//   Погода:
Новости

Куда идут древние воины, или Здесь начинались Вязники…

Увеличить картинкуНеутомимый учитель истории и по совместительству краевед (а может, и наоборот) как всегда полон идей, открытий, находок. Будучи человеком, обладающим глубокими знаниями истории, в том числе и родного края, он свои находки не просто чистит и складывает в долгий ящик, а тщательно изучает, систематизирует, заставляя их говорить. Вот взять, к примеру, историю с филаретовскими изразцами…
Осенью 2005 года при строительстве погреба и благоустройстве двора дома по улице Большая Садовая Н.В.Филаретовым было обнаружено большое количество старинной керамики. Заинтересовавшись, хозяин дома привлек к сотрудничеству А.В.Лебедева, и уже вдвоем они тщательно обследовали небольшой участок территории усадьбы, не затронутый строительными работами. Искателями был обнаружен остаток культурного слоя темно-коричневого цвета. Его толщина увеличивалась в направлении с юга на север. Слой был насыщен древесным тленом, углями, остатками человеческой деятельности…
Среди находок особый интерес представляли фрагменты печных изразцов, позволяющие сделать датировку слоя. Но прежде чем рассказать об этих находках подробнее, было бы справедливо дать слово тому, кто извлек их из многолетнего земельного заточения и заставил их говорить.
А. В.Лебедев рассказывает: «Хотелось бы сделать небольшой экскурс в историю распространения изразцовых печей в России. «Изразец» — слово исконно русское, означающее вырезанный, то есть с резьбой тонкий кирпич. Печи, облицованные изразцами, были предметом роскоши, они украшали богатый дом. Первыми печными изразцами были терракотовые изразцы из обожженной глины. Обычно печи, сложенные из таких изразцов, белили известью с толченой слюдой, которая поблескивала на поверхности изразца. Его лицевую сторону украшали рельефные изображения в плоской рамке.
В первой четверти ХVII века изразцы стали покрывать «муравой» — прозрачной зеленой глазурью (эмалью). В зависимости от температуры обжига она получалась желтой или коричневой.
В середине XVII века в России появились разноцветные эмали. Пышные пятицветные орнаменты из цветов, стаек птиц типичны для этого периода. Такие изразцы с цветными эмалями назывались «ценинными» от слова «ценина», то есть ценный.
Найденные на улице Большая Садовая изразцы относятся ко всем выше перечисленным типам. Наибольший интерес из них представляют наиболее старые, относящиеся к первому, самому древнему типу. Они изготовлены из красной глины и украшены рельефным рисунком. Датируются периодом до 30-х годов XVII века.
Необычен сюжет покрывающих изразцы рельефов. Особый интерес представляет самый крупный фрагмент, примерно одна треть изразца. На нем – батальная сцена, справа налево друг за другом идут воины с копьями и секирами в руках. Их одежда – островерхие шапки с загнутыми полями, длинные подпоясанные кафтаны, широкие штаны, заправленные в короткие сапоги, выдают в них татарских воинов. По всей видимости, изображен штурм крепости, так как первый воин поднимается по ступенькам штурмовой лестницы. В верхней части изразца – снаряды с огненным следом, летящие на врага, вероятно с крепостной стены. К сожалению, весь сюжет неизвестен. Но по сохранившемуся фрагменту можно предположить, что на изразце изображена картина из истории борьбы с крымскими или, возможно, казанскими татарами».
На следующий год искатели продолжили свои раскопки. Лето 2006 года подарило новые находки. На этот раз были обнаружены фрагменты более поздних печных изразцов. Среди них – фрагмент «муравленого» изразца первой половины XVII века и несколько фрагментов «ценинных», украшенных многоцветными растительными орнаментами. Также в слое были найдены многочисленные фрагменты керамики и слюды, вероятно остатков слюдяных окон.
Таким образом, считает А.В.Лебедев, в результате находок, сделанных на территории усадьбы дома по улице Большая Садовая, появилась возможность привязать первоначальное расположение слободы именно к этой части современных Вязников. Застройка, вероятно, началась в конце XVI века именно здесь, на крутом откосе, с которого открывалась обширная панорама поймы Клязьмы. Судя по находкам, в этой части города, на крутом подъеме стояла усадьба богатого боярина. Остальные усадьбы, вероятно, располагались вдоль Спасского оврага, по направлению к современной Покровской церкви.
Находки печных изразцов трех разных типов позволяют сделать вывод о том, что усадьба богатого вязниковца, располагавшаяся в этой части древней Вязниковской слободы, просуществовала более 150 лет. А улица Большая Садовая является одной из древнейших улицей города, сохраняющая более чем четырехсотлетнюю планировку.
Вот о чем может поведать кусочек обожженной глины, если повезет ему попасть в руки заинтересованного специалиста.

Н. БАРЫБИНА.
НА СНИМКЕ: тот самый фрагмент старинного изразца.
Фото А. ЛЕБЕДЕВА.

Поделиться новостью

Добавить комментарий