пляски Орловского военного округа, он уже был на передовой. При прорыве ансамбля из вражеского кольца окружения рядовой Фатьянов получил первое ранение. А в сентябре 1944 года он оказался в действующей армии, став корреспондентом газеты 6 Гвардейской танковой армии. Рядовой Фатьянов участвует в освобождении Румынии и Чехословакии. А в бою за венгерский город Секешфехервар врывается в него на головном танке. За этот мужественный поступок он был награжден медалью «За отвагу». А в следующем бою Фатьянов был ранен в руку. И это привело его в конце войны в ансамбль Краснознаменного Балтийского флота. Здесь и произошли важные в его жизни встречи, повлиявшие на его дальнейшую творческую судьбу.
«Чувствую, голос крепнет. Может, не сорвется…»
Фронтовые песни – «духовные боеприпасы» Великой Отечественной войны. Среди них достойное место занимают и песни Алексея Фатьянова. Эпоха Великой Отечественной породила замечательную по силе и искренности поэзию. Отличительная черта поэзии Фатьянова – ее песенность и музыкальность.
Из автобиографии поэта Фатьянова: «Начало своей профессиональной деятельности отношу к дате вступления в ряды Красной Армии, точнее – к началу войны. Только тогда я стал писать много и получал всяческую поддержку и поощрения в гуще красноармейских масс. Стал писать стихи, которые узнал фронт; статьи, очерки, которые узнала армия; песни, которые запел Советский Союз. Чувствую, голос крепнет. Может, не сорвется…»
Фронт, действительно, знал его песни. В творческой копилке Алексея Фатьянова – песни-оружие, песни-солдаты, песни-труженики, песни-победители. На живом материале фронтовых впечатлений, в тесном общении с солдатами-одногодками создаются его стихи-песни. Одна из самых ранних песен поэта – «Сходит с линкора моряк», пользовалась популярностью у бойцов Брянского фронта.
В 1943 году, услышав о подвиге 18-летнего героя Александра Матросова, Фатьянов загорелся проехать по местам жизни героя. Результат – песня «Баллада о Матросове». Лейтмотив, проходящий через ее поэтическую «ткань», — солдат, защитник Родины. А ведь поэту рядовому Фатьянову самому тогда было чуть более 20 лет. Но он уже умеет добраться до души человека простыми и искренними словами.
«Этот парень как-то незаметно, не думая о своем влиянии, заставил меня встряхнуться», — так скажет о нем композитор Соловьев-Седой, сотворчество с которым сыграет в жизни Фатьянова большую роль.
Музыкальная эмблема Великой Отечественной
Сама жизнь избрала и вынесла в военный мир такое стихотворение, как «На солнечной поляночке». Благодаря композитору Соловьеву-Седому оно зазвучало легко и просто. Вскоре эта песня стала настоящим военным шлягером.
Но полдинным шедевром этого творческого союза все же стала песня «Соловьи, соловьи». Стихи этой песни солдаты носили в нагрудных карманах, рядом с материнскими письмами и фотографиями любимых. Маршал Жуков назвал песню «Соловьи» одной из лучших песен военной эпохи.
Удивительная песенная музыкальность, мягкость лирической интонации были характерны для поэзии Алексея Фатьянова. «Стихи, которые он отдавал композиторам, были уже почти песней. Музыка уже жила и звучала в них где-то внутри поэтической строки», — писал о феноменальности песенных стихов Фатьянова поэт Михаил Матусовский.
В самом конце войны, буквально в мае 1945 года зазвучал еще один песенный шедевр Фатьянова «Давно мы дома не были». Позднее появляется песня «Где же вы теперь, друзья-однополчане?».
Ни одна встреча ветеранов в любом уголке России, в ближнем и дальнем зарубежье не обходится без исполнения этой песни. И великую дату 65-летия Победы мы встретим с этой песней!

Людмила АНТОНОВА,
директор Музея песни.

Поделиться новостью

Добавить комментарий