//   Погода:
Новости

Семья – это терпение и мудрость

Увеличить картинкуКаждый человек в чем-то талантлив. Один гениально играет на флейте, другой поет, как дышит, у кого-то дар выращивать цветы, а вот у Нины Александровны Штенцель и ее супруга Виктора Яковлевича – воспитывать детей. Они подняли, вывели в люди пятерых сыновей и трех дочерей. Все получили образование, профессию и, что не менее важно, – любовь, родительскую заботу, ощущение семьи, места, где тебя ждут, принимают, не дают в обиду, поддерживают в трудную минуту.
Так получилось, что разговор наш состоялся только с Ниной Александровной, и из восьмерых детей Штенцелей я мельком увидела лишь старшего, Владимира, жутко занятого в тот день, как и его отец Виктор Яковлевич, подготовкой к турслету. Принимали меня в Большевысоковской школе, месте, видевшем всех Штенцелей и продолжающем видеть трех из них регулярно по сей день: Виктор Яковлевич преподает немецкий язык и математику, Нина Александровна – русский язык и литературу, сын Владимир – историю.
Логично, что разговор постоянно возвращался к школьной тематике. Оттолкнувшись от детства, Нина Александровна, в девичестве Степина, рассказала о родной Мстерской школе и ее замечательных педагогах, сыгравших в жизни Нины немалую роль. Ей всегда нравилось возиться с детворой, и она была школьной вожатой. Ее всегда тянуло к чтению, и она, не взирая на неодобрение мачехи «зряшных книжек» (то есть не учебников), упрямо их приносила в дом и «проглатывала» тайком. Ее манила романтика комсомольских строек, и она, маленькая, худенькая, наперекор отцу, пугавшего: «Ты там сломаешься!», все же хоть и не сразу после школы, но добилась своего – уехала осваивать целинные земли. Правда, слова отца вспоминала потом не раз, признавая его правоту. Это пока от Коврова до Москвы ехали на поезде, пели про дождь и ветер, а позже, когда эти дождь и ветер ощутили полной мерой, было уже не до песен. Матрасы — на полу, еда — по договоренности с местным населением…. Там, куда их привезли, ни магазинов, ни столовой поначалу не было. И работа такая, что половина романтичных комсомолок не выдержала и первой посевной. А Нина выдержала! И все потому, как закаленная была домашними обязанностями. Не баловала ее мачеха. А еще характер у нее такой, что иным и вдвоем не по силам было сделать то, что умудрялась эта «пигалица». Ох, удивила она не одного тракториста своим терпением и выносливостью!
Это сегодня Нина Александровна вспоминает с улыбкой, как тряслась целый день на железном сиденьи тракторного прицепа, включая-выключая ручку рычаг на поворотах, а потом также на кукурузной сеялке с утра до вечера, как добиралась «на автопилоте» до своего вагончика и падала без чувств на матрас не в силах ни умыться, ни поесть. Как думала, что на следующий день уже не встанет, но наступало утро и она вставала, как новенькая, и опять – на свой прицеп.
Сенокос, уборка, работа на току, а зимой – сакман, 60 овец с ягнятами, которых надо выходить с минимальным падежом. Она работала на износ, а в голове у нее был четкий план: поступить в Семипалатинский пединститут на заочное отделение, забрать из больницы маму к себе. И ведь все у нее получилось! И в институт поступила, и маму, не послушав доктора: « Куда ты ее берешь? Кто тебя замуж-то возьмет с таким «приданым»?», привезла в Казахстан. Привезла ее в село под зиму, ни теплой одежды, ни своего жилья…. Но это ощущение счастья, как в те годы, Нина Александровна не забудет. И сейчас вот, при воспоминаниях, ее лицо озаряется улыбкой.
Она так и жила с мамой в селе Церковное, работала учителем русского языка и литературы в местной школе. Однажды, приехав с сессии, попала на танцы в клуб, где и встретила своего суженого.
Тот день она хорошо помнит. Да и как такое забыть: Титов полетел в космос, плюс выборы были. Он ее пригласил на танец. За танцем последовали полтора года дружбы. Не той, что сейчас, а такой, про которую не мешало бы сегодня и напомнить иным молодым. Все это время они присматривались друг к другу. Она видела: скромный, умный, серьезный, настроен получать высшее образование. Он, наверняка, понял, что лучшей жены и матери своим будущим детям не найти. Была свадьба. Гуляли всем селом.
Когда семья Штенцелей решила сменить место жительства, во Владимирскую область, в деревню Большевысоково приехали они уже впятером и мама Нины Александровны. Было это в 1971 году.
Штенцели всегда хотели детей. Брак создавался не только и не столько на базе совместных целей и интересов, главными в нем были дети. В 1964 году родился первенец Владимир. Через два года – Павел, еще через два года – Марина. Потом образовалась пауза, возможно связанная с переездом, хлопотами, обустройством на новом месте. Настенька родилась уже в Большевысокове.
Штенцели ехали сюда не с бухты-барахты. Виктор Яковлевич почти сразу был назначен директором местной школы. За годы его директорства школа стала такой, какой я ее увидела тем майским днем. Нина Александровна, с перерывами на декретные отпуска, работала учителем русского языка и литературы.
Она любит школу, готова говорить о ней много, все порываясь провести мне экскурсию по ее кабинетам. И вывести Нину Александровну на нужную тему помогли только вопросы о детях. О них она тоже может рассказывать бесконечно. Про каждого как-то по-особому, находя отдельные слова: Владимир – первенец, продолжил семейное дело, преподает историю. Павел – «золотые руки», окончил училище, «и не одно», как добавила мама. Марина – «модница» и фармацевт, живет под Москвой. Настя – «умница и заботница». В четыре с половиной года пошла в школу, а в 14 ее уже закончила, поступила в Московскую Тимирязевскую сельхозакадемию. В 19 лет уже защитила диплом, вышла замуж студенткой, родила ребенка. Сейчас получает второе высшее образование, живет под Москвой, в Раменском, заботясь о младших. Вот и Ольгу устроила работать у себя, и Диму переманила в Раменское. Андрей окончил Ивановский ветеринарный институт, живет в Нижнем Новгороде. Коля, младшенький, тоже, как и Настя, отличался с малолетства ясной головой: в семь лет его сразу во второй класс взяли, а после он, сдав все экзамены за два года, закончил начальную школу. В 15 лет имел уже аттестат о среднем образовании и мечтал о медицинском институте. Не получилось, не удалось. И не его в том вина, а проза и несправедливость жизни. Но зато Ивановский ветеринарный институт получил замечательного студента. Сегодня Коля работает ветврачом, и дело это, похоже, ему по душе.
8 детей, 8 разных характеров. Сложно, наверное, к каждому найти подход, время поговорить, расспросить, что на душе, не упустить, не пропустить. У Нины Александровны – свой рецепт родительского благополучия: «Нет здесь ничего сложного. Одного ребенка вырастить труднее. Труднее его не избаловать. Мы не жили богато, но и не голодали, держали скотину, занимались огородом…. И была бы на то только моя воля, детей бы было больше».
И еще под занавес нашего разговора вопрос: «В чем секрет семейного счастья?»
— Семья – это терпение и мудрость, — ответила Нина Александровна, долго над формулировкой не раздумывая. Она ведь давно нашла на него ответ, в начале 60-х, встретив свою судьбу в далеком Казахстане, а может, и раньше…

Н.БАРЫБИНА.
НА СНИМКЕ: когда вся семья в сборе.

Поделиться новостью

Добавить комментарий