//   Погода:
Новости

Царский завтрак на станции Вязники

Увеличить картинкуУвеличить картинкуИсторически сложилось так, что станция Вязники была построена в нескольких верстах от города — на Московско-Нижегородской железной дороге сразу несколько тогдашних уездных центров владимирской губернии оказались в стороне от новой магистрали. Сегодня старые вокзалы снесены до основании во Владимире и Коврове. Старые станционные здания уцелели в Петушках, Новках, Вязниках и Гороховце. Все они являются не только архитектурными, но и историческими памятниками.
Вязниковский вокзал, которому через два года исполняется 140 лет, сегодня проходит реконструкцию. До нынешних дней это добротно построенное здание простояло без единого капремонта — умели строить наши предки! Специалисты утверждают, что вокзал станции Вязники в целом сохранит первоначальный исторический облик. Это тем более ценно, что, если посчитать всех выдающихся людей, которые его посетили, то мемориальную доску с их именами пришлось бы вешать размером почти равную фасаду здания. Среди таких посетителей были и первые лица нашего государства.
Сравнительно малоизвестный эпизод истории Вязниковского вокзала связан с императором Александром II, который в конце 1860-х годов решил прокатиться на Нижегородскую ярмарку по только что пущенной в эксплуатацию железной дороге. Тогда ярмарка в Нижнем заслуженно считалась важнейшим торгово-экономическим событием каждого года, привлекая внимание не только купцов и промышленников со всей России и из многих зарубежных стран, но и представителей политической элиты. Так как государь изволил путешествовать по железной дороге, то в числе прочей свиты его сопровождал генерал-майор корпуса путей сообщения барон Андрей Иванович Дельвиг. Племянник известного поэта и друга Пушкина, первого редактора «Литературной газеты» Антона Дельвига, барон Дельвиг-младший тогда занимал должность главного инспектора российских железных дорог и именно в этом качестве сопровождал императорский поезд в Нижний и обратно.
Обратно, отправившись с уже несуществующего ныне железнодорожного вокзала, императорский поезд вышел поздно ночью, а проследовав до станции Вязники, сделал там по требованию коронованного пассажира продолжительную остановку — царь считал, что принимать пищу на ходу невозможно, поэтому завтрак, обед и ужин его величества проходили исключительно на станциях.
Уже будучи сенатором и находясь в преклонных годах, барон Андрей Дельвиг оставил два тома подробных воспоминаний «Полвека русской жизни», которые считаются образцом мемуарной прозы. Там он упоминает и поездку на Нижегородскую ярмарку вместе с государем, описав инцидент, случившийся на станции Вязники. Итак, барон Андрей Иванович рассказывает: «При обратном пути в Москву из Нижнего Новгорода государь завтракал на Вязниковской станции. По обыкновению я сидел за столом против него. Толпы народа окружали станцию и, напирая на окна комнаты, в которой завтракали, разбивали в них стекла, с шумом падавшие на пол. Государь при этом вздрагивал, а при третьем разбитом стекле отбросил от себя столовый прибор и гневным голосом сказал: «И есть не дают покойно; я более есть не буду!» Тогда я вышел из комнаты и приказал жандармскому офицеру полицейского управления дороги распорядиться, чтобы не допускали народа близко к окнам. По возвращении моем в комнату государь сказал, что я, вероятно, выходил, чтобы удалить толпу от окон, и спросил меня, надеюсь ли я на успех. На мой утвердительный ответ государь сказал: «посмотрим», а между тем приказал подать мне то кушанье, которое успели разнести в мое отсутствие, и требовал, чтобы я его ел, не стесняясь тем, что меня будут ждать. Сам он после того продолжал спокойно завтракать и по обыкновению ел довольно много. Стекол более не разбивали. Обед был на Владимирской станции…»
Мемуары барона Дельвига сохранили нам очень колоритную сцену, которая произошла на вязниковском вокзале в третьей четверти XIX столетия. Из сообщенных очевидцем сведений можно сделать вывод, что царь завтракал на первом этаже здания вокзала, иначе ломиться в окна собравшимся со всей округи местным жителям не было бы ни смысла, ни возможности. Так как в помещении, где проходил завтрак царя, имелось не менее трех окон, то это была достаточно обширная зала. Возможно, под импровизированную столовую тогда временно переделали зал ожидания. Любопытно было бы попробовать «вычислить» в нынешнем здании вокзала ту самую «царскую» комнату. Кстати, большие вокзальные окна расположены очень близко к поверхности земли, и людей напиравшей толпой, вероятно, просто «вносило» в них, точно в двери.
Очевидно также, что охрана императора тогда была поставлена из рук вон плохо. Если практически любой желающий мог не только заглянуть в помещение, в котором находился Александр II, но и практически безнаказанно выбивать стекла, то можно со всей очевидностью констатировать — за этими окнами никто из царской свиты не наблюдал.
К тому же известно, что о маршрутах передвижения царского поезда по сложившейся практике сообщалось заранее властям тех губерний, по территории которых проходила железная дорога. В тайне эти сведения не держались, становясь достоянием не только чиновников, но и практически любого сколько-нибудь любопытствующего обывателя. Обычно проезда царского поезда, особенно на крупных станциях, ожидали целые толпы местных жителей в надежде своими глазами увидеть царя. Так как телевидения, разумеется, тогда не существовало, то лицезреть государя было для обитателей провинции достаточно сложно, и о редких удачных моментах потом помнили всю жизнь. Этими обстоятельствами и объясняется столь бурная встреча императора на станции Вязники.
Подобная поразительная беспечность охраны и свиты в отношении первого лица государства, по-видимому, и стала причиной того, что, в конце концов, император Александр II пал жертвой покушения. Сегодня даже трудно представить ситуацию, когда, скажем, президент страны находится на том же вокзале, а неконтролируемая толпа ломится туда в окна. Ныне к тому зданию человеку постороннему и близко подойти бы не удалось, не говоря уже о битье стекол.
Поэтому вокзал станции Вязники можно с полным основанием считать не только памятником гражданской архитектуры середины XIX века, но и зримым напоминанием о безвозвратно ушедших патриархальных временах, когда русские цари запросто путешествовали по стране под символической охраной нескольких казаков, барона-железнодорожника и жандармского офицера.

Николай ФРОЛОВ

На фото Барон Андрей Дельвиг. С портрета Ильи Репина.(рис. с сайта http://www.fotocollag.ru)
Император Александр II (рис. с сайта http://angelval.viagroup.ru)

Поделиться новостью

Добавить комментарий