Формула красоты
Работы Николая Александровича Шаландина доводилось видывать и раньше, это были художественные фотографии, нередко «доработанные» с помощью компьютера. Запомнились они богатым, каким-то особенно щедрым ощущением бытия, тонким пониманием природы, способностью увидеть и показать ее красоту. Знакомство продолжилось на недавней его персональной выставке в Мстерском краеведческом музее, на которой он предстал еще и как превосходный пейзажист и портретист. Кроме выставленных холстов и картонов стены и витрины музея украсили цветные фотографии, в которых видна, как уже говорилось, «рука» мастера.
Даже сейчас, по прошествии времени, увиденные на выставке пейзажи легко припоминаются, стоит прочитать название в записной книжке и закрыть на минуту глаза. Вот «Разлив на Таре» -написанный в серо-голубых тонах «утренний» пейзаж с одинокой лодкой. В тон ему – «На реке Таре весной» с отраженными в воде деревьями, с пустынными песчаными побережьями. Присутствует настроение одиночества и светлой грусти. Или очень тонко выписанный в деталях холст «Осень на Клязьме». Художник видит красоту в изменении состояния природы, будь это чередование времен года («Первый снег»), или времени суток («Полдень. Проселок»). Последнюю работу, как рассказала смотритель выставочного зала Вера Сергеевна Дерюгина, он писал не кистями, которых у него не оказалось под рукой, а выдвижным лезвием перочинного ножика. Н.А.Шаландину не привыкать экспериментировать, а вещь неожиданно получилось очень интересной.
Особое место на выставке занимает галерея портретов. На них в основном мстерские художники. Вот портрет художника А.Якимовича: небрежно накинутый шарф, небольшая бородка, устремленный вверх взгляд выдают натуру тонкую, мечтательную. А вот художник Ю.Ваванов запечатлен в позе отдыхающего труженика: лицо, заросшее бородой, положенные на изгородь большие тяжелые ладони рук, но взгляд тревожно-настороженный: а все ли я сделал сегодня, что хотел? И к несомненным шедеврам следует отнести портреты художников В.Некосова, В.Мошковича, а особенно Л.Фомичева. Последний написан пестрыми мазками, «бликами», сидящим у ствола могучего дерева.
А об этом портрете хотелось бы сказать особо. Почитатели таланта недавно ушедшего из жизни народного (не по званию, а по сути своей) художника И.Д.Юдина останутся благодарны Н.А.Шаландину за его портрет мастера и своего учителя.
И, конечно же, вновь нельзя не возвратиться к фотоработам художника. «Портреты» цветов, из которых стойкое предпочтение у Шаландина отдано розам. Снятые крупным планом, с капельками росы на лепестках, они действительно прекрасны, и не во сне, как у Марины Цветаевой, а наяву фотохудожник пытается открыть формулу цветка. Замечательны также виды Мстеры: «Морозное утро», «С высоты птичьего полета», «Спокойствие», «Туман в Слободке».
Заметим напоследок, что этой выставкой Н.А.Шаландин отметил свое 60-летие и подвел предварительные творческие итоги. Такое ощущение, что художник увидел очень широкий горизонт, ему интересно все, в окружающем его мире, он хочет попробовать себя во многом, даже в копиях с картин старых мастеров. Как он сфокусирует в дальнейшем свои творческие силы, будет зависеть только от него самого. Мы же запомним это имя и будем ждать от художника новых глубоких работ во всех подвластных ему жанрах.
С.АПОСТОЛОВ.
Эту работу Н.А.Шаландина мы назвали «Полая вода». Скажите, разве здесь не чувствуется рука мастера?