//   Погода:
Новости

Над Клязьмой, как птицы…

Увеличить картинкуУвеличить картинкуУвеличить картинкуОтчего люди не летают, как птицы? Такой вопрос интересовал представителей рода человеческого с давних времен. С тех же самых пор люди пытались устранить эту природную несправедливость и с помощью нехитрых технических решений подняться в воздух. Прошли столетия, появились способы доставить человека не только к облакам, но и к звездным порогам – в космос. Казалось бы, победа достигнута и интерес к полетам должен угаснуть. Но только не для парапланеристов — для них высота всегда остается чем-то родным и постоянно манящим…
…Моих спутников двое. Одного из них зовут Виктор, он летает более 10 лет, другого – Алексей, он новичок, эта поездка будет только четвертой в его летной копилке. Оба живут в Вязниках, к профессионалам или спортсменам себя не относят. Судьба свела нас больше года назад на вязниковском Интернет-форуме, где парапланеристы искали единомышленников для полетов над Клязьмой. Еще тогда и договорились о совместной поездке. Уж больно хотелось понаблюдать, как над родным Венцом раскрывается широкое крыло параплана. Но за все это время встретиться как-то не удавалось. Главный барометр в данном виде спорта – ветер, его скорость и направление. Эти составляющие очень капризны. Порой достаточно и часа, чтобы погодные условия стали непригодными для полетов. Поэтому прогнозировать тут невозможно, а за короткое время трудно успеть созвониться и подготовиться к поездке.
На мое удивление, звонок раздался в конце февраля. Еще не успели отпустить запоздавшие в этом году трескучие морозы, как Виктор и Алексей собрались в путь. «Температура воздуха тут роли не играет, восходящие воздушные потоки существуют и зимой, – пояснил голос в трубке. – Заедем за тобой через час!». Ну, как я мог отказать?!. Курс был взят на Венец, в Толмачево. «Летать можно и в районе д.Быковка, можно и во Мстере, – поясняет Виктор. – Там тоже отличные спуски, но это место для парапланеристов по-своему уникально». Среди спортсменов и профессионалов вязниковский Венец известен по всей Владимирской области. «Полетать» к нам едут и из Москвы, и из других регионов. Дело здесь не только в живописных пейзажах, но и в технических характеристиках склона: высота около 80-метров, удобный пологий спуск. Правда, как отмечает Виктор, «развернут» склон почти на север, потому очень трудно «поймать ветер», но и это не страшит любителей экстрима.
…Мы на месте. Несколькими часами ранее Виктор уже был здесь, погодные условия ему показались благоприятными. Первым делом парапланеристы проверяют направление и скорость ветра: не изменились ли они? Сильный ветер будет «рвать» крыло параплана – а значит, возрастет вероятность получить травму или не удастся взлететь вовсе. Слабый ветер тоже не годится — его окажется недостаточно, чтобы подняться на нужную высоту. Произошло то, чего опасались больше всего. Ветер стал чересчур сильным, он дует порывами, 10-12 метров в секунду в направлении смотровой площадки Венца, почти по касательной к ней. В таких условиях обычно не летают, но Виктор принимает решение: «Летим!». Правда, полет будет начат не с самой площадки, а чуть ниже Придется спуститься ближе к реке, там погода более сносна. Иду вниз за спортсменами, Хоть кто-нибудь предупредил бы, что придется лезть по колено в снегу! Спустились на треть… Начинается самое главное и самое продолжительное при старте – подготовка. Нужно распутать десятки тонких, но прочных кевларовых нитей, которые соединяют крыло параплана с креслом, где размещается пилот. Летное оборудование требует бережного отношения к себе: во-первых, оно дорогостоящее, купленное на собственные деньги; во-вторых, именно от его состояния зависит безопасность спортсмена. Нельзя допустить, чтобы что-то запуталось – в лучшем случае, это может обернуться неудавшимся стартом, в худшем – синяками и ушибами… Впрочем, особенно опасным выбранный вид спорта Виктор и Алексей не считают. «Как в любом виде спорта, тут есть определённый процент риска. Всё зависит от опыта и подготовки, ей и занимаемся», – в один голос заявляют они.
…Делаю несколько фотоснимков и тут же поднимаюсь обратно наверх. Ветер внизу хоть и слабее, но вместе с морозом «прихватывает» так, что руки в теплых вязаных перчатках начинают неметь, а ноги примерзают к заснеженной земле. Спортсменам сложнее – они сейчас должны быть максимально сосредоточенными. Сложенное крыло параплана — а площадь его равна 28 квадратным метрам — то и дело теребят потоки воздуха, мешая работе. До самого последнего момента мои спутники сомневаются, стоит ли вообще подниматься в воздух. Подъехавшему откуда-то свадебному кортежу проще. Сегодняшнее посещение Венца молодожёнами уже не отменишь. Сфотографировавшись на фоне зимних просторов и понаблюдав за парапланеристами, новоиспеченные супруги уезжают, пожелав тем успеха. Сколько же нужно энтузиазма, сил и желания, чтобы тратить десятки и десятки минут на подготовку на земле для всего лишь нескольких мгновений в воздухе! Как оказалось, такие мысли посещали не только мою голову.
…И вот наступает долгожданный момент. После традиционного «с Богом!» Виктор начинает подтягивать к себе параплан, провоцируя стихию. Алексей страхует, ветер слишком силен, одному тут не справиться. Крыло рывками наполняется воздухом. Повинуясь лишь законам аэродинамики, оно становится практически неуправляемым. На несколько метров парапланериста по снегу волочит вверх вдоль склона, потом приподнимает … Отрыв от земли… Поехали! Не успеваю щелкать фотоаппаратом, делаю всего три снимка, и параплан отдаляется настолько, что оптических свойств моей фототехники для качественной съемки уже недостаточно. Система управления позволяет Виктору обогнуть кустарники, в направлении которых его отнес ветер, и приземлиться в нескольких десятках метров от берега Клязьмы. Победа! «Вы видели, вы видели?» – едва приземлившись, восклицает он, обращаясь к нам, стоящим где-то там на склоне.
Теперь перед Виктором задача не менее сложная: подняться обратно до места старта. Сама ткань, из которой сделано крыло параплана – легкая, весит пять-шесть килограммов, но крепежи и оснастка добавляют ещё столько же. Таким образом, на вершину склона приходится карабкаться вместе почти с пудовой нагрузкой. А если учесть сугробы, в которые легко провалиться по пояс, и сбивающий с пути порывистый ветер, восхождение вполне можно приравнять к подвигу. «Перегрузки, которые испытывает человек при полетах и восхождении, колоссальны, – поясняет тем временем Алексей. Потом шутит. – Это отличное средство для похудания: только за один день можно сбросить несколько килограммов».
Но Виктор, похоже, до места предыдущего старта подниматься не собирается, он решил стартовать вновь уже на более низкой высоте. Времени на повторную подготовку нужно уже меньше. Алексей опять страхует, и ярко-желтый купол вновь раскрывается в воздухе. Полеты на параплане — это не просто спуски по воздуху сверху вниз. При благоприятном направлении ветра и грамотном управлении можно летать вдоль склона, что и хотел попробовать Виктор, в очередной раз бросив вызов стихии. Но попытка не удалась, параплан унес своего пассажира в сторону и совершил посадку в еще более отдаленной от подножья точке, чем это было при первом старте. Взбираться теперь придется около получаса.
…Время идет медленно, ноги замерзли напрочь, лицо обветрилось. Но если я уже подумываю о возвращении домой, то Алексей с нетерпением ждет своего напарника. Подниматься в воздух теперь пришла его очередь.
За четыре часа моим спутникам удалось совершить три полета. Можно было решиться и на четвертый, тем более, что порывы ветра, видимо, смирившись со стойким характером вязниковских парапланеристов, стали тише и спокойнее. Но багровая полоса заката, повисшая над Венцом, словно запретительный знак светофора, возвещала о том, что на сегодня со стартами пора заканчивать. Виктор и Алексей, радостные и, казалось, совсем не уставшие, уже строили планы на завтрашний день, говорили о возможных полетах во Мстере, приглашали меня примерить летную амуницию. Мои же мысли были куда менее амбициозны и крутились вокруг ванны, полной горячей воды, в которую жуть как хотелось поскорее забраться…
Отчего люди не летают, как птицы? Может быть, Создатель специально лишил представителей рода человеческого крыльев, заведомо зная, что они сами смогут преодолеть этот барьер и подняться к небу? Что найдутся среди них те, кто будет способен ставить перед собой самые невероятные цели, бороться и добиваться успеха!

А.Ратников

Поделиться новостью

2 комментария:

Добавить комментарий