//   Погода:
Новости

Поражал «свежестью и отчетливостью письма…. .»

Увеличить картинкуВ историко-художественном музее открылась и работает уникальная выставка. Посвящена она 385-летию обретения Вязниковской слободой Чудотворной Казанской иконы Божией Матери. А если брать шире, то в новой экспозиции отражена значительная часть истории Казанского собора, в котором икона хранилась, прославляя чудесами и сам собор, и всю Вязниковскую землю. К сожалению, все это безвозвратно утрачено.
Открыла выставку главный научный сотрудник музея Р. Г. Гарина. Глубокий знаток истории родного края Римма Григорьевна сумела в своем эмоциональном рассказе передать собравшимся на открытие выставки то трепетное отношение к прошлому, к нашим корням, без которого она не мыслит занятие родной историей. Для нескольких поколений вязниковцев, воспитанных на атеизме, некоторые страницы прошлого представали в довольно искаженном виде. Но кропотливая работа сотрудников музея дает возможность всем нам приблизиться к истинному пониманию событий недавнего прошлого.
На первом же стенде посетитель музея находит описание самого Чудотворного Образа Вязниковской Казанской иконы Божией Матери. Небольшой, объемом со страничку, текст написан единым предложением, в нем в частности сказано: «…на том же образе убрус и вокруг лица Христова и ризы низаны жемчугом крупным, средним и мелким, в середине ризы Богородицы внизан золотой крест, в главе коего заклепан алмаз приклада государя царя и великого князя Федора Алексеевича…».Икона, небольшая по размеру, но украшенная прикладами в виде драгоценных камней в память об исцелении тех или иных недугов, весила по этому свидетельству полтора пуда. А вот как описано само изображение Божией Матери: «Лик Богородицы изображен превосходно, поражает свежестью и отчетливостью письма лучшего Московского 1-го периода: по полю темно-орехового с желтизною цвета» Даже во время крестного хода икону не тревожили и не выносили из храма. Вместо нее брали копию образа. Здесь же, на стенде, можно увидеть «Сказание о чудесах, бывших от Вязниковской Казанской иконы Божией Матери».
Любителя старины не могут не привести в восторг помещенные на стендах подлинники документов, с приложенным, где это необходимо, современным переводом. К числу таких хартий относится, например, Храмозданная грамота святейшего Патриарха Московского Адриана, датированная 1694 годом: «Бил челом нам святейшему Патриарху Вязниковский посадский человек Михайло Лаврентьевич сын Городецкий, да в челобитной его писано: в городе Ярополч подле соборной каменной церкви Пресвятой Богородицы Казанской построена другая деревянная церковь во имя Николы Чудотворца, и ныне он обещался вместо той деревянной церкви построить на том же месте каменную церковь…». С благословения Патриарха церковь была построена, а мы можем считать М.Л.Городецкого первым вязниковским меценатом в сфере строительства храмов, чья благотворительная деятельность засвидетельствована историческим документом. Были у этого патриота и последователи Их имена и заслуги отражены в экспозиции, а слова О.О.Сенькова: «Мне бы собор достроить да дочь пристроить» стали крылатыми.
Под стать патриаршей грамоте еще более ранний документ о Вязниковском объезде царем Федором Алексеевичем в ноябре 1677 года, во время которого он слушал «дела» тюремных сидельцев Юрьев Польского, Суздаля и Вязников, и «вместо смерти велел дать им животы и сослать в Сибирь с женами и с детьми на вечное поселение и пашню» Или, наоборот, более поздний «Указ из Московской консистории о перестройке Казанского собора в Вязниках от 27 июля 1744 года с хорошо сохранившейся сургучной печатью, написанный замысловатым почерком с завитушками. На стендах много интересных фотографий, запечатлевших как внешний вид храмового ансамбля, так и внутреннее убранство Казанского собора. По ним можно догадываться о великолепии храма и торжественности обстановки, какая, скажем, присутствовала во время обряда венчания. На одном из стендов выставки показана специальная книга «Обыск брачный» 1862 года, где за 21 января стоит запись о бракосочетании купеческого сына Ивана Алексеевича Кленова и девицы Анны Ивановны Гусевой». Также можно увидеть «Билет пригласительный в Казанский собор 1913 г. на бракосочетание Василия Михайловича Спирина и девицы Евдокии Ивановны Гуровой», а также специальные венчальные свечи, которые во время обряда держали жених и невеста.
В 1917 году старый уклад жизни рухнул, а чуть более десяти лет спустя местная власть решила, что и собор городу лишний. Этому времени посвящен стенд, на котором помещены фотографии, запечатлевшие момент сноса куполов собора, сброшенные с колокольни колокола.
Когда настало время собирания камней (а оно настало), то оказалось, что мало что уцелело от тех лет, а главное – бесследно исчезла из Вязников чудотворная Казанская икона Божией матери. На стендах можно увидеть лишь жалкие крохи того, что осталось от вязниковских соборов, некогда составлявших удивительный храмовый ансамбль, архитектура которого приводила в восторг современников. Что же предстает взору посетителя, кроме названных здесь документов? Фрагмент кованой железной решетки от колокольни Казанского собора, горшок-голосник из стены собора, кованые связи, кафли, кирпич. На центральном стенде помещена церковная утварь: крестильная и водо-святные чаши, дарохранительница, орарь, рукописный каноник и целый ряд других экспонатов. Но более всего поражает воображение железная церковная «кружка» высотой 75 и диаметром 25 сантиметров с запирающейся на замок крышкой и прорезью для опускания большой и малой лепты. С этого экспоната начинается выставка, как со сбора добровольных пожертвований начинается любой собор, не зря у этих слов один корень.

С.АПОСТОЛОВ. Фото автора.

Поделиться новостью

Добавить комментарий