//   Погода:
Новости

С партизанской закалкой

Увеличить картинкуО Василии Максимовиче Ситкове давно хотелось написать. Он — участник Великой Отечественной войны, спортсмен по духу и образу жизни; несмотря на свои 88 лет, делает зарядку, до последнего времени совершал утренние пробежки и обливался водой. Играет в шахматы по первому разряду. В разговорах всегда подпустит острое словцо, солёную шутку…
В.М.Ситков родился в 1918 году в Вязниках. Его отец, Максим Гаврилович, был активным коммунистом, членом партии с 1917 года, занимал различные руководящие должности у нас в городе, а мать, Александра Яковлевна, совсем была неграмотная, не работала и воспитывала четверых детей. Василий Максимович до войны закончил 7 классов Ленинской школы, был заядлым спортсменом: сдал нормы на знак ГТО II ступени, гордился тем, что бегал «стометровку» за 12 секунд (довоенный рекорд Вязников), увлекался волейболом, отлично плавал (на спор 10 раз переплывал Клязьму), и, наконец, тогда же, в возрасте 15 лет научился играть в шахматы.
После школы Василий Максимович поступил в Муромцевский лесной техникум, что в Судогодском районе, лето проводил в родном городе и вот как об этом рассказывает: «В то время все увлекались танцами, которые устраивались в городском парке. Там никогда не было ни пьянства, ни хулиганства, ни тем более драк. На танцплощадке нельзя было увидеть пьяных парней. Вообще пьянство в Вязниках не процветало. Мы провожали девушек во все концы города и не было случая, чтобы на кого-то напали или избили. В городе был порядок, случаи воровства единичны. Разве что за яблоками лазили». Перед тем, как Василия Ситкова забрали в армию в 1939 году, он познакомился всё в том же «городском саду» с Алексеем Ивановичем Фатьяновым, жал ему руку и счел это для себя большой честью.
Свой боевой путь Василий Максимович Ситков начал с первых дней войны, служил в авиаполку стрелком-радистом, а потом просто стрелком, летая на скоростных бомбардировщиках (СБ). По его свидетельству, наша авиация в первые дни и месяцы войны несла большие потери: тактика боя была не отработана, отправляли на бомбометание без прикрытия истребителей, которых просто недоставало, поэтому большое количество самолетов этого типа погибло в первый год войны. «У немцев же это было отработано идеально, — говорит ветеран, — потому что они воевал с 36 года, с Испании. Жаль, что много исключительно талантливых летчиков погибло в первый год войны. Поступает приказ: девятке СБ отбомбить станцию такую-то. В воздух поднялись, а назад ни один не вернулся, а в каждом экипаже по 3 человека: летчик, штурман и стрелок-радист. Бывало и так, причем сплошь и рядом: машины возвращались, а в кабине стрелка – труп: обычно немецкие истребители в первую очередь стремились уничтожить стрелков».
Так и летал В.М.Ситков в качестве стрелка на СБ, сидя в своей задней кабине и имея под рукой два пулемета: турельный – для поражения верхних целей и ещё один – для низовых «объектов». Летал до тех пор, пока их самолет не был подбит в 1943 году в воздушном бою. «Задача была бомбить Житомир, — продолжает вспоминать Василий Максимович. – Вылетели звеном в 3 машины. Не долетая до Житомира, нас встретила шестёрка «мессеров». Завязался воздушный бой. В бою я подбил одного «мессера», но и наш самолет загорелся. Я выпрыгнул из самолета с парашютом. Сделал «затяжку» и приземлился около стада коров. Пастух помог мне освободиться от парашюта, который мы вместе быстро смотали и спрятали в посадку. В этом бою я не заметил, что был ранен в голову (Василий Максимович показывает царапину за ухом), ранение нетяжёлое, но потом повлияло на слух (Мы общаемся с ветераном с помощью его слухового аппарата). Первое время прятался на хуторах, искал связи с партизанами. В сентябре 1943-го вступил в партизанский отряд».
Отряд народных мстителей, в который попал В.М.Ситков, входил в соединение легендарного Ковпака. Его отряды действовали очень маневренно, и каратели, посланные на борьбу с партизанами, не имели большого успеха. Но эта подвижность, маневренность тоже доставалась немалой ценой. «Нагрузка была исключительно тяжелая, — продолжает рассказчик. – В болоте сидел не один раз. Современные люди не поймут, как это тяжело выходить с боями из окружения. В основе своей каждые 4-5 партизан имели лошадь и двуколку, на которой везли снаряжение и питание. Так передвигались. Меня спасало то, что я никогда не пил и не курил, сам постоянно был в отличной спортивной форме. А кроме того, всегда был весел, бодр, являлся ротным запевалой, слух – плохой, но – голос сильный. Никогда не унывал, любил анекдот; в самые тяжелые моменты, в неприятной обстановке все превращал в шутку и этим поддерживал тонус, за что меня и любили все бойцы».
«Не знаю, как статистика говорит, -продолжает В.М.Ситков, — но мое мнение таково, что партизаны очень сильно помогли в уничтожении тылов немецкой армии, но об этом замалчивают. Также и о наградах. В партизанском отряде люди орденов не получали: там некогда и некому было этим заниматься. Реляции на партизан никто не писал. А были настоящие герои, которые имели на счету более пятидесяти уничтоженных немцев и полицаев». Сам В.М.Ситков истребил в боях более десятка оккупантов.
С теплотой говорит ветеран о местном населении: «Находясь в партизанском отряде, мы выживали благодаря самоотверженной поддержке местного населения, если бы не оно, партизанское движение не могло бы существовать. Местные жители вылечивали раненых бойцов, помогали продовольствием. Питались мы в основном за счет колхозных дворов, там для нас забивали свиней, и наши повара заготавливали мясо ».
В.М.Ситков – не единственный вязниковец, партизанивший на Украине: «Рядом с нами, — вспоминает он, — действовал отряд генерала Сабурова, наш вязниковский парень Ваня Винтилов был в этом отряде командиром взвода. А брат его, Сергей Винтилов, командовал подразделением противотанковых орудий в регулярной армии и войну закончил в звании генерал-майора. Мы с ним были в приятельских отношениях еще до войны. После войны он проживал в Москве, но в Вязники заезжал. Как потом сложилась его судьба не знаю, но мне жаль, что о нем ничего не написано и нет материала в нашем музее, хотя, возможно, я ошибаюсь. Был у них и третий брат, но он погиб на войне».
В партизанском отряде В.М.Ситкова трижды ранило, последний раз – в ногу, он лежал в госпитале в Киеве. В мае 1944 года партизанские отряды соединились с частями Красной Армии, и всех партизан пропустили через органы контрразведки. Была в этом жёсткая необходимость или нет, сейчас трудно судить, но у многих участников партизанского движения осталась обида. «Некоторые бойцы к нам прыгали с парашютом, — с горечью говорит ветеран, – это, в основном, подрывники из центра. В Москве, провожая их, комиссары говорили: мол, когда вернётесь, генералы перед вами шапку будут снимать, а вышло все наоборот. Многих партизан отправили в ссылку, а меня после войны в партию не приняли, по причине того, что находился на оккупированной территории. Настоящего уважения к партизанам так и не было».
И эту обиду можно понять. Лет десять назад В.М.Ситков получил извещение из штаба партизанского движения Украины, что в его адрес выслан документ, удостоверяющий то, что он является партизаном Украины, и что документ этот поступил в горисполком. Он там пролежал целый месяц, и никто не догадался с почетом вручить его бывшему партизану. Вместо этого пришлось идти самому выпрашивать эту красную книжечку «Партизанский квиток» № 12224, который подтверждает, что Василий Максимович Ситков с вересеня (сентября) 1943 – по березень (май) 1944 года был участником партизанского руху (движения)
Но вернемся в те годы. После госпиталя и проверок, бывший партизан снова попал в регулярную авиачасть (это была 2-я Воздушная армия), но уже не летал, а нес службу по охране самолетов. Войну закончил в Австрии в звании лейтенанта, а в декабре 1945 года как специалист народного хозяйства, согласно особому указу Сталина, был демобилизован. В 1946-м году он поступил в Московский инженерно-экономический институт, после окончания которого был по распределению назначен главным инженером Можайского леспромхоза и, отработав там, вернулся в Вязники. Три перенесённых ранения сказались впоследствии на здоровье ветерана, и ему была присвоена II степень инвалидности. Своим хобби Василий Максимович считает шахматы, у него самого первый разряд, он знает историю этого вида спорта в Вязниках, помогал воспитывать шахматную молодежь, был одним из первых наставников будущего гроссмейстера Алексея Корнева (сейчас живет во Владимире). В.М.Ситков доволен, что шахматы в городе возглавляет сейчас М.И.Апарин, который не забывает ветерана.
В заключение хочется при вести некоторые высказывания этого человека, прошедшего тяжёлый жизненный путь и сделавшего свои выводы для себя. Не представься случай, Василий Максимович, может быть, никогда не высказал бы их публично. О Победе: «Кто же выиграл войну? Моё личное мнение, что войну выиграли лейтенанты. Они сидели вместе с солдатами в окопах, вели их в атаку. По статистике лейтенантов погибло более 50 тысяч.». О высшем командовании: «Закончив войну и проанализировав события, я пришел к выводу, что Советский Союз победил фашистскую Германию за счет ума, а главными победителями были три человека: маршал Шапошников, разработавший окружение немцев под Сталинградом, маршал Василевский, разработавший Курскую операцию, и исполнитель этих планов маршал Жуков. Вот три человека, на которых надо молиться, вставать на колени и вспоминать». О войне: «Война – это самая грязная, страшная штука. Не дай Бог, чтобы она возникла!». Молодому поколению: «Моё пожелание современной молодежи: любите жизнь, занимайтесь спортом и похороните все виды алкоголя. Только так можно прожить долгую жизнь».
С.АПОСТОЛОВ. Фото автора

Поделиться новостью

Добавить комментарий