//   Погода:
Новости

Чтоб не «распоясаться»

Увеличить картинкуБогатейшее культурное наследие наших предков уходит корнями в глубь веков. В старину люди видели скрытый смысл и значимость в повседневных вещах. Так формировался особый уклад жизни, культура русского народа — его обычаи и праздники.
Сохранение этого наследия — основная задача творческой лаборатории, которая состоялась в Доме искусств. Её тема звучала так: «Пояс -как обязательная принадлежность русского костюма». Эта тема продиктована тем, что стала забываться обрядовая значимость народного костюма. Порой мы не знаем, чем отличается женский головной убор от девичьего, сарафан от панёвы, кушак от пояса. А ведь пояс был не только предметом одежды, но и оберегом. В каждом крестьянском хозяйстве хранились пояса на все случаи жизни: повседневные, праздничные, обрядовые и даже боевые. До сих пор в русском языке есть выражение «распоясался». Так говорят о человеке, чьё поведение становится неприемлемым. На Руси даже бытовало выражение «лишить пояса», что значило «лишить воинского звания».
Пояс сопровождал человека всю жизнь — от рождения до смерти. Свой первый пояс человек получал от матери при рождении и не расставался с ним никогда, даже в бане. Одежду деревенских детей часто составляла одна рубашка, но обязательно подпоясанная. Известная русская поговорка «Нищему одеться — только подпоясаться» очень точно выделяет особую роль пояса в костюме.
Сегодня виды народного декоративно прикладного творчества, связанные с плетением из нити, приобрели современные мотивы, ритмы, рисунки и область применения. Тем более участникам творческой лаборатории интересно было узнать, как применялся, из чего изготавливался и какое значение имел пояс в жизни человека.
О способах ручного узорного ткачества рассказала мастер Людмила Ильинична Волкова. Она даже показала некоторые способы изготовления пояса на дощечках «кружках» (эта техника до сих пор используется для плетения лент, но уже производственным способом), рассказала о технике «спрэнг» (плетение на игле), объяснила технику плетения «на сволочке» и «на бердечке». Все с удовольствием повторяли, казалось бы, простые движения мастера, но нити порой путались, а дощечки поворачивались не в ту сторону, но это не мешало наслаждаться процессом изготовления, так как результатом был сотканный своими руками пояс.
А потом работниками Дома искусств был показан обряд «одевание невесты» из театрализованной программы «Сватовство», в котором показывается один из способов повязывания пояса. Нельзя забывать мастерство, оставленное нам в дар, им надо пользоваться и передавать из поколения в поколение.

А. КИСЕЛЕВА,
директор Дома искусств.

Поделиться новостью

Добавить комментарий