//   Погода:
Новости

Трудно ли научить петь?..

Увеличить картинкуЕсть такой анекдот: мальчишка (возможно, будущий Николай Басков) приходит из школы домой, отец смотрит в его дневник, а там одни двойки и только по пению пятерка. «Ты еще и поешь?» — многозначительно спрашивает отец.
С этой невольной улыбки хочется начать разговор о преподавателе вокала детской школы искусств им. Ошанина Наталье Александровне Максимовой. Научить ребенка петь без его желания невозможно, но даже и при большом на то желании с его стороны, нужны громадные совместные усилия учителя и ученика, годы кропотливого труда, чтобы в итоге получилось нечто исключительное, вроде Насти Солдатенковой или Марины Керемхановой. Но вряд ли преподаватель, в данном случае Н.А.Максимова, смогла бы дать своим ученикам хоть что-то, если бы сама не прошла университеты жизни и профессии.
Нередко мы находимся во власти иллюзии, что вот певец вышел на сцену, «легко разжал уста», и полились звуки божественного пения. Да нам, собственно говоря, и не обязательно знать про те адовы муки творчества, из которых родилось это пение. Мы видим только результат, восхищаемся им — с нас и довольно. Все остальное остается за дверями класса, где учат петь.
Но все же заглянем туда ненадолго, поговорим с его хозяйкой.
Наталья Александровна родилась в деревне Перово в семье педагогов. Александр Иванович Ключников преподавал в школе математику, у него, к слову сказать, был от природы поставленный разговорный баритон (оказывается, есть такого свойства голос, высота и тембр которого не меняются). Мама, Валентина Николаевна, начинала учителем русского языка и литературы.
Родители, по образному выражению дочери, «поднимали школу», давая ученикам прочные знания, что позволяло сельским мальчишкам и девчонкам поступать затем в институты, академии и военные училища. Дочка Наталья тоже пошла в первый класс в Перове, но потом мама решила отдать ее в музыкальную школу на фортепианное отделение. Ей купили инструмент, а вскоре семья перебралась в Вязники, где девочка стала учиться в школе № 9, а в музыкальной школе посещать занятия сначала в классе Ирины Масягиной, а затем — Е.В.Леонтьевой, у которой и закончила полный семилетний курс. При этом она посещала школьный факультатив по математике, лыжную секцию, хореографическую студию, занималась дома рукоделием — вязание, вышивание, в общем, как у Агнии Барто: «Драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота».
А петь, действительно, хотелось…
В 1989 году узнала, что в «музыкалке» открылся класс вокала и два года ходила туда к Е.В.Ветровой, а в 1991 году закончила и класс, и школу, решив твердо: «Буду поступать на вокал». Дома все отговаривали, но, зная настойчивый характер дочери, не очень-то сопротивлялись, и Наталья поступила в Нижегородское музыкальное училище им. Балакирева на вокальное отделение. Мечта начала сбываться, хотя учиться, конечно, было непросто.
Но внешние проблемы казались мизерными по сравнению с тем, что пришлось пережить вязниковской студентке во время вокальных «штудий» в училище. «Меня повели не тем голосом, — вспоминает Наталья Александровна, — решили, что у меня колоратурное сопрано, а у меня крепкое сопрано, и это был путь в никуда». Сыграли тогда свою негативную роль и бытовые неурядицы, а результатом стала потеря голоса. Его пришлось «искать» заново, и вскоре все встало на свои места.
В 1995 году Н.А.Максимова закончила училище и начала трудиться в ДШИ им Ошанина. Ей достался класс ее бывшего преподавателя Е.В.Ветровой, и она достойно продолжила дело своей наставницы. Ведь именно из того, первого ее класса вышла, например, И.М.Гусева, ставшая впоследствии также замечательной певицей и преподавателем вокала. Из следующего выпуска достаточно назвать имена Натальи Лебедевой и Надежды Сурайкиной, продолживших затем учебу по избранной профессии. Сама же Наталья Александровна тоже решила не останавливаться на достигнутом: стала студенткой заочного отделения Нижегородской консерватории им. Глинки. Во всем Наталии помогала преподаватель консерватории И.В.Новикова, с ней снова «искали» свой голос, работали над осанкой, она же учила улыбаться(!).
Закончила консерваторию в 2002 году по специальностям «Камерное пение и преподавание вокала», и сейчас обе эти ипостаси гармонично уживаются в ней. Она любит пение, старается передать свою любовь, исполнительский опыт ученикам, о которых говорит много и с удовольствием. Некоторых из них мы знаем, видели, а главное слышали во время различных выступлений и по достоинству оценили их.
А последний выпуск у Натальи Александровны был без преувеличения звездным. Одного перечисления наград (в том числе и Гран-при), завоеванных двумя ее ученицами на конкурсах всех возможных уровней, занял бы целый абзац. Речь, как можно было догадаться, идет об Анастасии Солдатенковой и Марине Керемхановой.
Разумеется, то, что мы видели и слышали на концертах этих двух юных див, лишь надводная часть айсберга. Сколько труда было положено на алтарь их побед, знает лишь сама Н.А.Максимова и, конечно же, концертмейстер Т.Н.Сырова. Роль концертмейстера в постановке каждого вокального номера трудно переоценить: работать приходится буквально над каждой нотой, спетой солистом, а если это дуэт, то и над слитностью двух голосов, без которой дуэт вообще невозможен.
Большого труда стоило освоение старинного репертуара, особенно вокальной классики XVII-XVIII веков, требующей от исполнителя свободного дыхания, далекого от современных скоростных ритмов. Тем не менее, классика жанра была успешно освоена, и, оказалось, что нашим девочкам нет равных в ее исполнении на самых высоких и престижных конкурсах. А вообще как-то невзначай Н.А. Максимова подсчитала количество побед всех своих бывших и нынешних учеников. Оказалось, что она воспитала 60 лауреатов областных, Всероссийских и международных конкурсов.
Как сложится судьба самых ее звездных учениц, говорить пока рано. Анастасию, по словам преподавателя, ждет успех, если она справится со своим сложным характером. Спокойная Марина, хотя и выбрала стезю экономиста, учтя свои реальные вокальные возможности, продолжает петь. Более того, этой осенью на областном конкурсе эстрадной песни во Владимире она завоевала Гран-при(!).
Н.А.Максимова последние успехи своих учеников относит за счет возросшего своего опыта как преподавателя вокала. Однако не только в этом дело. Перед взором юных вокалистов всегда был и есть высокий образец исполнительского мастерства в лице своего же преподавателя. И здесь уместно вспомнить Евангельскую сентенцию: ученик не может быть выше своего учителя, но, совершенствуясь, он может стать, как учитель его. А посему настало время поговорить о Наталье Максимовой как о солистке. Каждое выступление этой замечательной певицы на концертных площадках города и района, для нас, слушателей и поклонников ее пения, настоящий праздник. Как истинный профессионал камерного пения, она знает о нем все, говорит, что голос исполнителя должен перекрывать пространство зала и отраженный возвращаться назад к нему. И в то же время, она редко получает удовольствие от своего пения: в небольших концертах местного уровня приходится исполнять одну, от силы две песни, поэтому пока преодолеешь волнение, пока распоешься и почувствуешь контакт с залом, надо уже завершать выступление. Но если даже не брать во внимание эти нюансы, можно вспомнить, что истиный артист вообще редко бывает доволен собой, своим творчеством.
По-настоящему исполнителя могут оценить на конкурсах профессионального мастерства. В области они проводятся раз в три года. В них Н.А.Максимова начала участвовать с 1998 года, став тогда лауреатом третьей степени. Через три года у нее диплом второй степени, и уже дважды (в 2004 и 2007 году) она становилась лауреатом первой степени. Эстраду хоть и случается петь, но все же предпочтение она отдает камерному классическому репертуару. Сейчас в ее программе вокальный цикл Дмитрия Шостаковича на стихи Саши Черного.
Наталья Александровна Максимова многого добилась благодаря своему упорному характеру, помноженному на талант и мечту. Сейчас у нее появился опыт, который, как она сама говорит об этом, помогает ей в преподавательской работе.
Как бы там ни было, класс вокала преподавателя детской школы искусств им. Ошанина Н.А.Максимовой всегда под завязку укомплектован учениками, занятия проходят в две смены. Многие, закончив обучение, продолжают ходить к ней дополнительно, ведь совершенству, как известно, нет предела.
Трудное и сложное это дело — обучение вокалу, но стоит того, если загораются яркие певческие таланты. Но главное — здесь с полной самоотдачей трудятся те, кто учит юных вокалистов правильно дышать, создавая свой неповторимый тембр, твердо стоять и правильно держать себя на сцене, а в конечном итоге — учит петь. И первая в этом ряду Н.А.Максимова, которой в равной степени присуща внешняя и духовная красота и которую также одинаково отличают и возвышают ежедневный кропотливый труд преподавателя и блестящее исполнительское мастерство певицы.

С. АПОСТОЛОВ.

Поделиться новостью

Добавить комментарий