//   Погода:
Новости

Благодатный брак

Увеличить картинкуНынешняя золотая осень подарила редкий, исключительный случай – встречу и общение с двумя замечательными людьми, которые прожили в совместном браке, в любви, дружбе и взаимном уважении 70 лет. Речь идет о жителях деревни Маловская супругах Анатолии Николаевиче и Таисии Георгиевне Макаровых.
Эту дату, в народе ее называют «Благодатной свадьбой», они отметили 27 сентября, а накануне мы очень тепло и непринужденно побеседовали. Таисия Георгиевна больше рассказывала об истории их знакомства, детях, которых у них трое, внуках, их шестеро, да о восьми правнуках, которые любят приезжать в деревню и которых «отсюда не выгонишь». Анатолий же Николаевич подробно рассказал о своем боевом пути, о войне, которую прошел с первого до последнего дня. Вот об этих добрых и душевных людях хочется рассказать более подробно.
Таисия Георгиевна родилась в деревне Галкино в октябре 1917 года, в многодетной семье земского врача, после семилетки пошла работать на фабрику лаборанткой. Ее будущий супруг Анатолий Николаевич появился на свет на 5 лет раньше, в 1912 году и воспитывался в строго религиозной семье. Закончив в Вязниках гимназию, он начал слесарить на той же фабрике в Никологорах. Не раз он заходил в лабораторию, чтобы починить динамометр или еще что. Ему приглянулась пригожая молоденькая лаборантка, да и она выделяла его из всех: мастеровитый, дельный, к тому же не пьет, не сквернословит. Стали встречаться после работы, бывать вместе в клубе на танцах. Галантный кавалер покорил даму сердца еще и тем, что на свидание приходил не с пустыми руками, а что-то приносил из своего сада, чаще – яблоки. А в Маловской в то время, по словам Таисии Георгиевны, «и куста тернового не росло». Любовь вспыхнула, как пожар, настойчивые ухаживания длились три месяца, и 27 сентября 1938 года они поженились.
В 1941 году родилась дочь Римма. Анатолий Николаевич был на полуторамесячных сборах в Ковровских лагерях, когда грянула война. Их оттуда бросили под Оршу, где он получил боевое крещение, освобождая город Рудня. И там же его в первый раз ранило. Был госпиталь под Уфой, побег из него снова на фронт, 3-месячные лейтенантские курсы, бои под Ржевом, 30-суточный выход из окружения, после чего в составе 183 дивизии стал вскоре участником Сталинградского сражения, воевал на Курской дуге.
В свои 96 лет ветеран помнит не только названия населенных пунктов – Гайворон, Ахтырка, Лопань, но и даты, когда их довелось освобождать, помнит, что первый освобожденный польский город назывался Сдльце. Помнит Прагу, пригород Варшавы, саму столицу Польши, лежавшую в руинах. Помнит ослепительный свет наших зенитных прожекторов во время штурма Берлина
Их часть непосредственного участия во взятии столицы Третьего Рейха не принимала, они вышли на Эльбу южнее Потсдама. Там у них произошла ставшая исторической встреча с союзниками-американцами. Американский солдат хлопал его по плечу и говорил почему-то по-немецки: «Камрад, камрад! Зер гут!» и подарил русскому другу какого-то «орленка». А тот снял со своей пилотки звездочку и тоже подарил американскому «камраду». Этим «орленком» еще его внуки играли, пока тот куда-то не запропастился. В Берлин уже ездили по мирному случаю – на экскурсию. Кто-то посоветовал прихватить с собой гвоздей. Они пригодились, чтобы сделать надпись на стене Рейхстага. Он тоже нацарапал свой автограф: «А.Н. Макаров п. Никологоры».
Из Германии Анатолий Николаевич попал в Баку. Служил при штабе курьером: возил военную корреспонденцию в город Решт, в соседний Иран. Его тогда поразила нищета, царившая в приграничных иранских селениях. Потом была демобилизация, возвращение домой, к жене и дочке.
Как они жили без него? Трудно, конечно, жили, ведь война была, но Таисия Георгиевна говорит, что рядом жили и потяжелее их. Они с дочкой получали 1 кг хлеба на день. Ей, как ИТР, полагалось 600 граммов и 400 – давали на дочку. Молоко, картошку покупали, за дровами в лес ездили. Но молодость, помноженная на веру и надежду, помогли матери-солдатке преодолеть все трудности и тяготы четырех долгих лет войны. Вернулся ее Анатолий, и радости не было границ. Конечно, не обошлось без зависти к счастью, привалившему Таисии Макаровой, не обошлось без наветов и наговоров. «Такие плети плели! — усмехается Таисия Георгиевна. Но с высоты прожитых лет не осуждает никого – жизнь есть жизнь: у многих мужья не вернулись с войны. Но они оба знали цену этим сплетням, оба проявили мудрость. А вернее просто любили друг друга. И ни война, ни разлука, ни злые языки – ничто эту любовь не погасило, она только вспыхнула сильней.
А вскоре в семье Макаровых один за другим появились двое детей. Теперь у старшей «довоенной» Риммы была сестренка Дина и братишка Виктор. С тех пор жизнь потекла в этом доме по своему мирному, привычному руслу – в заботах о хлебе насущном, о воспитании подрастающих детей. Когда они пошли в школу, то все трое учились хорошо, никаких хлопот родителям по этой части не доставляли: «Медалистами не были, но школу закончили успешно, все потом выучились в институтах», — не без гордости говорит Таисия Георгиевна. Старшая дочь Макаровых Римма закончила политехнический институт и работала затем на Владимирском тракторном заводе (к сожалению, ее нет сейчас в живых). Средняя дочь Дина после окончания Владимирского пединститута уехала в Якутию, отрабатывать 3 года диплом, да и «задержалась» там на 40 лет. Ну а младший сын Виктор связал свою судьбу с речным флотом, закончил сначала речное училище, потом институт и уехал работать в Омск. Все дети подарили вовремя родителям внуков. Их у супругов Макаровых шестеро. Все выучились, получили высшее образование, обзавелись семьями, работают, растят своих детей. На вопрос, в чем секрет семейного счастья, Таисия Георгиевна отвечает так: «В хороших детях, в хороших внуках. Вот ими я могу гордиться! Что будет дальше – не знаю».
Это «не знаю» она относит к восьми своим правнукам, имея в виду их судьбу, когда те вырастут. Вообще, в судьбу она верит. Ее же личная судьба вроде бы не богата внешними событиями: работала, ждала мужа с фронта, воспитывала детей, и вместе с тем жизнь ее оказалась наполненной бесценным внутренним содержанием. Она начала трудиться молоденькой лаборанткой, а закончила трудовую карьеру во главе планового отдела фабрики «Большевик». На досуге очень любила читать книги, пока позволяло зрение: выписывала роман-газету, журнал «Москва», любит прозу Юрия Бондарева.
Под стать ей и ее супруг. Но ему довелось испытать очень многое, а главное – пройти горнило самой страшной войны и вернуться живым с Победой. В послевоенное время он работал на фабрике в должности бухгалтера расчетного отдела. Увлекался футболом, когда-то сам играл и даже судил матчи во встречах поселковых команд. Вот и в день нашей встречи он приехал из Вязников, куда его возили дочь с мужем в поликлинику, со свежим номером журнала «Футбол».
Его бодрости и жизнелюбию можно позавидовать. Сам над собой подтрунивает: «Меня жена спрашивает, что на обед приготовить, а я уже забыл, что на завтрак ел». Ходит с подожком, называя его «спутником жизни», и подытоживает с веселой иронией: «Мои года – мое богатство».
Но верная спутница жизни у него была и есть одна, и про свою Таисию Георгиевну он говорит так: «Жили мы очень дружно. Она меня за все 70 лет словом грубым не назвала. Жена у меня очень уживчивая». И тут же делится одним своим секретом: «Я голубей держал, даже породу свою вывел. Они из Гороховца назад прилетали. Так я чуть что – на голубятню уходил». Такая вот любовь и голуби.
Но главное — супруги всегда и во всем поддерживают друг друга. Не так давно Анатолий Николаевич серьезно заболел, Таисия Георгиевна его выходила. Она верит врачам, хотя, бывало, и они ошибались, верит в силу лекарств, к помощи трав и снадобий никогда не прибегает. И как обоим ни трудно жить своим домом, с огородом и курочками, из деревни уезжать не собираются, хотя дети зовут к себе, частенько навещая родительский дом. Приезжают и внуки с правнуками – всем здесь рады.
А в заключение с пожеланием здоровья и добра этим замечательным людям хочется сказать, что народ зря слово не молвит, назвав 70-летие совместной жизни Благодатной свадьбой. Глядя на Анатолия Николаевича и Таисию Георгиевну Макаровых понимаешь, что только имея в душе благодать, можно жить долго и счастливо в согласии друг с другом и в гармонии со всем окружающим тебя миром.

С. АПОСТОЛОВ.

Поделиться новостью

Добавить комментарий