//   Погода:
Новости

Души изменчивой приметы перенося на полотно…

Увеличить картинкуУдивительные судьбы художников России, их творчество всегда волновало и будет волновать души людей, стремящихся к прекрасному и любящих искусство. Есть художники от Бога. Именно к таким и относится Борис Михайлович Вифлеемский – заслуженный работник культуры, член Союза художников России.
Б.М. Вифлеемский родился 22 июля 1944 года в поселке Обедово Ивановской области. Родословная Вифлеемских включает в себя и мелкопоместных дворян, и церковнослужащих. Отец Бориса Михайловича закончил Московский техникум по специальности торфмейстера-мелиоратора. Был он человеком одаренным от природы: писал картины, лепил фигурки из глины, играл на гармони. Мама – Мария Павловна Вифлеемская – из семьи уездного ветеринара, обладала твердым характером, воспитала шестерых детей.
В 1950 году семья Вифлеемских переезжает во Мстеру – отца перевели сюда мелиоратором. Здесь, во Мстере, семилетний Боря отправляется в первый класс: новые друзья, первые уроки рисования… Б.М. Маслов, учитель черчения и рисования, обратил внимание на любознательного мальчика, стал задавать ему готовить доклады о художниках-передвижниках. И подростку постепенно открылся мир большого искусства, его жанры – пейзаж, натюрморт, портрет…
А однажды, во время летних каникул, Боря Вифлеемский встретил настоящих художников с этюдниками и холстами. Это были И.Д. Юдин и И.И. Семин, преподаватели местной художественной школы. Не дыша, с замиранием сердца мальчик смотрел, как художники писали масляными красками, и картина рождалась прямо на глазах. Вскоре на Борю обратили внимание: разрешили нести этюдник или зонтик, стали брать с собой в путешествие по Клязьме на моторной лодке. Игорь Иванович обстоятельно отвечал на все вопросы подростка. Уговорив маму купить краски, кисти, бумагу, Боря Вифлеемский написал первый пейзаж акварелью: берег реки Тары около лагеря «Турист» и сосны…
Б.М. Маслов долго рассматривал работу и сказал, что цвета ядовитые. С этим-то вопросом и пришел Боря к своему соседу Евгению Васильевичу Юрину, художнику-миниатюристу. Евгений Васильевич научил его втваривать темперные краски, натирать сусальное золото… Все шло к поступлению в Мстерскую художественную профессионально-техническую школу.
В 1959 году, успешно сдав экзамены по рисунку и живописи, Б.М. Вифлеемский становится студентом МХПТШ. Учился у ведущих специалистов Мстеры: по рисунку и живописи – И.Д. Юдина, по композиции – И.И. Семина, материаловедению и спецтехнологии – Н.Г. Дмитриева, по миниатюрной росписи – у Е.Н. Зониной. Посчастливилось слушать лекции по истории искусств у Н.П. Исаева – директора МХПТШ и бывшего директора художественного музея. Так потихоньку копились опыт, знания и мастерство студента. К защите своей дипломной работы он подошел с уверенностью, что учиться надо дальше.
На фабрике «Пролетарское искусство» проработал лишь несколько месяцев, и был призван на службу в ряды Советской Армии. Служил в Заполярье, в свободное от вахты время рисовал. Его рисунки публиковались в местной газете. После службы в армии Б.М. Вифлеемский поступает учиться в Луганское художественное училище. Учился у ведущих художников Украины: А.Н. Левченко, Т.Н. Капканец, В.Г. Тараненко, Р.И. Погастюк. Именно Тараненко научил его писать «a la prima», виртуозно делать отмывки акварелью, Т.Н. Капканец заставляла делать от 20 до 50 подготовительных этюдов и лишь тогда приступать к написанию холста. От Р.И. Погастюка научился контурности и объемности рисунка. Подготовка в училище велась серьезно, поэтому не случайно, что все студенты поступали в высшие учебные заведения.
Закончив училище с красным дипломом, Б.М. Вифлеемский в 1972 году поступает учиться в Харьковский художественно-промышленный институт. Учеба на первом курсе началась неординарно – надо было ездить по областям Украины и писать портреты передовиков производства. На просмотре работ в институте оказалось, что портреты Бориса Вифлеемского не хуже работ студентов 5-го курса. За годы учебы художник в совершенстве освоил технику сграфитто, росписи по сухой и сырой штукатурке, лепил, ковал, лил стекло, чеканил, расписывал керамику, большую часть времени уделял витражам.
Институт закончил с отличием, был распределен в Ижевск, в институт Удмуртгражданпроект в мастерскую дизайна под руководством уральского архитектора В.П. Орлова. Он проектировал Дворец бракосочетания в Ижевске, а дизайнер Б.М. Вифлеемский проектировал интерьеры овального зала с витражами, фонтан любви, винтовые лестницы.
Через год Б.М. Вифлеемский стал главным художником комбината торговой рекламы, в 1981 году – старшим преподавателем кафедры производственной эстетики и прикладного искусства в университете, возглавлял кафедру производственной эстетики. В это же время состоялась первая персональная выставка художника. Мнения были разные — от хвалебных до полного разгрома. Поднимались вопросы культуры цвета и линии, этики и морали.
В январе 1982 года Б.М. Вифлеемский принимал участие в республиканской выставке с портретом отца, выполненным акварелью в анималистическом жанре. Затем были выставки Союза художников УССР, работ преподавателей ХГФ в Москве, выставка к 150-летию П.И. Чайковского в г. Воткинске, в Строгановском училище Москвы…
В 1992 году художник переезжает во Мстеру ухаживать за престарелыми родителями. Здесь он начинает работать в художественно-промышленном училище им. Ф.А. Модорова. Именно во Мстере наиболее полно раскрылся талант Б.М. Вифлеемского как художника-портретиста. Только во Мстере и Вязниках у него прошло около десяти персональных выставок. Б.М. Вифлеемский создал блистательную галерею образов своих современников. Образы художников Мстеры абсолютно разные, это – основной костяк Мстерского искусства, интеллигенция поселка со сложным духовным миром, непростыми судьбами. Каждый портрет – характер сильный, волевой, привлекающий правдивостью характеристик.
Художника интересует неповторимость реальной, конкретной личности, детально анализируется внутренний мир героя. В своих портретах он умеет уловить суть характера. Владеет при этом разными техниками письма: акварелью, маслом, углем, сангиной.
Творчество Бориса Михайловича многогранно. Художник, очень тонко чувствующий природу, раскрывается еще и как талантливый пейзажист. С огромной любовью изображает уголки родной Мстеры, ее тихие улочки, Богоявленский монастырь, храм Иоанна Милостивого, дом фабриканта Крестьянинова, иконописную мастерскую Овчинникова, окрестности Мстеры, Вязников, деревни Акиншино, Исаковку, Налескино, Радиониху…
Пейзажи Б.М. Вифлеемского искренни, написаны на одном дыхании, в них нет изображения человека, но его незримое присутствие ощущается во всем.
Унаследовав лучшие традиции мастеров-пейзажистов русского искусства, Б.М. Вифлеемский продолжает линию лирических пейзажей, идущих от работ живописцев А.К. Саврасова, Ф.А. Васильева, И.И. Левитана. Главным достоинством пейзажей художника является и то, что его тематика отражает сегодняшнюю Мстеру, Вязниковский край. Все работы наполнены чувством любви к своей родине. Борис Михайлович внес свою особую ноту в изображение природы средней полосы России: здесь какая-то особая радость бытия, умиротворения и порой «звенящая тишина» провинциальной жизни окраин.
Борис Михайлович Вифлеемский как педагог подготовил немало художников, начавших свой путь в искусстве. Среди них есть Заслуженные художники Удмуртии и России, лауреаты Государственной премии, профессора и доценты.
У Бориса Михайловича много друзей, он -прекрасный собеседник. Сам выросший в большой семье имеет трех сыновей и дочь. Два старших сына – дизайнеры, а младший учится во Мстерском художественном училище. 22 июля в день 65-летнего юбилея художника во Мстерском музее открылась персональная выставка «Мстера в лицах».
Сотрудники музея поздравляют юбиляра с днем рождения, желают ему творческого процветания, крепкого здоровья, семейного благополучия и новых удачных работ.

Т. КОТКОВА,
зав. научно-исследовательским отделом Мстерского художественного музея.

Поделиться новостью

Добавить комментарий