//   Погода:
Новости

Десятый секрет истинного богатства

В одном из сюжетов последнего выпуска телепрограммы «В центре событий» на канале ТВЦ прозвучала мысль о том, что в старые времена богатые люди в России считали за честь для себя построить, к примеру, больницу. Причиной же сегодняшнего нежелания соотечественников, обладающих неплохими капиталами, заниматься благотворительностью, финансировать серьёзные социальные программы, по мнению доктора социологии Ольги Крыштановской, является до сих пор не покинувший их страх за своё будущее. Отсюда – желание побольше брать и поменьше отдавать.
Главный специалист по науке Вязниковского историко-краеведческого музея Римма Гарина отнюдь не склонна к идеализации тех купцов и промышленников, что когда-то составляли цвет вязниковского общества. Город они считали своей собственностью, себя – его полными хозяевами. Искренне так полагая и в то же время подчиняясь государственным законам (к примеру, промышленник, имеющий сотню рабочих, обязан был построить для них хотя бы небольшую больничку), они делали много полезного для своей малой родины. С одной стороны, заботились о себе; в целом же, получалось, — для самых широких слоёв населения. Это был самый настоящий местный патриотизм, причём, богатые граждане не забывали о родном городе, даже уезжая далеко за его пределы.
Вязниковская слобода была передана магистрату при Петре 1, и с тех пор она не считалась царским владением – с 1700 года это был населённый пункт с городским управлением, а земли стали казёнными. И тогда «эстафетную палочку» с успехом подхватили купцы. Имена многих из них, относящиеся к более раннему периоду истории, сейчас уже не на слуху. Но надо сказать, что совсем не случайно представителей купеческого сословия хоронили непосредственно при церквях – так отмечались их заслуги перед городом. Так, при разрушении Никольской церкви в полу были найдены надмогильные плиты, на одной из которых сохранилась надпись: «Мыльникова, 1725 год», на другой – «Мыльников Александр Васильевич, 1745 год». Таково было последнее пристанище матери и сына – городского головы, купца.
Это сегодня пострадавшие при большевистском режиме церкви приводятся в порядок, по большей части, всем миром. До революции они содержались в порядке, строились и перестраивались частными лицами. Церковный староста Казанского собора Николай Львович Никитин, при нём же и похороненный, на свои деньги построил церковь Александра Невского – сегодня здесь размещаются отдел дознания ОВД и паспортный стол. На восстановление Троицкого храма после пожара пожертвовали деньги купцы Городецкие. О своём желании перестроить Покровскую церковь заявил, было, известный купец Иван Иванович Кашин, но сделать это ему помешала смерть. Тогда за дело решил взяться Иван Водовозов (это семейство строило Кресто-Воздвиженскую церковь). Ему, правда, тоже не довелось осуществить свои планы – но совсем по другой причине, чем Кашину. В 1824 году в Санкт-Петербурге случилось наводнение, и все водовозовские склады с огромным количеством товаров были затоплены. В итоге семейство разорилось, и его члены стали считаться просто зажиточными мещанами. Имя вязниковского купца Ивана Водовозова находится и в списке жертвователей на церковь святой великомученицы Екатерины в Санкт-Петербурге – причём, его вклад составляет ни много ни мало 10 тысяч рублей.
Не забывали о родных местах, говоря сегодняшним языком, мигранты. Покинул Вязники и стал сибирским золотопромышленником Иван Иванович Базанов. Однако при вскрытии после смерти его духовного завещания стало известно, что определённый капитал он определил на развитие культуры Владимирской губернии. На его деньги, положенные под проценты, в 1898 году в Вязниках было открыто низшее техническое Базановское училище, отличавшееся высоким качеством преподавания – таких в тогдашней России было очень мало. Сегодня здесь находится один из корпусов механико-технологического техникума. Протоиерей Рождественский, уроженец Вязниковского уезда, уже служил в Петербурге, что не помешало ему, однако, прислать на малую родину пять тысяч рублей на Рождественскую богадельню. Часть денег была положена в банк с условием, чтобы проценты шли на содержание этого учреждения для бедных. Кто-то из купцов давал средства на конкретные нужды богадельни – например, на приобретение постельного белья. Причём, делались эти добрые дела вполне искренне – такого мнения придерживается Римма Гарина.
Другие переселенцы – Щёголевы – сменили место жительства на Красноярск и стали там купцами 1 гильдии. По смерти мужа его супруга Татьяна Ивановна, в девичестве – Фоминскова, вернулась в Вязники и открыла здесь Щёголевскую городскую богадельню. Семейство Куликовых во главе с Иваном Яковлевичем также переехало в далёкие края и торговало едва ли не в Китае, тем не менее, супруг подарил городу два своих дома – в одном до недавнего времени располагался нарсуд, а в другом сейчас после реставрации находится стоматологическая поликлиника №1. Овдовев, супруга Куликова Августа вернулась в Вязники и давала деньги на содержание вязниковской женской гимназии.
Подчас добрые дела совершались в память о ком-то. Так, сын известного Сергея Ивановича Сенькова от законной супруги Ольги Андреевны Володя умер в восьмилетнем возрасте, заболев скарлатиной на даче в Песках, что недалеко от Вязников. Там, на сельском кладбище, он и был похоронен, а мать в память о сыне открыла песковскую школу. Содержала она учебное заведение несколько лет. Уже живя под Москвой, откуда была родом, приезжала в село дважды в год – в день смерти сына и под Рождество. При школе у ней имелась комната, которую никто не занимал – в ней и останавливалась Ольга Андреевна. Интересовалась, как ведётся преподавание, и с этой целью посещала уроки. Ученики, которым она привозила подарки, называли Сенькову «доброй барыней». Со школой и Песками благодетельница распрощалась лишь после того, как в 1909 году по решению земского собрания в уезде было введено всеобщее начальное бесплатное образование, школа была включена в эту сеть, и Сенькова передала её земству.
Сам Сергей Иванович Сеньков также был знатным меценатом. Собрав прекрасную коллекцию картин, впоследствии он завещал её будущему городскому краеведческому музею 35 полотен, и они стали первыми экспонатами нового очага культуры, появившегося на свет в 1919 году. Он был единственным из вязниковских фабрикантов, передавших деньги на открытие Владимирского исторического музея – 500 рублей. Первым в губернии открыл библиотеку – в 1888 году. Но главное – он очень много занимался народным образованием. В своё время ему было поручено подобрать здание для мужской гимназии, но поскольку ему так и не удалось сговориться с хозяином намеченного дома (тот перехватили другие покупатели), то целых два года первые классы гимназистов занимались в его доме, где он предоставил помещение для занятий. В 1913 году здание мужской гимназии им было построено заново – в течение последнего полувека в нём располагается школа-интернат №1. Кроме этого, Сеньков был также попечителем женской гимназии. Разнообразие его интересов просто поражает – этого человека хватало буквально на всё, и его деятельность, как подчёркивает Римма Гарина, очень многое дала нашему краю.
Сегодня благотворительная деятельность в целом не столь широка и объёмна. Может быть, действительно, у прежних хозяев жизни отсутствовал страх потерять свои капиталы и они ещё в те времена знали, что сила благотворительности является десятым секретом Истинного Богатства («Помогая другим, мы помогаем себе»), а, может быть, масштаб личностей у нынешних миллионеров не тот… Хотя не всё так безнадёжно. В тех же Вязниках стали появляться даже безымянные благотворители. Пусть речь идёт пока о колоколах для храмов, о сваях под будущую колокольню Казанского собора. Но и это уже даёт повод для оптимизма.

Светлана ЛИФАНОВА.

Поделиться новостью

Добавить комментарий