//   Погода:
Новости

Истории вязниковских семей

Увеличить картинку2008 год в России объявлен годом семьи. В июне 2008 года исполнилось 160 лет со дня рождения С.И. Сенькова, внесшего большой вклад в развитие местной льняной промышленности и культуры нашего края. Этим двум событиям мы посвящаем свою статью.

1.Неувядающее древо Сеньковых
Темы семьи, семейного быта, традиций, и другие всегда были и являются в настоящее время постоянными темами исследовательской работы сотрудников Вязниковского историко-художественного музея. Составляя родословные отдельных вязниковских семей, мы стараемся проследить историю семьи в длительный исторический период — с момента первого упоминания в документах и кончая ее современными представителями. В течение нескольких лет я стараюсь проследить судьбы старых вязниковских фамилий, которые остались в нашем крае или, наоборот, в силу разных причин, уехали, покинули наши места навсегда. И, наконец, меня интересуют те вязниковские семьи, которые не так давно (в начале 20-го века, в переломную эпоху или в середине прошлого века, во время Великой Отечественной войны) появились и обосновались в нашем городе и районе, довольно прочно заняв место старых вязниковцев.
Сегодня я буду вести речь о нескольких вязниковских семьях. Работа над родословной одной из них – мещанах г. Вязники Пономаревых – ведется сейчас. Другие – старые купеческие семьи в нескольких поколениях, так называемые бывшие «капиталисты» крестьяне, бывшие помещичьи крестьяне Богоявленской слободы (Мстеры), крепостные графов Паниных – Демидовы и Сеньковы.
В 1990 году наш город посетила гражданка Италии, дочь эмигранта первой волны С.И.Сенькова Лидия Сергеевна Сенькова – Чеккини. Она приехала в СССР, в Ленинград по приглашению своей младшей сестры Варвары Сергеевны Рушневской впервые с 1924года. Лидии Сергеевне было уже 87лет.
20-летней девушкой вместе с отцом она покинула Россию и уехала сначала в Германию, а затем в Италию. В 1990 году, побывав в Ленинграде, а затем в Москве, она буквально на один день вырвалась в Вязники. Ее встретил коллектив Вязниковского краеведческого музея во главе с директором Субботиной Татьяной Алексеевной. Мы сопровождали ее по городу, по тем местам, где она жила в детские и юные годы. Маленького роста, худощавая, внешне похожая на своего отца, она бродила по родным местам, вспоминала, рассказала нам много интересного, показала расположение комнат в своем родном доме (ныне это бывший клуб фабрики).
С этой незабываемой встречи все и началось. Лидия Сергеевна мечтала вновь приехать в Вязники, но это не осуществилось. Она умерла в Италии, в городе, который стал ей родным, в Рапалло в 1997 году, в возрасте 94 лет. На нашей выставке «Из истории семьи Сеньковых» есть письмо Л. С. Чеккини, написанное и присланное нам в 1993году, в год ее 90-летия, которое она написала на русском языке и благодарила сотрудников музея за поздравление ее с юбилеем. Мы подарили Лидии Сергеевне фотографию ее матери Марии Васильевны Балясовой, найденную нами в Вязниках, но которой у Сеньковых в Италии не было.
В 1990-2000-е годы музей посещали дети Лидии Сергеевны – Людмила и Роберто Чеккини и ее племянник Сень-ков Гераклит Максимилианович (ныне живет в Минске). Младшие Сеньковы обратились к работникам музея с просьбой о составлении родословной Сеньковых. В имеющихся в архиве нашего музея «Выписках из синодика Сеньковых», сделанных еще в 1930-м году известным вязниковским краеведом С.И.Змиевым, указано, что Сеньковы не были коренными жителями нашего края: «быв будто предки наши города Вышнего Волочка Новогородской губернии поселены в Богоявленской слободе, Мстере тож Вязниковского уезда. В какое время перешли из Вышнего Волочка, может тогда, когда было военное время, были за графом Петром Ивановичем Паниным, потом 1797г. в приданстве за Паниной к Тутолмину»1. В приложении (Писцовые книги слободы Мстеры) Голышева И.А. «Богоявленская слобода Мстера. История ея, древности, статистика и этнография»2 высказано мнение, что впервые Сеньковы упоминаются как жители Мстеры в 1628 году. Видимо, они появились в нашем крае во время польско-шведской интервенции, как это было неоднократно в те годы. Возможно, здесь уместен лингвистический подход. Ведь известно, что, например, фамилия Смирновых в Вязниках связана с притоком рабочих из Ярославской губернии на наши льняные фабрики. Постепенно, в ходе работы с метрическими книгами вязниковского Казанского собора и документами архива Вязниковского загса, копиями и выписками из документов Владимирского областного архива, переданными в музей краеведом Тельчаровым А.Д., сделанными им при написании книги «Вязники» в 1990-е гг., встреч с Сеньковыми, передавшими нам дневник С.И.Сенькова и фотографии, было составлено родословное древо. Работа, видимо, будет продолжена.
В начале апреля в музей вновь позвонили из Москвы. На сей раз – очень дальний родственник Сеньковых, представившийся как правнук племянницы жены С.И.Сенькова Ольги Андреевны. Что из этого получится, мы еще не знаем сами.
…Производственная деятельность, предпринимательство и торговля- это, конечно, основа их жизни и деятельности. Но нас интересовала и до сих пор интересуют многие скрытые стороны характера и деятельности Сеньковых. Уже сейчас ясно, что Сергей Иванович не был ординарной личностью, он был талантлив во всем. Оставшись 18-летним юношей без отца, который погиб в 1866 году в возрасте 45 лет во время строительства нового корпуса фабрики и похоронен на Покровском кладбище г. Вязники, Сергей Иванович смог твердо встать на ноги, заменить отца в предпринимательской деятельности, успешно продолжить его дело. Он известен как разносторонне развитый человек, имевший большую прекрасную библиотеку, в т.ч. книги на французском, немецком, финском языках (часть их хранится в библиотеке нашего музея ). Он единственный из вязниковских предпринимателей имел картинную галерею, «вязниковскую Третьяковку».
Сеньков С.И. во многом был первым, единственным в своем роде, уникальным. Одним из первых в нашем крае в 1873 году он открыл фабричное начальное училище для рабочих3, первый во Владимирской губернии в 1888 году открыл фабричную библиотеку4, сделав ее доступной не только для рабочих фабрики и членов их семей, но, что особенно важно, для вязниковцев за 11лет до открытия городской бесплатной читальни и 12 лет – городской общественной библиотеки. В 1918году С.И.Сеньков обратился в Главмузей в отдел по охране памятников искусства и художественных собраний старины при комиссариате народного просвещения с заявлением: «Прошу выдать охранную грамоту на мое собрание картин (35 картин)»5 и далее : «Просьба моя вызвана необходимостью охранять в порядке от порчи и гибели мое собрание, чтобы оно было 1-ым камнем Вязниковского музея». Таким образом, его картины стали первыми и, без преувеличения можно сказать, главными экспонатами нашего музея. Впоследствии они были дополнены другими картинами его коллекции в последующие годы после отъезда Сергея Ивановича за границу.
В 1924 году Сеньков, не уезжавший из Советской России в надежде на падение Советской власти, все-таки покинул родину навсегда. В 1918 году в одном из домов Сенькова разместился уездный исполком. Было предложено взять в будущий музей мебель, фарфор и другие предметы обихода в фонды будущего музея. Они и сейчас являются украшением нашей коллекции.
Семья Сеньковых распалась. Остались на родине сыновья Сергея Ивановича Иван и Максимилиан, дочь Варвара. Максимилиан стал офицером РККА, но в 1936г. был репрессирован и впоследствии расстрелян. В новую историческую реальность дети Сенькова вписаться не смогли. В 1926 году в Италию уехала старшая дочь Сенькова Людмила с сыном Львом.
Семье Сеньковых было присуще чувство патриотизма. В годы второй мировой войны, как вспоминают Сеньковы, внук Сергея Ивановича Лев отказался вступать в армию Муссолини, когда была объявлена мобилизация. Своим Лев сказал, что он русский и воевать против России не будет, ушел в Сопротивление, стал членом КПИ. После войны вместе с матерью мечтал вернуться на родину, но по совету друзей в 1949 году уехал в ГДР и лишь в середине 1950-х гг. вернулся на родину.
Поселиться в Вязниках Людмиле Сергеевне и Льву Николаевичу не разрешили, они вынуждены были уехать в Самарканд, прожили там до 1963 года. Людмила Сергеевна мечтала вернуться в родные места. В 1960-е гг. им разрешили приехать сюда, но дали возможность проживать не в Вязниках, а в 12 км от Вязников, в деревне Бурино. Там мать и сын с семьей прожили оставшиеся годы жизни. Жена Льва Николаевича Наталья Арсентьевна, пока она была жива, посещала их могилы, ухаживала за ними.
Составив родословное древо Сеньковых, мы получили благодарность семьи Сеньковых, внуков С.И.Сенькова. Все они неоднократно приезжали в Вязники. В один из таких приездов в Вязники Людмила Чеккини, обозревая с Венца, панораму города, говорила, что ее всегда тянуло к реке, хотя Рапалло стоит на море. Это потому, что мама (Лидия Сергеевна) в Италии всегда рассказывала ей о Клязьме. В 60 с лишним лет она стала студенткой Генуэзского университета, в 1998 году его окончила, защитила диплом на тему «История одной семьи: Сеньковы», использовав материалы нашего музея. Вязниковцы были приглашены в Италию и присутствовали на защите диплома.
Современные Сеньковы вновь и вновь приезжают в Вязники, в те места, где многие годы жили их предки. В память о том, что картины С.И.Сенькова легли в основу Вязниковского краеведческого музея, в преддверии выставки художественного отдела уже много лет существует выставка «Из истории семьи Сеньковых». В 2004 году она пополнилась картиной итальянской художницы Лучаны Конти, написанной ей в Рапалло, городе, ставшем последним прибежищем С.И.Сенькова. На ней набережная, на которой Сергей Иванович любил бывать, отдыхал в последние годы жизни (умер в 1934году). Здесь он похоронен, фотографию надгробного памятника нам передала Л. Чеккини. Там же, рядом с Сергеем Ивановичем, похоронена ее мать, Лидия Сергеевна Сенькова-Чеккини.

2. Известные фамилии

Когда говорят и пишут о купцах, владельцах наших крупнейших фабрик второй половины 19-го-начала 20-го веков Сеньковых-Демидовых-Елизаровых, прежде всего и больше всего отмечают их большую роль в превращении Вязников и Вязниковского уезда в один из центров льноткачества в России. Признанием роли льнопромышленности и вязниковских промышленников, в частности, стало в условиях военной разрухи и для спасения этой отрасли учреждение Товарищества на паях «Лен» в марте 1917 года. В примечании к Уставу его было указано: «Учредители Товарищества: мануфактур советник Александр Васильевич Демидов и потомственный почетный гражданин Андрей Васильевич Демидов» Это были последние представители рода Демидовых, которые в течение почти столетия были самыми значительными из вязниковских фабрикантов, владельцами трех крупнейших фабрик в нашем крае в 19-20-х столетиях.
Выходцы из мстерских крепостных крестьян графов Паниных они во многом повторили, а впоследствии и разделили судьбу Сеньковых, с которыми состояли в родстве.
В отличие от Сеньковых Демидовы, по-видимому, — коренные жители Богоявленской слободы и с 17-го в. были сторонниками старой веры, отвергшими церковные преобразования Никона. Метрическая церковная книга Мстерской Троицкой единоверческой церкви за 1855год сообщает о переходе Василия Федоровича Демидова и членов его семьи из поморской секты в православие, в число прихожан Мстерской Троицкой единоверческой церкви.
Потомки этого рода, проживающие в Москве, обратились в Вязниковский музей с просьбой помочь им в составлении родословной. В Вязники неоднократно приезжали племянники Александра, Николая и Андрея Демидовых Марина Сергеевна Мартынова-Савченко и Всеволод Саблин. Результатом нашей совместной работы мы можем считать книгу московского тележурналиста М.С.Мартыновой- Савченко «Осколки времени. Из истории одной семьи». Учитывая ту роль, которую когда-то Демидовы играли в нашей истории, мы сделали выставку о Демидовых, которую вязниковцы посещали в течение целого года.
В 1999году в нашем музее была открыта еще одна подобная выставка, также явившаяся итогом длительной исследовательской работы музея и вязниковца–потомка многочисленного в нашем крае рода священнослужителей-учителей-врачей Скипетровых-Авроровых-Вигилянских-Нарбековых. Потомок этого рода, проживающий в нашем городе, Лев Валерьянович Вигилянский, с которым мы работали совместно, был экскурсоводом при открытии выставки. А потом в музей позвонили из Владимира Антоновы-потомки Михаила Ивановича Скипетрова, которые независимо от нас два года занимались изучением истории этого рода.
В настоящее время сотрудники Вязниковского историко-художественного музея ведут большую работу по составлению родословной старой вязниковской мещанской семьи Пономаревых. В 2007году в Вязники из Пятигорска приехал потомок старой вязниковской семьи Пономаревых, офицер ФСБ, Манджеголадзе Павел Евгеньевич. Он сделал это по просьбе своей матери Марии Михайловны Пономаревой-Манджеголадзе, ныне проживающей в Ставропольском крае, в конце 1920-х годов покинувшей Вязники со своей матерью, братьями и сестрами после смерти их отца Пономарева Михаила Ивановича. Все эти годы Мария Михайловна помнила о своей малой родине, о Вязниках, об улице Городецкие Дворики, которая ныне называется Профессиональный переулок. Мы, побывав на этой улице, не смогли найти их дома и сфотографировать его, чтобы фото послать в письме в Пятигорск. Причина в том, что нет не только этого дома, но и целой стороны бывшей улицы Городецкие Дворики. В конце 1920-х-1930-е г г. строившаяся фабрика «Свободный пролетарий» поглотила эту территорию.
Причину отъезда семьи Пономаревых нам еще предстоит выяснить. Фамилию Пономаревых в 20-м столетии носили многие вязниковцы, и все они состояли в близком или дальнем родстве. Почти год мы работаем над составлением родословного древа Пономаревых, появляются все новые его ветви и веточки. Мы исследовали материалы метрических книг вязниковских Троицкой и Введенской церквей с 1880-х гг, хранившихся в архиве нашего загса, документы вязниковского загса 1920-1960-х гг., обывательские книги из фондов музея и библиотеки музея. В настоящий момент начинаем работу с метрическими книгами вязниковских церквей во Владимирском областном архиве. Мы прошли с фотоаппаратом по улицам нашего города, по тем адресам проживания Пономаревых, которые упоминаются в документах 1920-1960-х гг. Мы установили, что, фактически, Пономаревых почти не осталось в нашем городе. Многие из них или умерли, или уехали из города.
Просмотрев «Книгу Памяти», т.4, мы нашли, что там упоминается о трех Пономаревых, призванных в армию в 1941г. и погибших при защите Ленинграда в 1942г. и там же похороненном Пономареве Александре Михайловиче(1923-1942гг.); Пономареве Сергее Алексеевиче (1899-1942гг.), погибшем при защите Сталинграда в бою в октябре 1942г. и похороненном в балке Солдатской Сталинградской области, и Пономареве Алексее Сергеевиче, рядовом, погибшем в июле 1942г и похороненном в деревне Касимовка Смоленской области. В ходе исследования составляются картотека и родословная. Неоднократно мы пересылали эти материалы в Пятигорск. Поиск продолжается. Исследования истории отдельных вязниковских семей важен для нас тем, что делает историю края более понятной, осязаемой, конкретной.

Р. ГАРИНА.
главный специалист музея.

Поделиться новостью

Добавить комментарий