//   Погода:
Новости

Одного мастерства мало…

Увеличить картинкуВ последние годы на автомобильных дорогах страны отмечается рост количества ДТП и число пострадавших в них людей.
Общее число погибших в дорожно-транспортных происшествиях за последние 10 лет сопоставимо с населением среднего областного центра страны, а число пострадавших в ДТП многократно превышает количество жертв от стихийных бедствий и техногенных катастроф. Сложившаяся обстановка вызывает тревогу населения и требует принятия самых решительных мер к ликвидации причин, порождающих травматизм на дорогах. К тому же нарушение Правил дорожного движения со стороны водителей транспортных средств все чаще сопровождается их агрессивным поведением по отношению к другим участникам дорожного движения.
Вступил в действие Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ. Реформа коснулась как общей части уголовного закона, так и отдельных видов преступлений, в частности положения об ответственности за гибель людей вследствие нарушений Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Изменения, внесенные в ст. 264 УК РФ, однозначно положительными назвать нельзя. Произошла существенная либерализация ответственности за нарушения ПДД. Проанализируем внесенные в Закон изменения, а также остановимся на проблемах, которые ожидают правоприменительную практику.
Нарушение лицом, управляющим автомобилем, ПДД может повлечь за собой либо административную, либо уголовную ответственность. Вид ответственности, которой подлежит водитель, определяют наступившие последствия. Глава 12 КоАП РФ устанавливает исчерпывающий перечень оснований, наличие которых позволяет привлечь водителя к административной ответственности. УК РФ содержит всего одну статью (264), регламентирующую ответственность за нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств лиц, управляющих транспортным средством.
Вязниковским городским судом Владимирской области рассматриваются уголовные дела о нарушении лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерти человека. В 2005 году было рассмотрено 15 уголовных дел по ст. 264 УК РФ, из которых вынесено 9 приговоров и 6 дел было прекращено. В 2006 году было рассмотрено 13 дел, из которых вынесено 6 приговоров и 7 дел прекращено. В 2007 году рассмотрено 4 уголовных дела, из которых вынесено 2 приговора и 2 дела прекращено. Прекращается уголовное дело, когда подсудимый возмещает материальный и моральный вред потерпевшему, тогда потерпевший обращается с заявлением о прекращении уголовного дела в отношении подсудимого, в виду примирения и отсутствия претензий к нему.
Раньше уголовная ответственность наступала, если имело место нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, Правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека. Сейчас к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 264 УК РФ можно привлечь только за причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью. Таким образом, произошла декриминализация деяния, которое ранее было уголовно наказуемым.
Наиболее строгое наказание, на срок от 4 до 10 лет лишения свободы, виновнику можно было назначить по ч. 3 ст. 264 УК РФ, ответственность по которой наступает в случае, если деяние, предусмотренное ч. 1 настоящей статьи, повлекло по неосторожности смерть двух и более лиц. Сегодня максимальный предел санкции снижен до 7 лет лишения свободы, а минимальный вообще не установлен. Интересно, что в свое время максимальный размер наказания по ст. 211 УК РСФСР (аналог ст. 264 УК РФ) составлял 15 лет лишения свободы. Таким образом, ответственность стала более, чем в два раза мягче, при/том, что количество неосторожных преступлений, среди которых преступления, предусмотренные ст. 264 УК РФ, составляют 3/4, за время действия нового УК РФ существенно возросло.
В остальном наказание, предусмотренное ст. 264 УК РФ, не изменилось. По ч. 1 указанной статьи наиболее строгий вид наказания — лишение свободы на срок до 2 лет; по ч. 2 -лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.
Пожалуй, самое серьезное изменение, имеющее отношение к ответственности водителей, совершивших деяния, предусмотренные ст. 264 УК РФ, содержится в ст. 190 Закона N 162-ФЗ, которой признала утратившей силу ст. 265 УК РФ. Эта статья предусматривала уголовную ответственность за оставление места ПДД и применялась только тогда, когда была установлена вина водителя в совершении преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ.
В основании объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, лежит общественно опасное деяние- «нарушение Правил дорожного движения или эксплуатация транспортных средств. Из приведенных положений уголовного закона видно, что правила дорожного движения не являются единственным блоком нормативных предписаний, нарушение которых при наличии соответствующих обстоятельств (неосторожном причинение тяжкого вреда здоровью человека или смертности) влечет уголовную ответственность. Другой составляющей комплекса нормативных предписаний, учитываемых в процессе построения и применения ст. 264 УК РФ, являются правила эксплуатации транспортных средств.
Эффективность уголовно-правового обеспечения транспортной безопасности в немалой степени зависит от правильной юридической квалификации социально опасного поведения виновных лиц в области безопасности движения и эксплуатации транспорта. Определенные представления о социальных позиции и роли лица, совершившего дорожно-транспортное преступление, дают традиционно выделяемые в криминологии социально-демографические признаки: пол, возраст, образование, профессиональная принадлежность и род занятий, семейное положение и пр.
Таким образом, лица, привлекаемые ответственности за автотранспортные преступления (ст. 264 УК РФ), представляют собой активную трудоспособную и в основном занятую сфере общественного производства часть населения. Это обстоятельство не может не накладывать определяющего влияния на их социально-демографическую характеристику. По уровню образования прослеживается следующая закономерность : чем ниже уровень образования, тем выше удельный вес автотранспортных преступлений и нарушений Правил дорожного движения, в частности управления транспортным средством в состоянии опьянения.
Важное значение имеет вопрос подготовки водителей к управлению транспортными средствами, в качестве критерия выступает опыт. Профессиональное мастерство управления автомобилем — это такая подготовленность водителя, которая позволяет легко и безошибочно управлять автомобилем и при необходимости максимально использовать его технические возможности , а также умение водителя быстро и правильно оценивать обстановку в критических дорожно-транспортных ситуациях и предвидеть ( прогнозировать) ее возможные изменения.
Можно выделить следующие детерминанты (дефекты правосознания) общественно опасного поведения лиц, управляющих транспортными средствами:
— проявление повышенной самоуверенности в оценке своего мастерства, опыта;
— лихачество, сознательное рискованное поведение;
— неудовлетворительные знания правила дорожного движения;
— непридание значения нарушениям, т.к. не видят опасности в их совершении;
— снисходительное отношение к алкогольному опьянению.
Основываясь на вышеизложенном, следует говорить о необходимости совместного воздействия государства и общества на участников дорожного движения с целью формирования общественно значимых стереотипов транспортной культуры и повышения правосознания. Ситуация усугубляется из-за всеобщего правового нигилизма, безразличного отношения к возможности последствиям дорожно-транспортных происшествий, отсутствия адекватного понимания участниками дорожного движения причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, недостаточного привлечения населения к деятельности по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.
Необходима разработка и претворение в жизнь мер воздействия на личность участников дорожного движения, причем первоочередным объектом профилактики должны выступать именно те группы водителей, которые имеют большую вероятность оказаться участниками преступления. Особое внимание должно уделяться нравственному формированию личности, исправлению тех дефектов, которые способствуют нарушению правил безопасности- самоуверенности, переоценки собственных возможностей, безопасности и так далее, воспитанию чувств ответственности и дисциплинированности.

А.САВИНОВ,
судья Вязниковского горсуда.
Фото с сайта http://www.sunhome.ru

Поделиться новостью

Добавить комментарий