//   Погода:
Новости

Чему учат в школе?

Увеличить картинкуСтранный вопрос, удивится читатель. И будет абсолютно прав. Кто же этого не знает? От мала до велика, люди любого возраста, любой профессии четко знают не только «чему учат в школе?», но и чему, а главное, как должны учить в школе (впрочем, так же, как и лечить, тоже знает каждый). Кстати, даже и песенка известная есть, именно с таким названием «Чему учат в школе?». Помните, «буквы разные писать …, вычитать и умножать…, по слогам читать слова…, находить восток и юг…, рисовать квадрат и круг…».
Все правильно, и письму – русскому языку, и математике – алгебре, геометрии, и чтению – литературе, и природоведению — биологии, географии, и рисованию – черчению… и еще 14 учебным предметам. И это правильно, любой человек, окончивший среднюю общеобразовательную школу (а среднее образование сегодня обязательно) должен иметь разнообразное представление обо всех аспектах развития мира.
К счастью, школа должна не только учить, а и воспитывать. И песенка это довольно удачно подмечает.
«Малышей не обижать… книжки добрые любить и воспитанными быть…», т.е. прививать растущему вундеркинду еще и морально- нравственные нормы поведения, лучшие ценности и традиции человеческого общежития.
И сегодня для школы именно это направление вновь становится основополагающим. Жаль, что не все и не всегда понимают, на мой взгляд, основную, центральную задачу школы – воспитание личности не только и не столько «знаниево наполненной», сколько гуманистически настроенной, нравственно обогащенной (может быть, тогда в нашей стране и не было бы трагедии, подобной Беслановской, Осетинской и многих других…).
И главное, конечно, чтобы это воспитание, образование, развитие (как угодно определите главную сущность жизнедеятельности образовательного учреждения), то есть, становление растущей личности осуществлялось на равных школой и семьей. Только семья как главный социальный институт может помочь разрешить все проблемы и трудности «человеческого роста», не сдав ребенка в школу, а работая вместе, наравне со школой, становясь друг для друга взаимополезными партнерами.
Так давайте же, уважаемые вязниковцы, порассуждаем, чему же учат в современной школе, и познакомимся с тем, где и как это делалось в ушедшем 2007-2008 учебном году.
Итак «буквы и цифры» — процесс обучения (заметьте, именно обучения, а не образования, поскольку это понятие неизмеримо шире простой обученности).
Сегодня родители готовы начинать его чуть не с пеленок, и чтобы в детском саду их ребенка обязательно научили писать, читать, считать. Это неправильно, но это реальность. Поэтому очень остро стоят вопросы нехватки мест в дошкольных образовательных учреждениях, развития предшкольного образования в различных формах. Формировать психические процессы ребенка, научить ориентироваться в вопросах бытия на доступном возрасту уровню, прививать навыки самообслуживания, общения, правил поведения — вот основные вопросы деятельности воспитателей с малышами.
Администрацией района изыскиваются возможности реконструкции ряда зданий под детские сады, подвоза детей из сельской местности в имеющиеся детские сады. Хотя, уважаемые родители, свободные места для ваших ребят есть в детских садах №8, 15, «Улыбка» микрорайона Нововязники (могут быть подготовлены к открытию еще группы в детских сада микрорайона Нововязники, № 6). Но стремление получить место именно там, где вам удобнее, приводит к конфликтным ситуациям. И еще — кадры: воспитатели, младшие воспитатели стали сегодня самыми дефицитными профессиями и в силу достаточно напряженных условий труда, и в силу низкой заработной платы. Надеемся, что продвинувшись со строительством детских садов и введением новой системы оплаты труда, обе эти проблемы будут решены. Кроме того, хочу заверить вас, что по итогам приемки образовательных учреждений к новому учебному году все без исключения детские сады выглядели очень достойно: отремонтированные, чистые, уютные, достаточно безопасные, и коллективы — доброжелательные и ответственные. Оценку «3» не получил ни один из них. Так что это практически пустая затея переводить ребенка из одного детского сада в другой в поисках лучшего образования.
А на территории Вязниковского района предоставляются практически все виды обучения: дошкольное — (39 детских садов), общее образование (35 школ), профильное и углубленное изучение предметов, компенсирующее, вечернее, заочное обучение, экстернат, семейное образование. И все эти виды обучения детей можно получить практически в любой школе! Это записано в их уставах. Нужно лишь соблюсти ряд условий.
Однако выбор у родителей есть. Традиционно лучшее обучение математике можно получить в профильных классах сош № 5, биологии — сош №9, экономике и военному делу — сош № 4, французскому языку — сош № 3, химии — Никологорской сош, о чем свидетельствует многолетний опыт предметных олимпиад.
Об успехах в олимпиадах газета уже писала, а вот сколько стоит за этим кропотливого, ежедневного труда учителя и ученика мало кто представляет. Вот лишь один наглядный пример. Победитель областной олимпиады по биологии Кузенков Кирилл, воспитанник Максимовой Галины Дмитриевны, учителя сош № 9, обычной средней общеобразовательной школы районного города, не имеющего научного потенциала, соревновался на Российской олимпиаде с 50 учащимися, большинство из которых обучались в специализированных гимназиях, лицеях, профильных классах при высших учебных заведениях. Кстати, именно сош № 9 является многолетним абсолютным лидером по количеству призеров и победителей районных предметных олимпиад. Отрадно также отметить, что в прошедшем учебном году вновь среди призеров были старшеклассники сельских школ: Октябрьской сош № 2, Вязовской, Степанцевской сош. Практически все медалисты: 35 в этом учебном году и 58 в прошлом стали студентами вузов. Стабильно высоко в районе количество учащихся, завершающих ежегодное обучение на «4» и «5». На повторное обучение оставлено всего 12 учащихся, все из начальной школы, и все по решению ПМПК направлены в специальные коррекционные общеобразовательные учреждения. Только 3 человека переведены в следующий класс условно, по 1 учащемуся в 9 и 11 класс не получили аттестаты об образовании, а лишь справки, что прослушали соответствующий курс.
Все хорошо. Все правильно. Все так, да что-то не так (как в «Сказке о Мальчише — Кибальчише» «и все то хорошо, да что-то не хорошо»).
Что же нехорошо? Очень сложно учиться и учить по-новому в старых условиях жесткой классно-урочной системы. Ребенок к окончанию средней школы должен иметь не просто изученные на разных предметах основы фундаментальных наук, а целостную картину мира, хотя и состоящую из многих элементов. Должен не заучивать тексты и передаваемую информацию, а уметь из необъятного многообразия источников, находить нужную (не блуждая по закромам Интернета, застревая зачастую не только на ненужных, а и очень вредных сайтах), анализировать, адаптировать ее, соединять, строить алгоритм, применять на практике, не задумываясь, а что я сейчас учу физику, историю, географию?
Поэтому-то перед современным педагогом и стоит основная задача: так самому знать свой предмет, так владеть современными информационными методиками, так уметь находить психологически верные, индивидуальные формы общения с учащимся, чтобы достигать вместе с ним, возможный именно для него уровень обученности. А разве можно в этом процессе обойтись без родителя, отлично знающего особенности и способности своего ребенка; без его желания быть ребенку опорой, поддержкой, соратником на столь нелегком пути познания себя и окружающего мира?!
И здесь может помочь только непрерывное самообразование и педагога, и родителя, через обучение, консультирование, курсовую подготовку, внедрение новых форм познания. А стимулирующая часть фонда оплаты труда как раз и будет направлена на поощрение ищущего, думающего, заинтересованного в результатах своего дела, учителя. Родительская же общественность обязана принять участие в распределении этого фонда.
Второй составляющей процесса образования (а может все же не второй, а первой, основной, главной, единственной, наконец) — выступает процесс воспитания, «и воспитанными быть». Я то для себя давно приняла объяснение термина «воспитание» очень просто и понятно по Селистену Френе: «Воспитание — это максимальное развитие личности в разумно организованном обществе» и более 20 лет стараюсь следовать этому определению в выстраивании разумно организованного общества и в отдельном, образовательном учреждении, и во всей системе образования в целом с одной главной целью — растить личность. И главной составляющей этого процесса выступает воспитывающее обучение, при котором каждый урок это не передача накопленных знаний, опыта старшего младшему, а создание ситуации успеха, радости совместных путешествий в непознанное, равноправных партнеров.
Любое же внеурочное мероприятие, кроме главной воспитывающей функции, предполагает активное познание мира, совершение открытий, нахождение ответов на многие жизненноважные вопросы.
Один небольшой пример. Команда профильных кадетских классов сош № 4 под руководством замечательного педагога — организатора ОБЖ Козлова Алексея Викторовича, заняв в областной военно-спортивной игре «Зарница» третье место, уступила лишь командам профессионального лицея и сборной команде целого района, показав при этом отличные знания истории края, прекрасные физические способности. Кто возьмет на себя смелость утверждать, что знаниям по истории, географии России и нашего края, военным навыкам, умениям находить выход в сложных ситуациях, владеть своим телом, выполнять сложные физические упражнения они научились только на уроках, а вот патриотизм, товарищество, ответственность, организованность, взаимовыручка, воля к победе воспитаны на внеурочных занятиях? Разве не выносливость, патриотизм и ответственность формируются при изучении героических и трагических страниц Великой Отечественной войны? Разве не открываем мы для себя удивительный, уникальный мир природы и неизвестные многим события все той же страшной войны, отправляясь в походы выходного дня или поисковые экспедиции?..
Кроме жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях проявить свои способности, развить их, принося пользу себе и окружающим, ребята могут и в пяти учреждениях дополнительного образования, творческих объединениях детско-юношеской ассоциации «Океан», подростковых клубах, дворовых командах… Особенно если в этих неформальных, незаорганизованных объединениях рядом с ними окажется умный, дальновидный, неравнодушный взрослый (непременно чей-то родитель: сейчас, раньше или наоборот, в будущем), которому не безразличен не только свой, но и чужой ребенок, и который главное свое предназначение в жизни видит не столько в успешном бизнесе и безбедном существовании, сколько в том, чтобы оставить достойное продолжение своего рода: активных, миролюбивых, созидательных членов развивающегося гражданского общества.
И тогда будет построена новая игровая площадка на дворе, установлены футбольные ворота на пустыре, организованы туристические походы и спортивные соревнования (если бы вы знали, дорогие родители, как об этом мечтают наши дети, особенно мальчишки). А о деятельности внешкольных учреждений приведу только два примера. Но с начала вновь призову родителей: возьмите ребенка за руку, покажите ему многообразие возможностей приложения своих сил и способностей к полезной деятельности (а не сидению в подворотне покуривая и потягивая пиво от безделья и тоски), и отведите его в наши учреждения, благо, что все их услуги бесплатны и доступны каждому.
Дворец спорта для детей и юношества. В трех спортивных залах в течение учебного года занималось более 600 детей, бассейн посетило более 7 000, около 200 из них обучились плаванию. А всего услугами этого учреждения, в том числе и на платной основе, в течение года воспользовалось более 12 000 человек, и Дворец спорта заработал на этом более 1 000 000 рублей для развития материальной базы.
Центр внешкольной работы поселка Мстера силами своих воспитанников вырастил, высадил, продал, передал в дар населению, различным организациям и учреждениям: цветочной рассады — 5 550 шт., саженцев декоративных пород деревьев — 1 000 шт., кустов овощной рассады — 2 500 шт., заработав при этом более 30 000 рублей.
А всего, в наших учреждениях дополнительного образования, в 369 объединениях занимается более 5 000 детей. Посещая кружок, ребенок должен понять, что все настоящее — большое и малое — дается трудом. И у него появляется достаточно шансов стать надежным, ответственным человеком, на которого могут положиться и близкие, и сослуживцы. Именно такие люди, без шума и суеты, будут создавать благосостояние общества, знания, культуру.
Безусловно, успехи наших детей это заслуга и талантливых учителей, и, как правило, понимающих родителей. Ведь воспитание — это тяжелый труд души и сердца. Воспитание не на словах «делай так, да не делай эдак», а на личном примере, на организации конкретного практического действия, где ребенок играет главную роль, и естественно вместе с самим ребенком.
И вот теперь можно говорить об образовании или развитии или воспитании личности (а не только ее обучении). Вот она наша образованная (то есть образовавшаяся в процессе обучения, воспитания, общения, деятельности) личность. Насколько она образованна? Ровно настолько, насколько старались мы с вами, педагоги и родители, дать ей возможность развиваться. Чему мы ее научили в школе? Именно тому, чему мы старались не учить ее, а учиться вместе с ней, показывая и доказывая всей своей жизнью — именно такой и должна быть личность. (Конечно, я о многом очень важном для процесса становления личности, не рассказала: о материально-техническом состоянии учреждений, о финансовых затратах на систему образования, о наших достоинствах и достижениях, о моральном и материальном стимулировании взрослых и детей. Но об этом на следующей странице).
А может у вас возникнет еще множество вопросов: милости просим — на наш сайт www.uproviaz.ru. или к специалистам управления образования по адресу г. Вязники, ул. Советская, 17. Приемный день — вторник.
С уважением
начальник управления образования
Г.А. РОГОВА.

Отмечены лучшие
В соответствии с постановлением Главы Вязниковского района от 13.08.2008 № 702 за многолетний добросовестный педагогический труд, достигнутые успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения награждены Почётной грамотой администрации Вязниковского района:
ЕСИНА Альбина Петровна — учитель математики муниципального общеобразовательного учреждения «Никологорская средняя общеобразовательная школа»;
КАНТИНОВ Евгений Николаевич — директор муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеский клуб физической подготовки «ЮниС-92»;
КОЗЛОВ Алексей Викторович — преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4»;
МАКСИМОВА Галина Дмитриевна — учитель биологии и химии муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 9»;
СМИРНОВА Валентина Николаевна — заместитель директора по учебной работе муниципального общеобразовательного учреждения «Стёпанцевская средняя общеобразовательная школа».
В соответствии с постановлением Главы Вязниковского района от 13.08.2008 № 703 за высококачественную подготовку образовательных учреждений к началу 2008-2009 учебного года объявлена благодарность от имени администрации Вязниковского района:
БАЛЮК Ольге Николаевне — директору муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 9»;
КУКЛЕВОЙ Ольге Николаевне — директору муниципального общеобразовательного учреждения «Нововязниковская средняя общеобразовательная школа»;
МОРОЗОВОЙ Татьяне Вячеславовне — директору муниципального общеобразовательного учреждения «Вязовская средняя общеобразовательная школа»;
СТАРОДУБОВОЙ Галине Венальевне — директору муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3»;
ГОЛУБЕВОЙ Любови Сергеевне — заведующей муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Центр развития ребенка — детский сад № 29 «Улыбка» с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников»;
КОМАРОВОЙ Людмиле Владимировне — заведующей муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Центр развития ребенка -детский сад № 30 «Солнышко» с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников»;
МОНАКОВОЙ Елене Викторовне — заведующей муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад «Лучик» поселка Лукново.

Единой семьей — в системе образования:
— работают — 79 образовательных учреждений;
— их посещает 2779 детей;
— среди них 13 золотых и 22 серебряных медалиста;
— 20 стипендиатов Главы района «Надежда земли Вязниковской»;
— 28 победителей и призеров международных, Российских, областных конкурсов, соревнований, олимпиад;
— Кузенков Кирилл, ученик СОШ № 9, победитель областной и участник Российской олимпиады по биологии, а подготовила его учитель биологии СОШ № 9 Максимова Галина Дмитриевна;
— более 120 семей сотрудничают с 400 работниками образования;
— в 34 образовательных учреждениях заработали созданные в 2008 году управляющие советы из представителей родителей, педагогов, общественности;
— 376 учителей имеют ведомственные и государственные награды;
— 617 педагогов имеют вторую, первую и высшую квалификационную категорию;
— 12 семей из разных образовательных учреждений в течение учебного года стали призерами различных семейных конкурсов.

Чему учат в школе…
наши гранты

Президентские по 1 000 000 рублей получили:
Афонина Любовь Юрьевна, директор СОШ № 4: «Хочу выразить глубокую благодарность всем, кто поддержал школу в конкурсе инновационных образовательных учреждений. Деньги уже начали тратить: создали современный компьютерный класс на 20 мест. Приобрели 9 комплектов школьной мебели, новые школьные доски, спортивный инвентарь и оборудование для кабинета ОБЖ — военного дела для более успешного обучения в профильных кадетских и экономических классах».
Поздеева Наталья Васильевна, директор СОШ № 6: «Одну четвертую часть гранта планируем израсходовать на приобретение различной мебели для создания более комфортных условий. А в рамках работы опытно-экспериментальной площадки по системному использованию информационно — коммуникационных технологий, приобретаем несколько ноутбуков».
Сидорова Наталья Юрьевна, директор Степанцевской СОШ: «Часть средств так же тратим на приобретение мебели, уже купили учебные кабинеты географии и биологии, компьютеры для кабинета физики и математики. Очень счастливы, что выиграли грант, что наша работа оценена по достоинству».

Президентские по 100 000 рублей:
Панкратова Марина Магомедхабибовна (учитель химии СОШ № 3): «Основная покупка на грант — компьютер для всей семьи, часть денег — на обучение детей».
Казакова Елена Васильевна (учитель французского языка СОШ № 3): «Осуществлю свою давнюю мечту — повторю путешествие в страну, ставшую смыслом моей жизни — Францию».
Большакова Светлана Алексеевна (учитель русского языка и литературы Буторлинской СОШ): «Хочу обновить домашний компьютер, а также приобрету современные методики обучения на электронных носителях и пройду курсы дистанционного обучения».
Прохорова Светлана Алексеевна (учитель изобразительного искусства Мстерской СОШ): «Хотелось бы потратить грант на завершение научной работы».
Осетрова Марина Валерьевна (учитель начальных классов Никологорской СОШ): «Для кабинета приобрету, сканер и принтер, пополню классную медиотеку. Остальные средства потрачу на ремонт дома».

Гранты Главы Вязниковского района по 30 000 рублей:
Алексеев Дмитрий Владимирович (учитель изо и трудового обучения Пивоваровской СОШ): «Деньги пойдут на ремонт дома».
Корнеева Татьяна Александровна (учитель начальных классов СОШ № 9): «Часть денег потрачу на музыкальный синтезатор, в качестве подарка дочери за отличную учебу и поступление в МГУ, а оставшуюся часть потрачу на путешествие семьи по Европе».

Гранты Главы района на претворение в жизнь ученических проектов конкурса «Я — гражданин России»:
— 5 000 рублей коллектив Пивоваровской СОШ — «на восстановление старинной усадьбы Карла Кюнеля приобретена краска»;
— 5 000 рублей коллектив Осинковской СОШ — «установлен крест на колокольне восстановленного храма Дмитрия Салунского в д. Шустово»;
— 5 000 рублей коллектив СОШ № 1 — «для постройки спортивной площадки разровняли землю и установили футбольные ворота»;
— 5 000 рублей коллектив СОШ № 2 — «для благоустройства спортивной площадки провели сварочные работы и установили металлические конструкции»;
— 20 000 рублей коллектив СОШ № 11 — «для проведения экологической акции по борьбе с мусором приобрели: бордюрный камень, щебень, торф, землю, урны для мусора».

Поделиться новостью

Добавить комментарий