//   Погода:
Новости

Коротко о главном…

Увеличить картинкуДобрый день, утро или вечер, дорогие вязниковцы! Вот уже шестой год я вхожу в Ваш дом на страницах любимой местной газеты именно в эти августовские дни и рассказываю о самом главном в жизни – о наших замечательных детях, о нашем будущем … Все мы заинтересованы в том, чтобы в период своего взросления, приобретения первых представлений о мире они жили в комфортных безопасных условиях активной, насыщенной, социально – значимой жизнью, получая доступное, интересное и нужное, и им, и нам, качественное образование. Вот я и попробую сейчас короткими сюжетами рассказать, как это получалось у Вязниковского учительства в ушедшем 2006-2007 учебном году и что нас ожидает в году наступающем.
СЮЖЕТ ПЕРВЫЙ: «Кто тебе нужен, край Вязниковский?»
В апреле 2007 года на встрече выпускников школ с Главой Вязниковского района, отвечая на вопрос одиннадцатиклассников о потребности специалистов в районе через пять лет, после окончания ими вузов. Евгений Михайлович Виноградов ответив сначала коротко, что «…требоваться будут специалисты практически всех направлений…», затем свою мысль пояснил, назвав наш город самым перспективным для жизни, с одной стороны как экологически чистый, с другой – как поступательно развивающийся, которому будут нужны специалисты очень разных направлений: врачи, учителя, инженеры, специалисты рабочих профессий.»
А вот как готова наша школа к предъявлению выпускников, готовых и могущих успешно социализироваться в жизни? В 2007 году школу закончили 629 одиннадцатиклассников, 92 % из них поступили учиться в вузы, техникумы, училища. Все 58 медалистов поступили в институты, это нас, взрослых, радует. Но в Вязниковском районе не хватает, прежде всего, рабочих рук. В Центре занятости населения предлагают высокооплачиваемые рабочие места на предприятиях города и района, но желающих нет. Из 1468 выпускников 9-х и 11-х классов на получение начального профессионального образования, то есть рабочие профессии, подали документы лишь 529 человек. Конечно, всем родителям хочется видеть своих детей высокообразованными, на так называемой «чистой» работе. Но ведь нужно думать и о будущем, куда они смогут трудоустроиться, окончив ВУЗы? И о самом ребенке. А что делать, если склонности, особенности его характера «зовут» работать, прежде всего, руками. Городу, селу (и не только нашим, Вязниковским) очень нужны сегодня грамотные профессиональные рабочие. Уже в период обучения в школе 133 выпускника овладели в этом году профессией и получили свидетельства. Это, конечно, ничтожно мало, всего 11 % от общего числа старшеклассников. И задача будущего – дать каждому выпускнику первые профессиональные навыки уже в период получения среднего образования. Тем более, что с 1 сентября 2007 года вступает в силу федеральный закон о всеобщем обязательном среднем образовании, а в школе можно будет учиться до 20 лет. И как в этом возрасте выйти в жизнь без профессии!? А еще нашей территории очень нужны врачи, учителя, воспитатели детских садов, программисты. Поэтому активно развивается профильное обучение: кадетские, экономические и медицинские классы в СОШ № 4, физико – математические в СОШ № 5, гуманитарные – в СОШ № 1 и многие другие. И не бойтесь, дорогие родители, перехода своих «чад» из школы в школу. Они в поиске, и чем раньше определятся со своими склонностями, тем легче и осознаннее, а значит успешнее и благополучнее будет их продвижение в профессии. И конечно, хотелось бы наблюдать за их карьерным ростом именно на родной земле. Добивайтесь поставленных целей, дорогие выпускники, и возвращайтесь домой. И это будет главным нашим достижением.
СЮЖЕТ ВТОРОЙ: «Вы учитесь, мы Вас подождем»
Как — то в разговоре об институтской жизни один студент произнес мне такую фразу: «Вы же знаете, учиться я не люблю, но если надо…». Я оценила его откровенность. И поняла цель своей педагогической деятельности: воспитать в ребенке чувство долга, чувство необходимости делать в жизни не только то, что любишь, но и то, что нужно, необходимо, для того чтобы жить.
Согласитесь, что учеба — это труд, и практически для всех труд очень и очень напряженный. Учась, мы преодолеваем свою природную лень, напрягаемся физически, духовно, пытаясь понять новое, неизвестное; читаем, пишем, думаем, исследуем. В общем, трудимся. Конечно, хотелось бы достичь таких высот в преподавании любого предмета в любой школе, чтобы каждый ребенок просто любил и поэтому стремился учиться… Но не все еще в нашей власти: классно-урочная система, большая наполняемость классов, разный менталитет педагогов … Но судя по результатам обучения почти все наши дети и их родители, если и не очень любят учиться, то, по крайней мере, нужность этого действа понимают. Судите сами: в образовательных учреждениях обучается 7417 детей, их них в классах различных профилей 2658 детей, 58 учащихся закончили школу с золотыми и серебряными медалями, отсутствуют выпускники, получившие справку о среднем (полном) общем образовании, лишь 1 ученик переведен условно, 15 человек оставлены на повторное обучение и все переведены в классы компенсирующего обучения, только 5 учащихся выбыли из ОУ, не получив основного общего образования, получая в дальнейшем образование в ПЛ № 36, отсутствуют исключенные из образовательных учреждений. В 12 районных олимпиадах приняло участие 879 учащихся разных классов. Из года в год ребят – победителей районных, областных, российских олимпиад и конкурсов все больше и больше – и это главная наша победа.
СЮЖЕТ ТРЕТИЙ: «Цвети и расцветай, любимый край!»
В одном из посланий участников палаточного лагеря актива «Пульс» читаю «Посмотреть бы в глаза тому человеку…», дыхание перехватило – ну вот беда, обида, непонимание… Читаю дальше «… кто решил сделать наши выезды всего 10 дней..?»
Вот так. Оказывается, нашей молодежи очень не хватает неформального общения, проявления своих творческих, физических способностей, заявления о себе как ценности. Каждый из наших детей не столько ученик, студент, воспитанник, сколько личность, гражданин своего Отечества, большой и малой Родины. Неслучайно так популярна у ребят школьная и внешкольная внеурочная деятельность, которая, кстати, на виду у всех вязниковцев. Но, к сожалению, не всегда правильно ими оцениваемая.
А молодежь, чаще всего, оказывается очень даже замечательной и способствующей процветанию района. Кто не восхищался талантами детей на фестивале «Рождественские огоньки», «Празднике плясуна», хоровом, спортивных праздниках? Кто не умилялся выступлению малышей детских садов на разных мероприятиях? Кто не гордился нашими спортсменами, вновь читая о победах на областных, российских и международных турнирах по рукопашному бою, боксу, волейболу. А помощь и поддержка ветеранам в городе, на селе, а уход за памятниками и захоронениями? А уборка улиц, скверов, парков, акции «Весенние рассветы», «Чистый город – красивый город», «Подарок солдату», «Помоги ветерану», «Чтим и помним»? и многое, многое другое. Всего в организации различных мероприятиях в прошлом году проучаствовало более 3500 ребят, а затрачено на них около 1 млн. рублей. Последние года два стало особенно заметно, как, не без нашей помощи, город становится наряднее. «Цвети и расцветай» наш край, а мы тебе обязательно поможем.
Все больше сторонников находит и детско-юношеская ассоциация «Океан», где разнонаправленные коллективы способствуют развитию детей и осуществляют различные интересные дела через «Эстафету добрых дел». 67 процентов учащихся нашли себе дело по душе во внеурочное время. Но как нас беспокоят эти 33 процента незанятых!!! Хорошо если половина из них дни и ночи напролет просиживает за книгами – учится. А если нет? Вот когда дойдем до каждого через «Интернет – кафе», парашютный спорт, дворовые команды, до-суговые центры, тогда будем считать, что главная наша задача выполнена. Ведь с истиной не поспоришь: «Чем больше мы будем вкладывать средств в занятость детей, тем меньше нужно будет вкладывать средств в тюрьмы и больницы».
СЮЖЕТ ЧЕТВЕРТЫЙ: «Не профессия быть учителем …»
Находясь летом за 1000 км. от родного дома, зайдя в магазин и пытаясь приобрести понравившуюся вещь, расспрашиваю о качестве, фасоне, цене и вдруг совсем не к месту слышу от продавца: «А
Вы учитель?». Растерялась, вроде бы документов не предъявляла, о себе не рассказывала… Но видимо есть что – то такое во внешнем облике (а я учитель с 23 – летним стажем), речь, манера держаться, вести беседу, интонация и еще что – то неуловимое, что точно выдает в нас учителей. Верно заметил поэт «Не профессия быть учителем, быть учителем это жизнь…» В нашей профессии трудятся, конечно, в основном женщины (86,5 %), мужчин всего 13,5 %, еще реже молодежь, педагогов со стажем до 10 лет только 8,4 %. Большинство с высшим образованием (87,6%) и продолжающие учиться. Только в этом году различные профессиональные курсы прошли 1267 чел. Педагогические кадры стареют, а притока новых практически нет. В прошлом году пять человек, в этом году пока никого… Заработная плата не вдохновляет: у начинающего учителя 2300 рублей, у маститого, заслуженного чуть больше 5000 рублей, что все равно не дотягивает до средней по промышленности. О каком новейшем компьютере может идти речь, если на методическую литературу выделяют, как и 5 лет назад, 100 рублей. А прогресс семимильными шагами движется вперед… Но, вязниковские учителя в нем не затерялись. Педагогический отряд «Импульс», педагогический клуб «Пеликан», лидерский выезд «Пульс», профильная интеллектуальная смена в загородном оздоровительном лагере «Сосновый бор», два лауреата областного конкурса «Учитель года», коллективы трех школ получили президентский миллион, коллективы пяти школ воспитали педагогов – получателей президентского гранта, авторы учебников, пособий, программ – вот далеко не полный перечень результатов «учительской жизни». Один молодой человек – учитель средней школы, долго благодарил меня при встрече за организацию летнего палаточного выезда лидеров: «Вы не представляете, какое для меня было счастье, какой подарок – встретить свой день рождения в тесном, орлятском, детском круге, у костра, в семье единомышленников. Спасибо!» Исполнилось ему 25 лет. И я вслед за ним почувствовала себя счастливой, пока наши педагоги воспитывают в наших школах таких своих последователей – влюбленных в детей — нашей системе образования нечего бояться! И это главный вывод уходящего учебного года!
СЮЖЕТ ПЯТЫЙ: «Тепло ли Вам, ребята?»
«Сегодня опять в пальто занимались. А я даже перчатки надела» (из разговора десятиклассников 2005 года)
Безусловно, чтобы процесс образования был эффективным необходимо создавать комфортные безопасные школы, детские сады. А это значит, в них должно быть тепло, светло, помещения должны иметь необходимое оборудование, инструментарий, дети – пособия, учебники, питание, места для общения и отдыха. В наших учреждениях до полного благополучия еще довольно далеко. Но мы старались решать самые сложные проблемы, чтобы подобных разговоров среди ребят не возникало. Отремонтированы системы отопления в 12 школах, завершается строительство газовой котельной сош № 5, строится стропильная крыша сош № 4, отремонтированы кровли в Октябрьской сош № 2, Пирово-Городищенской сош, Вязовской сош, детского сада «Теремок» микрорайона Нововязники.
Я перечислила лишь самые крупные объекты, общая сумма израсходованных средств на которые составила более 5 млн. рублей. А еще на 5 млн. рублей проведены различные виды ремонта, в том числе и по освещенности, в 54 учреждениях района. Конечно при первоначальной потребности в 50 млн. рублей – эта цифра мала. Но у бюджета Вязниковского района кроме образования немало страдающих объектов в здравоохранении, культуре и т.д.
Нас радует, что, поднимая проблемы материального обеспечения учреждений образования, мы всегда находим поддержку и у Главы района и у Совета народных депутатов. Так, в этом году сверх нашей сметы на ремонтные работы и работы по пожарной безопасности системы образования дополнительно были выделены 9 млн. рублей. Особое внимание уделяли исполнению программы «Безопасность ОУ» и исполнили ее уже на 100 % от запланированных денежных средств, а работы продолжаются. До конца года еще в 6 общеобразовательных учреждениях будет установлена противопожарная сигнализация и система оповещения людей при пожаре. Но это очень мало. Всего 33 % учреждений оснащены ими в районе полностью.
И поэтому главная проблема наступающего учебного года – обеспечение безопасности и комфортности образовательных учреждений.
СЮЖЕТ ШЕСТОЙ: «И где это 30 % районного бюджета?»
Часто вспоминаю реплику одного преуспевающего вязниковского руководителя предприятия: «Что мы все спорим, что первично, производство или образование, знания. Вон в каменном веке никаких школ не было, а люди и обучались всему, и одежду шили, и орудия труда делали – производство то было…»
Да, Вы правы, согласилась я, но при таком взгляде на вещи, мы и сегодня продолжали бы жить все в том же «каменном веке». По оценке современных аналитиков, каждые три года происходит увеличение потока информации и технических новшеств в два раза. Разве можно все это огромное количество фактов усвоить, технику понять и принять, если, по прежнему, ориентироваться на овладение в школе просто пресловутыми ЗУНам (знаниями, умениями, навыками)?
Нет, основная задача современной школы, давая ребенку качественное образование – научить его учиться, добывать знания, исследовать проблему, анализировать, искать выход, принимать решение в жизненных и нестандартных ситуациях, применяя на практике знания из разных областей.
Информационные технологии – вот путь к получению современного уровня образования. Сколько средств нужно на приобретение лицензионных программных продуктов, соответствующих современной техники… Только на оснащенность 1 образовательного учреждения требуется не менее 250 000 рублей, а школ в районе 38… Да и учить детей 21 века в помещениях с печным отоплением, за партами 50-х годов… В некоторых сельских школах можно открывать музейные экспозиции санитарно – гигиенических комнат, практически все того же каменного века. Стыдно для общества, активно осваивающего космические просторы.
Воспитание разумного, деятельного, продуктивного человека, готового и способного трудиться, а не только потреблять развлечения, возможно лишь активным, продуктивным, личностно – ориентированным обучением в уважающих личность условиях, используя все современное оборудование, средства обучения, новые технологии, которые значительно повысят производительность его труда. А для этого, как это ни банально, нужны деньги! И мне жаль тех производителей материальных благ, кто этого не понимает!
Только рост позитивного, уважительного отношения общества к системе образования становится сегодня решающим фактором выделения дополнительных ресурсов системе образования. И это главная перспектива наступающего года.
СЮЖЕТ СЕДЬМОЙ: «И снова первое сентября…»
Подушевое нормативное финансирование, новая отраслевая система оплаты труда педагогов, подготовка к введению обязательного единого государственного экзамена, разработка системы оценки качества образования, автономность образовательных учреждений, доступность дошкольного образования – вот лишь часть направлений стратегического развития системы образования России и Вязниковского района в частности. Но главное для нас всех это вернуться к любимому делу — общению, образованию, воспитанию. Не как к передаче своего опыта, своих умений и знаний растущему человеку, а как к процессу совместной взаимообогащающей, творческой, увлекательной жизнедеятельности.
СО–ТРУДНИЧЕСТВО, СО–ЗИДАНИЕ, СО– БЫТИЕ – то есть совместное бытие взрослого и ребенка, где ребенок активный субъект своего развития, не только учащийся у учителя, но и сам преподающий ему немало уроков.
«Учитель воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться» — и это главная идея и надежда наступающего нового учебного года. Он принесет нам немало проблем, которые вновь школа будет решать вместе с Вами, дорогие родители. Но мы обязательно преодолеем все преграды при серьезной поддержке общественности и как много лет назад будем «сеять разумное, доброе, вечное».
Сюжетов может быть еще очень и очень много…Ведь каждый учебный день приносит тысячи проблем и вопросов, и дает не меньше вариантов ответов на них. Главное, выбрать правильный. Не обидев, не оттолкнув, не испугав…Решать и решать появляющиеся проблемы. Ежедневно. Ежечасно. В пользу детей. В интересах детей. Потому что мы старше, опытнее. Мы мудрее, а значит можем понять, принять, простить и любить…Любить несмотря ни на что: усталость, нехватку времени, средств и сил. Ведь это наши дети, ведь это мы их создали, мы их воспитали…
Успешного нам всем взросления, уважаемые вязниковцы, в новом учебном году!

Начальник управления образования Г.А.РОГОВА.

Поделиться новостью

Добавить комментарий