//   Погода:
Новости

«На сцене я жила…!»

Увеличить картинкуУвеличить картинкуНикологорский театр – первый на Владимирской земле коллектив самодеятельных актёров, удостоившийся высокого звания «народный». Предстоящей весной поселковая труппа отметит своё столетие. «Разумное, доброе, вечное» театралы-любители сеяли на своей малой родине и в её окрестностях, начиная еще с далёкого 1909 года. Однако история во многом беспощадна к человеческим судьбам, и многие из родоначальников театрального дела остались лишь в виде фамилий на истлевших афишах. Впрочем, среди первых участников никологорских сценических постановок есть одно имя, которое современные поселковые актёры произносят с особым почтением и гордостью, речь идёт о настоящем ветеране народного театра, артистке-самородке Анне Зузлевой.
Сцене Анна Сергеевна отдала, пожалуй, лучшие годы своей жизни, о которых теперь вспоминает с непередаваемой теплотой, время от времени оттеняемой чуть заметными нотками грусти. Родилась будущая актриса 27 ноября 1915 года в д. Бахтолово, расположенной некогда близ Сергиевых-Горок. Сейчас о Бахтолове остались одни только воспоминания, некогда процветающая деревня после перестройки практически вымерла. Меж тем, в самом начале прошлого века жизнь в Сергиево-Горском сельсовете что называется, «била ключом»: развивалось сельское хозяйство, ремесло, была своя школа и даже больница, в которой служил фельдшером отец А. Зузлевой Сергей Мочалов. Кроме врачебной практики у Сергея Васильевича было и ещё одно серьёзное увлечение, даже страсть – игра в местном драмкружке, организованном земским врачом Александром Апушкиным.
— Бок обок с моим отцом играли сельские учителя, медсестры и даже простые крестьяне с рабочими, — начала свой рассказ А. Зузлева, — при этом, рабоче-крестьянские исполнители ставили не просто маленькие зарисовки, но и не боялись замахнуться на классику. Одним из таких спектаклей с участием папы была пьеса Александра Островского «Без вины виноватые».
Память о ней Анна Сергеевна пронесла через всю жизнь, ведь это был тот самый момент, когда она впервые смогла полюбоваться игрой своего родителя.
На дворе стоял 1923 год, девочке тогда едва исполнилось восемь лет, и она с нетерпением ждала, когда же и в их деревню заглянут сельские «гастролёры». Детским мечтам суждено было сбыться в один из выходных дней (к сожалению, точной даты рассказчица вспомнить не смогла), когда около местной пожарной части развернулась оживлённая кутерьма. Мужчины на скорую руку сколачивали временное подобие подмостков, а женщины из старого тряпья шили занавес. Зрительным залом служила площадь перед депо, на которую каждый желающий увидеть постановку приходил прямо со своим стулом. Сидя на плечах друга семьи, маленькая Аня с замиранием сердца ловила каждое движение, каждое слово артистов.
— Вот с этих пор я и влюбилась в это искусство, — продолжила А. Зузлева. – В школе моё увлечение сценической деятельностью только усилилось, я участвовала в ученической самодеятельности, пела песни, читала стихи.
После окончания школы Анна твёрдо решила, что должна стать учителем, и поступила в Вязниковское педагогическое училище на факультет начальных классов. Став дипломированным специалистом, девушка не забыла про своё сценическое увлечение и вернулась в театральный кружок, действовавший при доме культуры никологорской фабрики «Большевик». В середине тридцатых годов она сыграла свою первую «большую» роль — сватью бабу Бабариху в спектакле «Сказка о царе Салтане». В качестве режиссёра над спектаклем трудилась талантливая женщина с необычной для деревенского уха музыкальной фамилией Мария Паганини (по мужу Колоколова). Она-то и подметила в молодой учительнице настоящий актёрский дар и даже дала ей главную роль в одном из самых популярных в те годы театральных произведений «Не в свои сани не садись» все того же Островского. Творческое увлечение своей супруги поддерживал и муж Пётр, который частенько в переполненном зрительном зале «держал кулаки» за любимую.
Однако мирное течение жизни прервал вихрь Великой Отечественной войны. Пётр Фёдорович вместе с сотнями своих земляков отправился защищать Родину от фашистов, а Анна Сергеевна с двумя маленькими детьми на руках осталась трудиться в тылу. Чтобы было легче коротать тяжелые военные будни, она приняла решение вернуться в родные Сергиевы-Горки, где её ждала мать.
— Я продолжила преподавать в сельской школе, — рассказывает собеседница. — Зима в первый же год войны выдалась суровая, у меня прямо во время уроков дети падали в обмороки от недоедания, а я со слезами на глазах старалась хоть чем-нибудь им помочь: накормить, согреть, поддержать.
Кажется, что ни о каком театре в этот период не могло идти и речи, но А.С. Зузлева находила в себе силы заниматься актёрским делом. Мало по малу ей удалось набрать труппу коллег-энтузиасток и учеников старших классов. В новом для себя амплуа режиссёра осиротевшего театра учительница начальных классов самостоятельно поставила хорошо знакомую пьесу «Не в свои сани не садись». Вот уж где пришлось вспомнить всё то, чему учила Мария Паганини-Колоколова… В общем, получился очень даже неплохой спектакль, с которым учительско-ученическая работа объехала окрестные колхозы и деревушки.
— Приходилось играть по ночам, — сетует Анна Сергеевна. – Перед началом, а то и после окончания выступлений, мы читали патриотические лекции, мол, «наше дело правое – мы победим!» или «всё для фронта – всё для победы!»
После войны семья Зузлевых вновь переезжает в Никологоры и начинается размеренная мирная жизнь. Пётр Фёдорович устраивается бухгалтером в никологорское потребительское общество, а его жена продолжает учить детей и играть в спектаклях. Благо, что вокруг нового режиссёра Ивана Ловушкина начинают собираться не только довоенные звёзды, но и юные энтузиасты, готовые самозабвенно отдавать себя театру. В 1951 году драмкружок переехал в новое деревянное двухэтажное здание ДК. Начинается пора триумфов.
23 мая 1953 года А. Зузлева вместе с остальными актёрами отмечала 30-летие коллектива, как и положено театралам, свой День рождения решено было отпраздновать премьерой. Выбор пал на характерное произведение М. Горького «Егор Булычёв и другие», в котором было задействовано более 30 человек.
— Мне же в этой работе досталась роль старшей дочери Егора, — листая увесистый альбом со старыми фотографиями, уточнила бывшая актриса, — я не играла, я просто жила на сцене.
На родной земле «Булычёв» прошел «на Ура!», после такого триумфа спектакль отправился гастролировать.
— В начале 1958 года мы начал вновь готовить спектакль «Егор Булычёв и другие», — рассказала Зузлева, — к нам приехал А. Оленин из Всесоюзного театрального объединения г. Москвы и сказал, что должен нам помочь в работе над спектаклем, а так же отобрать сцены для записи по радио и на телевидении. С этим же спектаклем мы приняли участие в конкурсе в честь 850-летия г. Владимира и снова успех.
Побывала Анна Сергеевна и в столице. Всё тот же «Егор Булычёв» был показан самодеятельными артистами на Всероссийской выставке достижений народного хозяйство, да как…! После финального поклона к нашим землякам подошли представители Большого театра и предложили поделиться с ними исполнителем роли самого Егора — П. Спрыгиным. Правда никологорский рабочий не прельстился на лавры московского артиста и остался верен своему посёлку.
Спустя год Анна и вовсе стала актрисой первого в области народного театра. Такое почётное звание было присуждено труппе после спектакля «Солдатская вдова», который оценивала специальная комиссия из Москвы. Актрисе выпала, так называемая, поющая роль. Во время исполнения своей партии Анна Сергеевна так увлеклась, так прониклась той песней, которую исполняет её героиня – женщина, потерявшая на войне мужа, — что зал замер от изумления.
Впрочем, своей лучшей ролью сама театралка считает выступление в «Платоне Кречете», где она перевоплощалась в амплуа заведующей горздравотделом Бочкарёвой. Героиня Зузлевой не только являла собой пример номенклатуры и особы весьма не дальновидной, так ещё и по ходу спектакля постоянно курила.
— Вот и мне пришлось закурить, — с каким-то моложавым задором подметила Анна Сергеевна, — я до этого момента никогда сигареты во рту не держала, да и после игры о ней не вспоминала.
Всего же, в своеобразной сценической копилки ветерана народного театра находится свыше пятидесяти разнообразных по характеру и сложности ролей. К сожалению, годы и гибель любимого мужа и сыновей нанесли сокрушительный удар по её здоровью. Сейчас А.Зузлева живёт в небольшой, но уютной квартире почти на самой окраине Никологор, ей всё ещё предлагают сыграть роль, но она вежливо отказывается: «Годы уже не те». Не смотря на это, в её глазах горит ещё любовь к народному театру и на его юбилей она обязательно придёт на постановку…, хотя бы в роли зрителя.

Андрей ВЕДЕНЕЕВ
В работе над материалом использовались источники,
предоставленные руководителем никологорского музея «РодНик» В.Н. Лебедевой.

Поделиться новостью

Добавить комментарий