//   Погода:
Новости

Формула красоты

Увеличить картинкуРаботы Николая Александровича Шаландина доводилось видывать и раньше, это были художественные фотографии, нередко «доработанные» с помощью компьютера. Запомнились они богатым, каким-то особенно щедрым ощущением бытия, тонким пониманием природы, способностью увидеть и показать ее красоту. Знакомство продолжилось на недавней его персональной выставке в Мстерском краеведческом музее, на которой он предстал еще и как превосходный пейзажист и портретист. Кроме выставленных холстов и картонов стены и витрины музея украсили цветные фотографии, в которых видна, как уже говорилось, «рука» мастера.
Даже сейчас, по прошествии времени, увиденные на выставке пейзажи легко припоминаются, стоит прочитать название в записной книжке и закрыть на минуту глаза. Вот «Разлив на Таре» -написанный в серо-голубых тонах «утренний» пейзаж с одинокой лодкой. В тон ему – «На реке Таре весной» с отраженными в воде деревьями, с пустынными песчаными побережьями. Присутствует настроение одиночества и светлой грусти. Или очень тонко выписанный в деталях холст «Осень на Клязьме». Художник видит красоту в изменении состояния природы, будь это чередование времен года («Первый снег»), или времени суток («Полдень. Проселок»). Последнюю работу, как рассказала смотритель выставочного зала Вера Сергеевна Дерюгина, он писал не кистями, которых у него не оказалось под рукой, а выдвижным лезвием перочинного ножика. Н.А.Шаландину не привыкать экспериментировать, а вещь неожиданно получилось очень интересной.
Особое место на выставке занимает галерея портретов. На них в основном мстерские художники. Вот портрет художника А.Якимовича: небрежно накинутый шарф, небольшая бородка, устремленный вверх взгляд выдают натуру тонкую, мечтательную. А вот художник Ю.Ваванов запечатлен в позе отдыхающего труженика: лицо, заросшее бородой, положенные на изгородь большие тяжелые ладони рук, но взгляд тревожно-настороженный: а все ли я сделал сегодня, что хотел? И к несомненным шедеврам следует отнести портреты художников В.Некосова, В.Мошковича, а особенно Л.Фомичева. Последний написан пестрыми мазками, «бликами», сидящим у ствола могучего дерева.
А об этом портрете хотелось бы сказать особо. Почитатели таланта недавно ушедшего из жизни народного (не по званию, а по сути своей) художника И.Д.Юдина останутся благодарны Н.А.Шаландину за его портрет мастера и своего учителя.
И, конечно же, вновь нельзя не возвратиться к фотоработам художника. «Портреты» цветов, из которых стойкое предпочтение у Шаландина отдано розам. Снятые крупным планом, с капельками росы на лепестках, они действительно прекрасны, и не во сне, как у Марины Цветаевой, а наяву фотохудожник пытается открыть формулу цветка. Замечательны также виды Мстеры: «Морозное утро», «С высоты птичьего полета», «Спокойствие», «Туман в Слободке».
Заметим напоследок, что этой выставкой Н.А.Шаландин отметил свое 60-летие и подвел предварительные творческие итоги. Такое ощущение, что художник увидел очень широкий горизонт, ему интересно все, в окружающем его мире, он хочет попробовать себя во многом, даже в копиях с картин старых мастеров. Как он сфокусирует в дальнейшем свои творческие силы, будет зависеть только от него самого. Мы же запомним это имя и будем ждать от художника новых глубоких работ во всех подвластных ему жанрах.

С.АПОСТОЛОВ.
Эту работу Н.А.Шаландина мы назвали «Полая вода». Скажите, разве здесь не чувствуется рука мастера?

Поделиться новостью

Добавить комментарий