//   Погода:
Новости

Его жизненная колея

Увеличить картинкуПавел Петрович Гожев родился и вырос в Малом Петрине, в то время пригородном селе, где уклад жителей оставался наполовину сельским – держали скотину, пахали, сеяли, была общественная конная молотилка. Семья Гожевых мало чем отличалась от других семей – шестеро детей, мать домохозяйка, отец работал на Ярцевской фабрике возчиком готовой продукции. Дети, как тогда было заведено, помогали родителям по хозяйству. Но времени хватало и на уличные забавы: играли в козны, лапту, гоняли голубей. Павел рос коренастым, крепким пареньком, в улице никого не боялся и на кулаках всех побивал.
После школы сразу пошел работать на ткацкое производство, а когда вместе с другом Евгением Левашевым закончили 8-месячные курсы шоферов, то оба стали работать водителями в школе-фабрике.
Павлу было 15 с половиной лет, когда началась война. Старшие братья были уже в армии. Вскоре в город начали привозить раненых, появились первые госпитали. В одном из них работала старшая сестра Павла Антонида. Ему же самому часто приходилось простаивать по ночам в очередях за хлебом, который выдавали по карточкам.
В конце мая 1944 года Павла Гожева призвали в Армию, и он оказался в учебном подразделении в Мордовии, в городе Селисы. Поскольку он был водителем, пусть с небольшим, но стажем, ему было доверено обучать этому делу новобранцев. За три месяца Павел успел научить 12 человек ездить на полуторке и кое-какому ремонту. Потом их всех зачислили водителями в артполк, который был сформирован в г. Горьком и направлен на I Украинский фронт.
На подходе к пункту назначения эшелон подвергся обстрелу, и они чуть ли не с колес вступил в бой. В составе полка было 27 машин возивших 45-мм орудия. Били из них по танкам, пехоте, случалось и по воздушным целям. Бои шли за освобождение Украины, бои жестокие. Павел Петрович вспоминает, как они три раза переправлялись через Днепр в районе Киева: «То они нас, то мы их. Переправа была притоплена для маскировки. Потом появилось много наших самолетов, которые «дали немцам шороху». После этого мы Киев взяли». Потери в полку были большие, каждая рота недосчиталась половины личного состава. «Много нашего брата изничтожило», – горько вздыхает ветеран.
В Киеве его в числе семи водителей их дивизиона перевели в другую часть, где сказали: «Отставьте эти ваши машины в сторону, получайте другие». Это были новые «студебеккеры» с реактивными установками. Но прежде, чем сесть за руль «катюш», неделю сидели за партами и одновременно тренировались.
Война покатилась на Запад, но враг продолжал отчаянно сопротивляться. Батарея ЭРЭСов выезжала на огневой рубеж в условиях строгой секретности. Бойцы опоясывались гранатами, брали ППШ с запасными дисками. На огневом рубеже машины рассредоточивались, каждая установка занимала свою позицию. Огонь велся термическими снарядами. Первый дальний залп производился на 6 км, второй, согласно расчетам, на более близкое расстояние. Свои впечатления от результатов такой стрельбы ветеран изложил коротко: «Это ужас – все горит!». Произведя залп, «катюши» тут же «сворачивались» и меняли место дислокации.
По возвращению в полк их не раз встречал командующий I Украинским фронтом генерал-майор Ватутин. О нем Павел Петрович сохранил самые теплые воспоминания: «Дали залп, приезжаем, а Ватутин тут как тут, – рассказывает ветеран, — Ну, как, ребята, отстрелялись?» — «Да, сами, наверное, видели, товарищ командующий, как мы дали фрицам прикурить! Он простой мужик был, наш, русский».
Павел Гожев со своим полком участвовал в освобождении Украины, занимал Варшаву, вошел в Германию, где и встретил желанную весть о Победе. А вскоре их часть направили на Дальний Восток, где шла война с Японией, но она закончилась, когда они еще только до Киева доехали.
В Киеве, который он совсем недавно освобождал, старший сержант Павел Гожев задержался на 5 лет – возил важное начальство. Да и сам времени не терял, а поступил в техникум и за три года выучился на механика.
Домой Павел Петрович вернулся в 1950 году. Фронтовик. На груди орден Отечественной войны, медали, а «в руках» – две конкретные специальности – жених, хоть куда. В этом качестве он не так долго и пробыл – через два года женился. А вскоре у Галины Михайловны и Павла
Петровича родились сыновья – Юрий и Александр. Тут только работай, обеспечивай семью всем необходимым, поднимай детей. И супруги Гожевы трудились, не покладая рук: она – на льнокомбинате, он – в автотранспортном предприятии.
На разных машинах пришлось поездить за свою жизнь Павлу Петровичу, работал он и водителем автобуса. Как-то его с напарником отправили во Львов получить два новых автобуса, а в этом городе жил его фронтовой друг. До этого они нет-нет да посылали друг другу весточку по почте, а тут такой случай подвернулся – нельзя не навестить. Зашли по адресу – жена сказала, что друг его на работе, будет вечером. Делать нечего, поехали на завод, а там начальник сбыта готовой продукции как раз друг Павла Петровича. Радость от встречи – это само собой, но и дело не забыли – на самых лучших машинах поехали они с напарником в Вязники.
Запомнилась Павлу Петровичу и еще одна командировка, когда летом 1980 года его как водителя автобуса направили на обслуживание Московской Олимпиады. Столица ему была не в диковинку – ориентировался хорошо. В городе тогда поддерживалась чистота и порядок. И, видимо, поэтому ему показалось «некрасивым», как возбужденная толпа гостей из экзотических стран с барабанами ринулась топтать цветочные клумбы. Тут ему за державу стало обидно, и он потребовал прекратить безобразие. Когда подоспевший «наблюдатель» в штатском узнал, за что он отчихвостил «гостей», то долго смеялся. Затем, посерьезнев, поинтересовался у Павла Петровича, откуда тот командирован, и вдруг взял да и подарил ему часы.
Вообще за свою жизнь Павел Петрович Гожев получил немало отличий. Как участник войны имеет кроме названного уже ордена, знак «Фронтовик» медаль Жукова, юбилейные медали. Руководство АТП не раз награждало его Почетными грамотами и благодарностями, отмечало за безаварийную работу. Ездил он много, случалось бывать в разных городах, но всегда возвращался домой, в родное Малое Петрино, на свою улицу (теперь она носит имя Фатьянова), к своей семье.
Незаметно выросли сыновья. Выучились, отслужили в армии, нашли хорошую работу. Сами обзавелись семьями, а теперь и внуки уже взрослые. Один из них, также Павел Гожев, живет в одном доме с дедом. У них с женой растет сынишка, совсем еще маленький Данилка, любимец «деда», вернее сказать, прадеда. Жизнь продолжается…

Сергей АПОСТОЛОВ.

Поделиться новостью

Добавить комментарий