//   Погода:
Новости

Приоритетный и национальный

Увеличить картинкуО них так много спорят и пишут: ругают, хвалят, негодуют, «хоронят», возносят в абсолют, рисуют радужные перспективы… Два эпитета: «приоритетные» и «национальные» сопровождают их повсюду. Им от роду всего-то неполных два года, а надежд и прогнозов возлагают так много! Выдержат ли? Оправдают ли чаяния или станут очередной грустной шумихой, осевшей на полках российских преобразований? Вот взять, к примеру, нацпроект «Образование», как обстоят дела с его реализацией на конкретной территории конкретного Вязниковского района? Об этом сегодня наш разговор с начальником управления образования Г. А. Роговой:

ИННОВАЦИОННЫЕ ШКОЛЫ
— Началась реализация второго этапа нацпроекта «Образование» с конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы. Если в прошлом году по квоте участия трех образовательных учреждений ровно три школы представили материалы на конкурс, то в этом году документы подали уже пять учреждений. Все они очень достойные, значимые в территории, с хорошими показателями в работе…
Но конкурс есть конкурс: плюс-минус полбалла… В результате в область отправлены материалы трех школ: школы N 5, нашей известной физико-математической школы, много лет работающей в инновационном режиме, одной из самых сильных в этом плане не только в районе, но и в области; школы N 9 – с традициями высокого уровня образования, где реализуется ряд целевых программ, одна из которых «Одаренные дети»; и школы N 2, тоже известной в городе школы, с углубленным изучением предметов эстетического цикла.
Но я бы не ставила в абсолют полученные результаты и очень признательна и школе N 6, и Степанцевской средней школе, принявшим участие в этом конкурсе. Они достойны гранта и получат его, не Президента, так Главы района. Дополнительно обе эти школы будут участвовать в конкурсе и на получение современного учебного оборудования.
— Галина Александровна, когда Вы сказали, что не ставили бы в абсолют полученные результаты, Вы имели в виду критерии отбора конкурса?
— Да, они в этом году несколько упростились в плане подсчета. Например, почти не учитывался «качественно-количественный» показатель. Если в школе есть один победитель или призер областной предметной олимпиады, то школа получает один балл. Если в школе не один, скажем, а семь призеров, все равно один балл. Нам это показалось не совсем правильным, как и то, что по оценочной шкале одинаково дается полбалла и за принятие участия во Всероссийском конкурсе, например, на лучший рисунок, и за диплом 2 степени Российского конкурса на лучшую постановку воспитательной работы. При этом страдает качественный показатель.
В этом году очень большое внимание уделялось безопасности образовательных учреждений: наличию в школе пропускного режима, видеонаблюдения. Это тоже специфика нынешних отборочных критериев.
Как и в прошлом году, высоко ценилось количество тех, кто учится на «4» и «5», сдавших ЕГЭ на высоком уровне, число медалистов, победителей предметных олимпиад… И это мне тоже представляется не совсем правильным. Хотя это конкурс инновационных образовательных учреждений, но есть школы, кто работают на адаптацию и социализацию детей, имеющих проблемы в образовании, требующих повышенного педагогического внимания. В частности, в 6-й школе есть класс коррекции. И несмотря на то, что он призван помочь ребенку получить качественное образование, нельзя не учитывать уровень обучаемости детей, который несколько ниже. Нельзя сравнивать, например, Степанцевскую среднюю школу ведущую серьезную инновационную, но спортивно-оздоровительную работу со школой профильной или математической или с 9-й школой повышенного уровня обучения.
Суммируя сказанное, хочу подчеркнуть, что конкурс прошел на хорошем уровне, не стыдно было за представленные программы и за работу этих учреждений.
Областная комиссия начнет работу по рассмотрению документов в начале апреля. Будем надеяться и ждать.

ТВОРЧЕСКИ РАБОТАЮЩИЕ ПЕДАГОГИ
— Начался конкурс творчески работающих педагогов. Квота нашего района составляет семь человек, как и в прошлом году. По нашим ожиданиям не менее десяти учителей должны принять участие в этом конкурсе. Если они так же четко и качественно, как в прошлом году, подойдут к подготовке своих материалов, папок портфолио, то, я надеюсь, мы вновь в области будем выглядеть неплохо.

ТАЛАНТЛИВАЯ МОЛОДЕЖЬ
Два ученика нашего района получили гранд по программе «Талантливая молодежь»: Николай Исаков, выпускник физико-математического класса школы N 5 как неоднократный победитель областных предметных олимпиад и участник Всероссийских, и Андрей Кочетов – победитель Всероссийского конкурса по лесоводству, воспитанник Мстерского центра внешкольной работы. Его работа по особенностям выращивания туи — плод многолетних, объединенных усилий всего Центра, удостоилась специального приза Всемирного банка — бесплатной поездки для четырех учеников и одного преподавателя в европейскую страну.
— И когда состоится поездка?
— Сейчас мы этим занимаемся. Европейская страна определена, это – Латвия. Но есть трудности. Дело в том, что мы должны решить самостоятельно все организационные вопросы: виза, билеты, кто будет принимать, где будут жить, что смотреть… Пока мы стараемся выполнить все предъявляемые требования банка-спонсора,
Чтобы не лишать детей удовольствия посмотреть Латвию с точки зрения лесоводства, направления в котором Мстерский Центр творчески и успешно работает.

ИНТЕРНЕТИЗАЦИЯ ШКОЛ
Закончился прошлогодний этап программы по так называемой интернетизации образовательных учреждений. На сегодняшний день все основные средние школы нашего района, за исключением двух начальных, подключены к сети Интернет. Федерация оплачивает подключение и безлимитный трафик в течение двух лет, передав то оборудование, которое позволяет связываться, то есть модемы, в аренду на два года.
— А потом, когда два года пройдут?
— Должно быть, будет передано в безвозмездное пользование…
Говоря об интернетизации школ, нельзя сказать, что всю эту программу оплачивает Федерация. Ее воплощение потребовало больших вложений и муниципалитета, ведь для того, чтобы подключили Интернет, нужно было полностью оборудовать рабочее место, а это: компьютеры, провода, переходники, розетки, мебель, ремонт помещения по четким санитарным требованиям, определенный уровень освещенности, защиты.

ШКОЛЬНЫЙ АВТОБУС
— Галина Александровна, а как обстоят дела с реализацией программы «Школьный автобус»?

— По федеральной программе мы автобус не получили. В этом году будем опять подавать документы. Но по программе «Дети Владимирской области», которая идет по 50-процентному софинансированию с местным бюджетом, заложено приобретение двух автобусов для Паустовского и Степанцевского сельских округов.
Однако и это доброе и нужное дело, рождает столько проблем! Начать хотя бы с того, что автобус надо куда-то ставить, то есть нужен гараж. Затем водитель школьного автобуса должен быть высокого класса. Он должен проходить ежедневный медосмотр до и после выезда на линию. А высококвалифицированный водитель, как известно, должен получать соответствующую зарплату, которая в нашу тарифную сетку просто не заложена. . .
Ко всему этому следует добавить, что автобус нужно обслуживать, нужны мастерские, теплые гаражи с боксами, смотровыми ямами, оборудованием…
— И хотя автобус рождает много проблем, есть ситуации, когда без него невозможно…
— Безусловно. Вот на сегодняшний день такая ситуация сложилась с Перовской школой. Там остается десять детей на следующий год и никаких перспектив. Как в девяти классах учить десять детей? Выход один – возить их в город.
Открыть интернат в городе? Это мы проходили. Это тяжело и неправильно: дети должны жить в семье.
А как осуществить ежедневный подвоз детей? Им из Перова только чтобы до автобуса дойти, надо полтора километра пешком: спуститься с горы, подняться в гору… А если распутица, метель, холода? Существует столько дополнительных факторов, которые приходится учитывать. . .
Этот разговор с начальником управления образования невольно заставил вспомнить известную скептически-реалистическую фразу: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги. А по ним ходить». Вот и получается, что путь по этим «оврагам» приходится прокладывать на местах, ведя за собой приоритетный и национальный.

Н. БАРЫБИНА.
НА СНИМКЕ: первое место А. Кочетова (в центре) на Всероссийском конкурсе «Подрост».

Поделиться новостью

Добавить комментарий