//   Погода:
Новости

Из глубины столетий

Увеличить картинкуУвеличить картинкуВ этот день члены небольшой старообрядческой общины села Рытово Русской Православной Старообрядческой церкви оделись по-праздничному: Успение Пресвятой Богродицы здесь престольный праздник, в честь него освящен и храм. Сама община официально была зарегистрирована Владимирским губернским правлением более чем 100 лет назад, 8 февраля 1907 года. Пока не найдено точных временных рамок, когда бывшая моленная была перестроена в храм, а храм освящен: по одним сведениям, это произошло в тот же год, по другим, лишь – на следующий – 1908-й. По крайней мере, официального празднования 100-летия храма в этот раз не состоялось, хотя прихожане к этому были готовы, но лучше уж не забегать вперед и дать событиям идти своим чередом.
А пока не грех, хоть вкратце, познакомиться с историей Рытовской общины, сведения по которой предоставил нам Андрей Прованов, за что ему отдельное спасибо.
«До 1880-х годов, — читаем мы в его исторической справке, — старообрядцы села Рытово были беспоповцы поморского согласия, отрицавшие церковную иерархию: дьяконов, священников и епископов. Во главе общины стоял настоятель, или наставник, который возглавлял богослужение и совершал крещение и исповедь, благословлял браки. В селе была моленная, в ней совершался полный круг православного богослужения, конечно по чину в отсутствии священства. С1880-х годов староверы, проживающие в селах Рытово, Холуй, Сергиевы Горки и деревнях Проскуряково, Ям, Чистово, Медведево, Роговская, Большое и Малое Фелисово и Коломиха из беспоповцев становятся поповцами, т.е. принимают старообрядческое священство, восстановленное в селении Белая Криница в 1846 году. Способствовал этому шагу наш земляк преосвященный Арсений, епископ Уральский и Оренбургский».
Оторвемся на время от этого документа и войдем, осенясь крестным знамением, в сельский старообрядческий храм. Первое – оно обычно и самое точное – впечатление, что попадаешь совершенно в другой мир, который раньше встречал разве что на полотнах Рябушкина, с трепетной любовью писавшего русскую старину и в особенности 17 век. В полутемном пространстве храма шла праздничная служба в честь Успения Пресвятой Богородицы. Мужчины стояли отдельно справа, женщины также отдельно слева – таков обычай. Службу отправлял настоятель храма священноиерей отец Владимир. От всего здесь веяло древней сельской простотой и святостью: от деревянных стен и гладких плах потолка, лежащих на длинных матицах, от двух печек справа и слева, больших образов иконостаса старого мстерского письма, от спокойного и благоговейного внимания верующих. Вот девочка проносит между прихожанами чашу с освященной водой, и они, омочив влагой пальцы, крестятся двоеперстно, согласно старому обряду.
Было одновременно строго и торжественно, светло и радостно. Таково духовное содержание этого непереходящего двунадесятого праздника. Ведь в этот день Пречистая закончила свой земной путь и была взята на небо, память о чем и составляла основу праздничной службы, об этом говорили слова молитв и песнопений. Несмотря на старославянский текст основное содержание услышанного было понятно даже непосвященному, даже детям, а их в храме было немало: мальчики в чистых рубашечках, девочки в платочках и длинных сарафанчиках, что не могло не умилять взора. При этом вспоминались слова Спасителя, записанные евангелистом Матфеем: «…если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царствие Небесное». Именно на эту детскость веры, ее чистоту и святую простоту и откликнется всякая любящая Бога душа.
Но вернемся к записям Андрея Прованова: «Примерно в это же время (1907-1908 г.г.) бывшая моленная перестраивается в храм, т.е. к ней пристраивается колокольня и алтарь. Новый храм украшается прекрасным 5-ти ярусным иконостасом мстерской работы, который сохранился и поныне. Храм освящается во имя Успения Пресвятой Богородицы, и 28 августа в селе Рытово вот уже 100 лет проходит престольный праздник.
Первым настоятелем храма стал уроженец села священноиерей отец Илья Алексеевич Удалкин. После него настоятелем был отец Никита Староверов. Оба этих священника похоронены за алтарем храма. В 30-е годы храм хотели закрыть и увезти в соседнюю деревню Медведево под школу, и, когда пришли снимать колокола, все местные жители, включая и детей, встали в несколько колец вокруг церкви. Храм не тронули. В 80-х годах церковь подверглась нескольким налетам бандитов, из нее было похищено более 100 икон. На протяжении почти всего Советского периода нашей истории Рытовский приход был единственным действующим старообрядческим приходом на территории Владимирской и Ивановской областей.
С 1960 г. настоятелем храма был протоиерей отец Леонид Капитонович Гусев. С начала 90-х годов он становится настоятелем главного храма русских старообрядцев Покровского кафедрального собора в Рогожской слободе города Москвы. В 2005 г. отец Леонид скоропостижно скончался и перед смертью принял иноческий постриг с наречением имени Ливерий. Священноинок Ливерий похоронен за алтарем Рытовской церкви (на снимке). С 2005 г. в храме служит молодой настоятель священноиерей отец Владимир (Шибанов).
Старообрядческая община села Рытово входит в состав Нижегородской и Владимирской епархий Русской Православной старообрядческой Церкви. Вот краткие сведения о старообрядческой общине села Рытово, его храме и отцах-настоятелях. Нетрудно отыскать и более подробную информацию.
А пока только остается удивляться и восхищаться силой духа и мужеством приверженцев старой веры, которые вот уже 340 лет с официального начала Раскола (Вселенский Московский собор 1666-1667 года), несмотря на бывшие в свое время гонения, порой жестокие и немилосердные, хранят чистоту древней веры своих предков. Храм в Рытове ни много ни мало, а 100 лет подряд принимает своих верных прихожан.
Вот и на этот раз они вышли из храма с восьмиконечным крестом, хоругвями и иконами, ведомые настоятелем отцом Владимиром, который окроплял его стены святой водой; пошли крестным ходом «посолонь» – по солнцу, которое в Православии символизирует Христа-Спасителя, поклонились могилам прежних настоятелей храма, похороненных за его алтарем и, обойдя храм, вернулись в него для завершения службы. Подростки-москвичи, приехавшие с родителями на родину предков, взобравшись в это время на деревянную звонницу и, как им наказали, били в колокола. Праздничный чин закончился около 12 часов пополудни. Местные жители разошлись по домам, кто-то пошел навестить могилы усопших, а приезжие разъехались на машинах, извещенные своим настоятелем отцом Владимиром о дне и часе следующей службы.
Живы люди, исповедующие старую веру, жива и сама вера. А чей обряд, чье усердие перед Богом чище и искреннее, каждому может подсказать только его сердце.

С.АПОСТОЛОВ
Фото автора.

Поделиться новостью

Добавить комментарий