//   Погода:
Новости

Обыкновенное чудо

Увеличить картинкуУвеличить картинкуОкончив школу с золотой медалью, она два года отработала в суде, лелея свою мечту о юрфаке. Так велико было ее желание стать следователем. Привыкшая одерживать победу и все делать на «отлично», на юрфак она поступила. Легко. Но, не доучившись и до первой сессии, бросила, осознав, что это – не ее. Позже она не раз еще будет принимать такие, на первый взгляд, казалось бы, спонтанные решения, скорее руководствуясь сердцем, чем разумом.
Должно быть, именно сердце привело ее на филфак Владимирского пединститута, а потом, с багажом 21-летнего педагогического стажа, позвало испытать себя в конкурсе профессионального мастерства, победить, для начала, на районном, затем на областном, а уж следом (чего мелочиться?) – на Всероссийском уровне. И это при том, что, как она утверждает: «Я – не соревновательный человек». Во всех этих ситуациях для нее прежде всего важен процесс.
Нина Леонидовна Заварыкина – финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России», вошедшая в «пятерку» его победителей, получившая своего «малого хрустального пеликана»…
Кстати, по поводу размера награды.… На вопрос «не обидно ли было, что пеликан назван «малым», Нина Леонидовна, процитировав свой девиз, с которым она выступала на конкурсе: «В каждом минусе есть плюс», добавила со смехом: «Вы его попробуйте, поднимите! Он очень тяжелый. Так что, представьте, сколько весит «большой пеликан»!
Девиз работает. Он работал весь конкурс, диктуя подсознанию: «Уже само участие – награда». Радость от общения с единомышленниками, наслаждение от совершенно волшебной атмосферы конкурса, где твои соперники – твои же болельщики.
Про это волшебство она слышала от своего коллеги по школе Алексея Викторовича Лебедева, который 13 лет назад также вошел в «пятерку» финалистов Всероссийского конкурса. Слышать-то слышала, но не осознавала до конца, пока сама не окунулась в эту яркую, насыщенную среду педагогического братства. Именно это и станет для нее самым сильным впечатлением от конкурса, а не выход в финал.
Кстати, о финале…. На «круглом столе» образовательных политиков» с участием самого министра образования и науки РФ А.Фурсенко, отвечая на один из пяти обязательных вопросов, Нина Леонидовна по-своему сформулировала суть образования: «оно – в просвещении, то есть в высвечивании того лучшего, что есть в человеке». И это были не просто красивые слова, сказанные «в камеру». Можно было не раз в этом убедиться, присутствуя, благодаря интернету, на конкурсном уроке, классном часе, мастер-классе, проведенных Н.Л.Заварыкиной.
Например, на классном часе, тему которого сообщали конкурсантам за 5 минут до звонка, Нина Леонидовна умудрилась мгновенно нащупать верный язык доверительного общения с подростками, которых не знала до этого вовсе. Она заставила их заговорить о сложном: «Умеем ли мы прощать? Все ли можно простить?» Раскрывая свою душу она дала возможность выговориться юной душе, продемонстрировав высший пилотаж педагога. Она не поучала класс, она с ним спорила, советовала, внимательно слушала, реагировала, приводила случаи из собственной недолгой работы в суде. Она призывала себе в помощники любимых своих авторов, отсылала тех, кто склонен задавать непростые вопросы, читать «Братьев Карамазовых»…. И было очевидно, что все происходящее ей не в меньшей степени интересно и познавательно. Было ясно, Н.Л.Заварыкина получает удовольствие от процесса. И потому аплодисменты класса в финале «классного часа» были совершенно искренними, а не формальными, положенными по этикету конкурса.
Склонность к спонтанности и импровизации не подвела Нину Леонидовну и тогда, когда она вдруг перед самым уроком решила поменять его тему, выбрав неожиданно для самой себя пьесу Горького «На дне», монолог Луки о земле праведной. Она разыграла перед 11 классом московской гимназии «Школа Ломоносова» целый спектакль одного актера. А потом «зацепленные», ошеломленные гимназисты будут искать ответы на вопросы: почему улыбался Лука? И где самое важное тире в его монологе? Так, через филологический анализ текста, она приведет своих учеников к синтезу русского языка и литературы.
Она говорила о сложном интересно, а потом на мастер-классе она говорила о сложном красиво, заставив коллег-педагогов рисовать четверостишье Мандельштама, показав, как от впечатления можно придти к пониманию.
Все в точности, как у Сент-Экзюпери: «Если хочешь построить лодку, не зови людей, не бей в барабаны, а всели в них тоску по бескрайнему синему морю».
Нина Леонидовна и не била в барабаны. Все две недели, пока шел конкурс, она просто населяла мир вокруг себя такой любовью к русскому языку и литературе, что из 12 конкурсантов-филологов сначала стала одной из четырех, вошедших в «пятнашку» лауреатов, а потом из этих четырех стала единственной в России филологом-победителем.
Звучит немного пафосно, быть может. И очевидно, сама Нина Леонидовна поморщится, прочитав эти строки, потому как пафосность ей абсолютно не свойственна, как и предметная материальность. Рассказывая о призах и подарках, она лишь мельком упомянула о ноутбуках, но зато вдохновенно и в подробностях описывала, какое замечательное издание стихов об осени получила, приговаривая: «Неимоверная красота!»
Невозможно было не спросить о впечатлении от общения с президентом, ведь не каждый день Представляется такой шанс. Президент вязниковскому учителю понравился и был оценен, как коллега: «Он – преподаватель. Он умеет слушать и умеет «цеплять» слова»…
Теперь, когда конкурсные испытания позади, когда фанфары поздравлений коллег и учеников поутихнут и журналисты разомкнут свои плотные ряды в стремлении взять интервью и организовать фотосессию, вязниковский педагог «Учитель года России-2009» поставит своего «малого хрустального пеликана» на полку в компанию к хрустальным совам дочерей и скажет: «Не надо относиться к конкурсу серьезно. Это – игра, пусть для взрослых, но все равно игра». И мы ей поверим, ведь уже стали однажды свидетелями обыкновенного чуда, как без всякого боя в барабаны, можно построить лодку и доплыть на ней до самой, до победы.

Наталья БАРЫБИНА.

Поделиться новостью

Добавить комментарий